Во имя Отца и Сына и Св. Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня Православная Церковь возобновляет свои молитвы об усопших. Поминовение умерших и добрые дела в память их - неотъемлемая часть христианской жизни, верный способ выразить любовь к нашим дорогим ушедшим близким. Однако часть нашего общества, претендуя на святое имя "христиане", отвергают древнейшую церковную практику заупокойной молитвы. Эти люди забывают, что молитва об усопших, милостыня в память их практиковалась еще в Ветхозаветной Церкви. Так, во Второзаконии есть указание на то, что иудеи давали милостыню ради умерших (Втор. 26,14), после гибели Саула и Ионафана, Давид с дружиной, а также жители Иависа Галаадского постились о них (1 Цар. 31:11–12; 2Цар. 1, 12), в 131 псалме, написанном уже после смерти Давида, вероятно, его сыном Соломоном, есть такие слова: "Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его: как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова...". Как эти слова перекликаются с формой православного поминовения "помяни, Господи р.б. Геннадия..."!
Практика поминовения усопших в Ветхозаветной Церкви нашла отражение и в неканонических книгах Ветхого Завета. Так, Книга Иисуса сына Сирахова, датируемая кон. III в. до н.э., призывает наравне с живыми не лишать милости и умерших (Сир. 7, 36). Какая же милость может быть оказана умершему, кроме молитвы о нем? В книге Товита, относящейся ко II в. до н.э., читаем: "Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам" (Тов. 4, 17). В этих словах без труда можно увидеть указание на раздаяние милостыни в память о праведных умерших. Почему же речь идет только о праведниках? Дело в том, что до сошествия во ад Христа между местопребыванием праведных, почивавших на лоне Авраама, и грешных, мучившихся в геенне огненной, лежала непреодолимая пропасть, следовательно, раздавать милостыню в память умерших грешников, казалось, не имело смысла.
Впрочем, иудеи верили, что молитва об усопших способна разрешить их грехи. Во Второй книге Маккавейской, написанной ок. 100 г. до н.э. повествуется о том, что Иуда Маккавей послал до 2 тыс. драхм серебра в Иерусалим, дабы принести жертву за грех от имени павших воинов, на телах которых были найдены языческие амулеты, что, безусловно, рассматривалось как грех. Автор книги так хвалит Иуду:
«он поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, - какая святая и благочестивая мысль!
Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешаться от греха» (2Макк. 12, 43-45). Любопытно, что Вторая книга Маккавейская, по свидетельству самого автора, является эпитомой (кратким изложением) недошедшего до нас сочинения Ясона из Кирены, посвященного деяниям Иуды Маккавея, написанного, вероятно, еще до гибели Иуды в 160 г. Таким образом, мы имеем свидетельство современника
о культовой практике иудеев сер. ΙΙ в. до н.э.
Традиция поминать умерших и жертвовать от их имени сохранилась у евреев и после разрушения Иерусалимского храма. Так, современные иудеи отправляют поминальный молебен по усопшим Ицкор,
самое раннее упоминание о котором содержится в Мидраше Танхума. Составитель этого мидраша, раби Танхума, жил в Израиле в IV в., соответственно, описанная им молитвенная практика отражает более ранний период.
Таким образом, совершенно ясно, что традиция поминать умерших утвердилась в иудейской среде задолго до пришествия Иисуса и продолжалась после Его Вознесения. Характерно, что Христос, обличая множественные религиозные заблуждения современных ему иудеев, не говорит ни слова против практики заупокойных молитв. Оно и понятно, ибо по словам Спасителя, у Бога все живы (Лк. 20, 38). Подобно и апостолы, призывая молиться друг за друга и о всех святых всякою молитвою и прошением во всякое время (Ик. 5, 16; Еф. 6:18), не разделяли христиан на живых и мертвых. С точки зрения Новозаветных Писаний религиозная жизнь не прекращается со смертью. Апостол Павел пишет: "А живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни" (Рим. 14, 8). Не нужно искусственно ограничивать милосердие Божие гробовой доской, ибо, по словам апостола Павла, "Любовь никогда не перестает" (1Кор. 13, 8). И после смерти Господь прощает грехи. В этом нас косвенно убеждают слова Спасителя о том, что хула на Духа Святого не простится человеку ни в сем, ни в будущем веке (Мф. 12, 32). Из этих слов следует, что другие категории грехов могут быть прощены, а значит, можно изменить участь человека и после его кончины, иначе зачем бы Христу сходить в ад для проповеди и благовествования находящимся в темнице некогда непокорным духам (1Пет. 3, 18-20; 1Пет. 4, 6)?
Практика заупокойной молитвы существовала в Церкви с первых дней Ее существования. В частности апостол Павел молился об умершем Онисофоре следующими словами: "Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день (2Тим. 1, 18). Семантически эта формула весьма близка нашему "даруй ему Царствие Небесное". В эпитафии Аверкия Иерапольского, умершего в 167 г., среди прочего содержится просьба от имени епископа, помолиться о нем. Текст эпитафии приведен в житии, составленном в последней четверти IV в., там же сообщается, что он списан с подлинного камня у гробницы епископа. До конца ΧΙΧ в. в научных кругах эпитафия Аверкия считалась подделкой IV-V в., однако в 1883 г. У. Рамсей в г. Синнады, южнее Иераполя, нашел 2 фрагмента эпитафии с описанием трудов и путешествия Аверкия. Текст был выбит на камне и почти полностью совпадает с приведенным в житии. Время создания надписи близко к предполагаемой дате смерти Аверкия ок. 167, 190 или 195 г. Это делает находку У. Рамсея самым ранним идентифицированным христианским эпиграфическим памятником.
В трудах раннехристианских писателей также отражена церковная традиции молитвы за умерших. В Ι в. Дионисий Ареопагит пишет: "СВЯЩЕННИК СО СМИРЕНИЕМ ДОЛЖЕН МОЛИТЬ БЛАГОДАТЬ БОЖИЮ, ДА ОТПУСТИТ ГОСПОДЬ УСОПШЕМУ ГРЕХИ, ПРОИСШЕДШИЕ ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НЕМОЩИ, И ДА ВСЕЛИТ ЕГО В СТРАНЕ ЖИВЫХ, В НЕДРАХ АВРААМА, ИСААКА И ИАКОВА". Живший на рубеже II и III в. Тертуллиан свидетельствует: "ЕЖЕГОДНО МЫ ТВОРИМ ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПРИНОШЕНИЯ ЗА УМЕРШИХ В ДЕНЬ ИХ РОЖДЕНИЯ". В 1 пол. III в. Киприан Карфагенский, ссылаясь на предшественников, определил в качестве наказания умершему брату по имени Виктор,
отказ в совершении приношения за него и отменил торжественную жертвы об его упокоении за то,
что тот в своем завещании назначил пресвитера опекуном. "Ибо тот не заслуживает, чтобы об упокоении его было у вас приношение или чтобы в церкви была совершаема о нем общественная молитва". В IV в. о необходимости молитвы за умерших писали Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский, Епифаний Кипрский, Василий Великий, Иоанн Златоуст, блаж. Августин.
И вот имея столько свидетельств Священного Писания и древних святых отцев, мы, члены Церкви, основанной Христом, с недоумением смотрим на какого-нибудь баптиста, секта которого моложе нашего Усолья, запрещающего нам молиться об умерших, особенно в те дни, когда мы вспоминаем как Господь наш Иисус Христос, разрушив ад, освободил умерших. И если ранее после смерти между праведными и грешными лежала непреодолимая пропасть, то теперь у умерших грешников появилась надежда. Будем же сугубо молится о наших усопших родных, дабы когда придет наше время, нашелся такой человек, который помолился бы за нас.
Аминь.