Найти в Дзене

Как урок труда открыл путь к скульптуре🎨

"Искусство начинается не с идеи, а с умения разглядеть её в обычном"

📌Как проходила моя жизнь дальше?

📌 Что меня увлекало?

📌 Как я познакомился с материалом?

🖋Как и обещал ранее, расскажу вам в этой статье!

Первая моя скульптура была вылеплена из хлеба. Это была скульптура медведя, которую я также раскрасил и высушил в печке. Это было очень интересно.

Но, когда мне подарили пластилин, я тоже его поставил в печь, и от моей работы ничего не осталось. Для меня это была страшная трагедия: я так переживал, но потом, конечно, после этого поумнел и больше так не экспериментировал.

Дальше всё двигалось в том направлении, что, когда меня спрашивали, кем я хочу стать, я с уверенностью сразу отвечал, что хочу быть художником.

И вот помню, в пятом классе у нас преподаватель рисования поставил мне пятёрку и подчеркнул, что мне нужно заниматься рисованием.

Он поделился, что у нас в доме культуры есть художественная студия, и что мне нужно туда сходить записаться, чтобы развивать талант. Я пришёл в студию, как раз было начало учебного года, и шёл приём новеньких учеников. Мне было очень интересно, потому что там уже были взрослые ребята, которые обучались для комбината "Пятый октябрь". Большинство уже окончили разные учебные заведения: и московские институты, и Ивановский текстильный институт художественного отделения. Также были просто взрослые ребята, которые приходили рисовать для себя. Меня приняли.

Преподавателем был Тихонов Александр Иванович. Он сам закончил серьёзное по тем временам училище в 1905 году в Москве и очень хорошо рисовал. Кроме нашей художественной студии, он подрабатывал: писал афиши. Мы всегда удивлялись, как он успевал за вечер нарисовать сухой кистью в "растирочку", например, портрет Ленина. Рисунок у него был очень хороший.

Я рассказал в школе своим одноклассникам, что записался в художественную студию, и мои друзья решили, что тоже хотят со мной ходить рисовать. Пять человек пришли со мной на занятия по рисунку. Я был рад, потому что хотелось, чтобы меня окружали не только взрослые люди, но и мои ровесники. Но через пару недель никто, кроме меня, из сверстников не посещал больше студию.

А я с удовольствием продолжал ходить. Нам делали постановки, натюрморты, мы писали живописью и делали рисунки, друг друга рисовали. Было очень интересно.

И вот это всё привело к тому, что я в дальнейшем уже чётко сформулировал свою судьбу: нужно будет учиться.

Первый мой заход был неудачный. Я поехал поступать с папой в Кострому после седьмого класса. В Костроме я почему-то не набрал баллов, не прошёл по конкурсу, хотя в школе я учился очень хорошо и всегда писал диктанты на четыре и пять, а там написал на тройку. Не поступил, но зато посмотрел Кострому, Красное село, Волгу. Мне там очень понравилось.

По возвращении я пошёл в среднюю школу в восьмой класс. И после восьмого класса мне подсказал преподаватель труда, что есть училище в городе Хотьково: "Абрамцевский художественно-промышленное училище им. В.М. Васнецова" с хорошим художественным отделением, и что мне нужно туда поступать. Перед этим он научил меня делать табуретку, правильно строгать, из полена делать брусок, долбить. Всё это мне пригодилось в будущем.

Я решил попробовать поступить. Пришёл на экзамен, сдал с первого раза, меня приняли, и я поступил на отделение "Резьба по кости и дереву". Вновь я оказался самым младшим на курсе: мне было 15 лет, а следующему однокурснику было 20 лет, и ещё старше. Народ был очень серьёзный: кто-то был уже после армии, но меня очень хорошо приняли и в группе, и в общежитии соседи. Мы с ними вместе рисовали по вечерам. Я быстро получил авторитет среди ребят, так как рисовал уже хорошо после окончания художественной студии. Даже по выходным приглашали натурщиц и их рисовали. Был большой подъём в развитии таланта.

Стипендия была небольшой: 14 рублей, поэтому всем приходилось подрабатывать: кому-то сторожить, кому-то в котельной. Было такое время: 1960-1965 годы.

Мне нравилось работать с материалом. Кроме рисунка, живописи и скульптуры, была резьба по кости, по дереву, разные ювелирные изделия делали.

Но больше всего я увлёкся скульптурой.

У нас пришёл новый преподаватель: Калиновский Грин Владимирович, и пообещал из нас сделать скульпторов. И это так захватило: сразу появились дополнительные кружки, научились формовать из гипса, лепить. Он объяснил, какой нужно приобрести инструмент: в виде чемоданчиков из фибры, молоток, клещи, разнообразные стамески: всё, что нужно для работы.

Моя первая серьезная работа во время обучения "Бюст младшего брата"
Моя первая серьезная работа во время обучения "Бюст младшего брата"

Учёба шла в разных направлениях. Вроде бы и скульптура, но и на этюды ходили, потому что писать хотелось. У нас в группе было два очень хороших живописца.

Сделали себе все этюдники, и по выходным, и в свободное время выбирались на этюды. Всё это вылилось в то, что я хорошо защитился, получил диплом и был направлен на Александровский радиозавод.

Меня никуда далеко не хотели посылать, а тут вызов сделали, что требуется художник по разработке моделей новых телевизоров. Я туда пришёл, начал какую-то деятельность, но проработал совсем немного, потому что подошло время, и меня начали вызывать в военкомат, и служить надо.

Я не очень рвался в армию, не ощущал потребности, было желание учиться дальше, а я должен был отработать 3 года после окончания училища. Решил поговорить с дирекцией, что меня всё равно забирают в армию, и попросил, чтобы меня отпустили с завода, и они выдали мне направление на обучение в МГХПА им. С.Г. Строганова.

В Строгановке были уже серьёзные экзамены по сравнению с училищем. Очень пригодилось то, что я много занимался скульптурой, потому что нам нужно было лепить поясной портрет с натуры на вступительном экзамене, так же рисунок фигуры, рисунок портрета, композиция. Но я всё сдал и поступил.

Первый курс, общежитие МГХПА им. С.Г. Строганова.
Первый курс, общежитие МГХПА им. С.Г. Строганова.

Началась учёба в Строгановке, и вроде бы чувствовалось, что училище много дало, но уровень был не тот. Здесь другие преподаватели, совершенно другие требования, но мне очень было интересно. Очень запомнились эти годы, и друзья появились хорошие. Одним из друзей был Валерий Маляренко из Одессы. Потом он жил в Кишинёве, и я к нему даже ездил в гости. И мы с ним очень много занимались дополнительно: ездили на различные пленэры, выставки. Это очень помогало учёбе, общаясь дополнительно с искусством, которым люди уже владеют.

Были очень интересные поездки. Первый раз мы ездили в Санкт-Петербург на архитектурные зарисовки, потом мы уже ездили в Прибалтику: Ригу, Таллин, Каунас, Вильнюс. Тоже очень запомнились эти поездки, было сделано очень много работ.

Как и в училище, обучение было очень разнообразным: и скульптура, и рисунок, и живопись. В целом это создаёт определённое видение, что тебе больше хочется, и я понял, что больше всего у меня тяга к скульптуре.

Я начал заниматься дополнительно скульптурой по вечерам. Совмещал занятия баскетболом и лепкой. Все мои дополнительные занятия в будущем мне очень пригодились.

В 1969 году я женился. С моей женой Люсей мы были знакомы с 7 лет, и наша детская дружба привела нас к крепкой семье.

Наша роспись в ЗАГСе 1969г.
Наша роспись в ЗАГСе 1969г.

По окончании МГХПА им. С.Г. Строганова в 1970 году, я приехал вновь на Александровский радиозавод и год там отработал. В 1971 году встретил директора Абрамцевского училища, который меня выпускал. Он поинтересовался, где я сейчас. Я рассказал, где работаю, поделился, что в городе Владимир принимаю участие в выставках, выставляю свои работы. И меня пригласили работать в город Хотьково. Я согласился.

Переезд круто изменил мои возможности и направленности. Здесь был коллектив художников, знакомых, большинство тоже закончивших Строгановку. С ребятами мы продолжили лепить, рисовать, и потом появилась возможность выставлять свои работы в художественных и областных выставках.

Появилась скульптурная секция при Союзе художников в Подмосковье, и мы часто собирались. У нас были вечера, где мы имели возможность делать однодневную выставку и обсуждать её с искусствоведом. И так постепенно шёл творческий рост.

👉Как я жил дальше? Как развивались мои творческие навыки?

Расскажу в следующей статье.

✏️ Подписывайтесь на мой канал, вас ждет много интересного.

🎨 Оставляйте комментарии, задавайте вопросы.

⭐️До новых встреч дорогие друзья!⭐️

P.S. На моем канале так же выходят видео о моей творческой жизни и моих работах, некоторые из них могут оказаться в вашей коллекции, не пропусти!

#СкульптураЖивет #ЗаслуженныйХудожникРФ #Хмелевской#ИскусствоБезГраниц#АртДзен#ИскусствоИзнутри#Семейныеистории