Найти в Дзене
Умная Коллекция

Картина «Ранняя весна» и другие работы художника Михаила Бобышова

Михаил Павлович Бобышов (1885-1964) – художник, незаслуженно оттесненный и будто забытый, но его потрясающая манера заслуживает огромного внимания и даже обожания. Несмотря на то, что его картины находятся в крупнейших частных европейских и отечественных коллекциях, в Третьяковке и Русском музее, о творчестве мастера мало кто вспоминает. И совершенно зря. Перед нами картина «Ранняя весна», которая имеет несомненное художественное и антикварно-коллекционное значение, как редкий образец раннего творчества художника. Композиция картины фрагментарная — изображена только небольшая часть кроны дерева. При этом М.П. Бобышову удается точно передать ощущение ранней весны, ее свежести, туманности. От левого верхнего угла к правому нижнему появляется все больше зелени, что явно символизирует сам процесс смены времен года. Такие точно подмеченные детали позволяют художнику привнести больше движения и повествовательности в достаточно лаконичный, даже простой мотив. В это время молодой автор находил
Оглавление

Михаил Павлович Бобышов (1885-1964) – художник, незаслуженно оттесненный и будто забытый, но его потрясающая манера заслуживает огромного внимания и даже обожания. Несмотря на то, что его картины находятся в крупнейших частных европейских и отечественных коллекциях, в Третьяковке и Русском музее, о творчестве мастера мало кто вспоминает. И совершенно зря.

Картина "Ранняя весна"

Михаил Бобышов. Ранняя весна. Вторая половина 1910-х. Галерея Умная коллекция.
Михаил Бобышов. Ранняя весна. Вторая половина 1910-х. Галерея Умная коллекция.

Перед нами картина «Ранняя весна», которая имеет несомненное художественное и антикварно-коллекционное значение, как редкий образец раннего творчества художника. Композиция картины фрагментарная — изображена только небольшая часть кроны дерева. При этом М.П. Бобышову удается точно передать ощущение ранней весны, ее свежести, туманности. От левого верхнего угла к правому нижнему появляется все больше зелени, что явно символизирует сам процесс смены времен года. Такие точно подмеченные детали позволяют художнику привнести больше движения и повествовательности в достаточно лаконичный, даже простой мотив.

В это время молодой автор находился под влиянием мастеров «Мира искусства» с их декоративностью, изысканностью, графичностью, и уже начал работать как театральный художник. Так, в представленной работе читается нарастающая декоративность: сдержанная колористическая гамма, четкие контуры, работа с крупными цветовыми отношениями. Рисунок переплетения ветвей, темных на контрасте с ясным голубым небом, образует орнамент. Тонкий, местами прозрачный красочный слой, наложение краски небольшими мазками тонкой кисти, прорисовка деталей демонстрируют скорее графический подход к живописи и определяют авторский метод М.П. Бобышова.

Человек, который умел видеть и чувствовать красоту

Сам Репин оказал протекцию простому пареньку из Тверской губернии в поступлении в Центральное училище технического рисования барона Штиглица. Увидев его работы, мэтр сразу понял, что перед ним настоящий талант.

М.Бобышов. Версаль. 1909 г. Бумага, акварель, пастель, карандаш. 20x25,5 см.
М.Бобышов. Версаль. 1909 г. Бумага, акварель, пастель, карандаш. 20x25,5 см.

Творческая манера молодого художника формировалась под влиянием объединения «Мир искусства», ей присущи графичность, декоративность, изысканность, изящество силуэтов и простота линий, но, главное, тончайшее восприятие стиля эпохи. Будущее свое направление Бобышов быстро определил, устремив все внимание в сторону театра. А.Я. Головин справедливо отмечал, что в этот период «театр переживал эпоху бури и натиска». Над декорациями в то время трудились такие мэтры как М.А. Врубель, В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, К.А. Коровин и другие.

Эскиз панно «Ладья». 1913 г. Бумага, гуашь.
Эскиз панно «Ладья». 1913 г. Бумага, гуашь.

Приезд Бобышова в Париж в 1908 г. в рамках пенсионерской поездки совпал с триумфом «Русских сезонов» С.П. Дягилева, что предрешило дальнейший творческий путь живописца... Второй страстью художника стала педагогическая деятельность, которой он посвятил более 40-ка лет жизни.

М.Бобышов. Женский портрет с веером. 1914 г. Картон, темпера. 58,5х46 см.
М.Бобышов. Женский портрет с веером. 1914 г. Картон, темпера. 58,5х46 см.
М.Бобышов. Арлекинада. Сцена из балета «Карнавал» на музыку Роберта Шумана. 1915 г. Холст, масло. 84,5х63 см.
М.Бобышов. Арлекинада. Сцена из балета «Карнавал» на музыку Роберта Шумана. 1915 г. Холст, масло. 84,5х63 см.
М.Бобышов. Портрет молодой женщины в черном кружевном платье. 1915 г. Картон, темпера, гуашь. 1915 г. 79x67 см.
М.Бобышов. Портрет молодой женщины в черном кружевном платье. 1915 г. Картон, темпера, гуашь. 1915 г. 79x67 см.
М.Бобышов. У Зимнего дворца. 1921 г. Картон, акварель, графитный карандаш
М.Бобышов. У Зимнего дворца. 1921 г. Картон, акварель, графитный карандаш
М.Бобышов. Эскиз декорации к опере А.П. Бородина «Князь Игорь». 1934 г.
М.Бобышов. Эскиз декорации к опере А.П. Бородина «Князь Игорь». 1934 г.
М.Бобышов. Старый Самарканд. 1942 г. Бумага, акварель, карандаш. 65х65 см.  Продано на аукционе MacDougall, 2010 г.
М.Бобышов. Старый Самарканд. 1942 г. Бумага, акварель, карандаш. 65х65 см. Продано на аукционе MacDougall, 2010 г.