Найти в Дзене
Журнал «History Project»

Невеста империи

Пятнадцатилетней Фредерике Ангальт-Цербстской предстояло в будущем стать русской императрицей Екатериной Великой. А пока что она приехала в Россию в качестве юной невесты наследника престола, застенчивой, однако и решительной девушкой. Она была грациозна, как сказочная принцесса, а в очах ее уже светился ум. Для венчания Фредерике пошили роскошный свадебный наряд из серебристого глазета, расшитого серебряными нитями. Через многие годы в воспоминаниях императрицы будет говориться о «страшной тяжести» этого платья. Причем имелось в виду не столько тяжелая ткань, сколько смысл наряда. Ведь на юную девушку надели не просто свадебное одеяние, но и примеряли на нее грядущую судьбу государства. Парчовый, утопающий в серебре наряд с пышными фижмами, нижними юбками, красивыми корсажными украшениями был ослепителен. В волосах будущей царицы сверкали бриллианты, в ушах блестели серьги с драгоценными камнями, на голову водружена небольшая корона. Все элементы свадебного убранства свидетельствов

Пятнадцатилетней Фредерике Ангальт-Цербстской предстояло в будущем стать русской императрицей Екатериной Великой. А пока что она приехала в Россию в качестве юной невесты наследника престола, застенчивой, однако и решительной девушкой. Она была грациозна, как сказочная принцесса, а в очах ее уже светился ум.

Для венчания Фредерике пошили роскошный свадебный наряд из серебристого глазета, расшитого серебряными нитями. Через многие годы в воспоминаниях императрицы будет говориться о «страшной тяжести» этого платья. Причем имелось в виду не столько тяжелая ткань, сколько смысл наряда. Ведь на юную девушку надели не просто свадебное одеяние, но и примеряли на нее грядущую судьбу государства.

-2

Парчовый, утопающий в серебре наряд с пышными фижмами, нижними юбками, красивыми корсажными украшениями был ослепителен. В волосах будущей царицы сверкали бриллианты, в ушах блестели серьги с драгоценными камнями, на голову водружена небольшая корона. Все элементы свадебного убранства свидетельствовали о той величественной роли, которая была уготована девушке.

Значимее всего оказались узоры на ткани. Гвоздики символизировали супружеские любовные чувства. Папоротник – искренность, смирение. Ветви пальмы – целомудрие. Это было не просто свадебное одеяние, а настоящий шифр, воплощенный в шелке с серебряными нитями.

В воспоминаниях матери невесты Иоанны-Елизаветы говорилось, что она никогда не видела такого великолепия. Немного подрумяненное лицо ее дочери ярко сияло, а драгоценные украшения делали ее удивительно обворожительной.

Наряд Екатерины Первой, в котором она выходила замуж в 1745 году, чудом сохранился. Ныне местом его хранения является московский музей-сокровищница Оружейная палата, где его и можно увидеть. Серебро наряда молчаливо и таинственно. Однако, внимательно всмотревшись, можно представить это шикарное платье на изящной тоненькой девушке во время венчания, в глазах которой была надежда и тайный страх.

-3

Вот так начиналась история Екатерины Великой: не с императорской короны, а с белого тяжелого одеяния, ставшего поистине судьбоносным.