Найти в Дзене

«Плавучие общежития, как щепки, были затянуты в жерло плотины...»

Команда земснаряда не пострадала. Однако ледоход 1964 года в Крохино стал настоящей катастрофой. Обычно в здешних местах это природное явление имеет необыкновенную мощь и размах. Весь лёд из Белого озера устремляется в узкое горлышко истока Шексны, и энергия этой стихии грандиозна. Этот ледовый напор много лет разрушал стены Крохинского храма-маяка: так было вплоть до появления берегоукрепления и ледорезов, которые Фонд «Крохино» установил в 2020 году. А описание шекснинского ледохода, с которого и начинается эта статья, попалось нам в воспоминаниях Евгения Михайловича Лучкова. С 1957 года он служил на речном флоте, много лет ходил по Волго-Балту и детально описывает первые годы работы нового водного пути. Село Крохино упоминается в его рассказе уже затопленным, но Шексна не сразу покорилась воле человека. Вот что произошло здесь 30 апреля 61 год назад – приводим фрагменты воспоминаний Е.М. Лучкова: «Навигация 1964 года началась для нас с того, что мы должны были получить другой, боле

Команда земснаряда не пострадала. Однако ледоход 1964 года в Крохино стал настоящей катастрофой.

Обычно в здешних местах это природное явление имеет необыкновенную мощь и размах. Весь лёд из Белого озера устремляется в узкое горлышко истока Шексны, и энергия этой стихии грандиозна. Этот ледовый напор много лет разрушал стены Крохинского храма-маяка: так было вплоть до появления берегоукрепления и ледорезов, которые Фонд «Крохино» установил в 2020 году.

Ледоход в Крохино в начале мая 2022 года. Фото Натальи Захаровой
Ледоход в Крохино в начале мая 2022 года. Фото Натальи Захаровой

А описание шекснинского ледохода, с которого и начинается эта статья, попалось нам в воспоминаниях Евгения Михайловича Лучкова. С 1957 года он служил на речном флоте, много лет ходил по Волго-Балту и детально описывает первые годы работы нового водного пути. Село Крохино упоминается в его рассказе уже затопленным, но Шексна не сразу покорилась воле человека. Вот что произошло здесь 30 апреля 61 год назад – приводим фрагменты воспоминаний Е.М. Лучкова:

«Навигация 1964 года началась для нас с того, что мы должны были получить другой, более быстроходный катер. 30 апреля, после того как фарватер очистился ото льда до самого Шекснинского гидроузла, мы вышли в Шексну. Впервые проходили водохранилищем. Здесь оно представляло печальную картину – на многие километры стоял затопленный лес. Фарватер, еще не обставленный бакенами, проходил по старому руслу Шексны, и затопленный лес был неплохим ориентиром, хотя глубины здесь хватало – метров 5-10.

Евгений Михайлович Лучков (в центре). Фото из архива Горицкой библиотеки-клуба (Кирилловский округ Вологодской области)
Евгений Михайлович Лучков (в центре). Фото из архива Горицкой библиотеки-клуба (Кирилловский округ Вологодской области)

Местность, где находились 35-й, 36-й и 37-й шлюзы, с трудом можно было узнать. Места впадения таких больших притоков, как Славянка, Сизьма, Ковжа, невозможно было определить. Затоплены были берега, где раньше стояли многие деревни, а те деревни, которые ранее находились от реки Шексны в нескольких километрах, стояли теперь на берегу.

Зима была морозная, и на Белом озере был толстый лёд. Но однажды подул сильный северный ветер, под его напором лёд стал ломаться, его понесло к истоку реки Шексны в Крохино. Плотина здесь была перед затоплением положена на дно, и препятствий выходу льда не было. И вот полуметровой толщины льдины сплошным потоком пошли по реке. Так как на плотине в Шексне проходил сброс излишков паводковых вод в Рыбинское водохранилище, то течение было приличным.

Поток льда быстро достиг плотины и стал напирать и на дамбу, и на плотину, и на туннели ГЭС. И всё было бы ничего, но под напором льда не выдержали швартовые тросы зимовавшего здесь землесоса с караваном подсобных плавучих объектов. Не знаю подробностей этой трагедии, но, по рассказам очевидцев, происходило следующее: вначале сорвало пульповоды на понтонах и катера. Команда буксира «Байкал», зимовавшего тут же, видимо, была не готова к экстремальной ситуации. Буксир сорвало и понесло на плотину. Я не знаю, удалось ли запустить двигатель, чтобы спасти судно, или нет. Но капитан «Байкала» Виктор Нетленов с командой долго боролся со стихией.

В это время сорвало и понесло в плотину одну за другой две брандвахты (деревянную и бетонную). Они были полностью обеспечены инвентарем и оборудованием и готовы были принять команду земснаряда – хорошо, что она ещё не была завезена. И вот эти плавучие общежития, как щепки, были затянуты в жерло плотины и исчезли в кипящей пучине воды и льда, застряв в водопропускных окнах. Теперь уже плотину закрыть было невозможно. Создалась угроза полного осушения Шекснинского водохранилища и разрушения плотины.

Сегодня храм-маяк в Крохино защищён от ледохода искусственным островом, пирсом и ледорезами. Фото Натальи Захаровой. Плотина, о которой идёт речь в воспоминаниях Е. М. Лучкова, находилась чуть ниже по течению Шексны.
Сегодня храм-маяк в Крохино защищён от ледохода искусственным островом, пирсом и ледорезами. Фото Натальи Захаровой. Плотина, о которой идёт речь в воспоминаниях Е. М. Лучкова, находилась чуть ниже по течению Шексны.

Было воскресенье, но на откосах, у плотины, у шлюза находилось много людей. Увлекаемые течением и льдинами понтоны, катера, две брандвахты, подготовленные к навигации, а также буксирный теплоход «Байкал» затянуло в плотину. Нужно было как-то удержать землесос. Несколько смельчаков сумели связать цепочку из проплывавших мимо понтонов и забуксировать их по обоим берегам бульдозерами, преградив таким образом путь земснаряда к плотине. Земснаряд был спасён. Восемь бульдозеров на тормозах всю оставшуюся ночь удерживали эту цепь из понтонов, укрепив ее ещё одним тросом, пока не миновала угроза. Уже на другой день после тревожной ночи была поставлена затопленная плотина в Крохино на выходе из Белого озера.

Вода быстро уходила, упав в верхнем течении реки Шексны, уровень был примерно такой, каким оставался в зимнее время до построения Волго-Балта, то есть метра на три ниже бывшего летнего уровня. Руководство Волго-Балтстроя, местные власти и СМИ об этой аварии умолчали. На устранение её последствий были брошены самые опытные специалисты, особенно досталось, я думаю, водолазам, очищавшим плотину от затонувших и застрявших в ней покорёженных судов. Повезло затонувшему буксиру «Байкал». Когда его достали, оказалось, что у него повреждены только надпалубные детали кормовой части и дымовая труба с мачтой. После небольшого ремонта и очистки от грязи двигателя он вновь встал в строй.

Лишь примерно через месяц после аварии, к началу июня, водохранилище вновь оказалось заполнено и пошли первые теплоходы».

Источник: Лучков Е. Мои воспоминания о Волго-Балте // Кириллов: Историко-краеведческий альманах. – Вып.6. – Вологда, 2005.

***

Подпишитесь на канал «Крохино. Незатопленные истории» и будьте в курсе всех проектов Фонда по изучению истории затоплений и сохранению наследия!

Помочь Фонду «Крохино» можно, подписавшись на регулярные пожертвования на любую посильную сумму по ссылке.