–Марина, ну скажи ты ей! – голос мамы отчаянно звенел, –хороший же плащ!
Я сидела насупившись и глотала слёзы. Ну как, как, скажите, мне носить ТАКОЕ? Нет, плащ (тогда ещё не употребляли слово тренч) был неплох – крой и цвет соответствовали классическим. Нормальный такой плащ, с лацканами, с кокеткой спереди и отлетной спинкой, красный даже, чтобы было видно издалека, с поясом. Но весь в каких то проштампованных, как трафаретных, листиках прорезиненного вида.
В мои 17 лет он казался мне чудовищным. Но другого взять было негде – в советские времена тотального дефицита достать что-то подходящее из одежды по размеру и росту на меня, худосочину и переростка, было практически невозможно. Это знала мама. Это понимала я, но от этого становилось ещё горше.
–Марина!
Моя подруга Марина, младше на год, но отчаянная модница и невозможная красотка, была для меня авторитетом. У неё первой из нашего окружения появились каталоги Отто – она точно знала всё о современных тенденциях.
–Да, да, Галочка, – распахнув и без того огромные голубые глаза, закивала Марина, – я вот недавно прям похожий видела в Отто!
Мои слёзы недоверчиво высохли. Да ну? Но глаза Марины оставались честными, я увидела, как напряжение с мамы спало – это была победа. И я успокоилась. Раз Марина говорит, что это модно – буду носить!
Я носила этот плащ с гордо поднятой головой. А те некоторые, которые пытались надо мной подшучивать по поводу такого дизайна, после моих слов, что точно такие же публикуются в немецких каталогах, быстро затыкались – уж больно уверенным тоном я это произносила. Потому что сама верила.
Много лет спустя я спросила у Марины: правда ли она тогда считала, что плащ норм? И она сказала: –Конечно нет, но я видела, как ты убиваешься и видела как расстроилась твоя мама – что я ещё могла сказать? И тогда я сказала ей: спасибо.
Спасибо за то, что подарила мне это чувство уверенности в своей неотразимости и ни разу не дала в этом усомниться. Спасибо за поддержку. Спасибо за то, что соврала и тем самым погасила конфликт и негатив.
И сколько раз в течении жизни я делала то же самое!
–Мам, посмотри, я красиво нарисовала?
–Красиво, умница! – и дочь бежит и рисует дальше. И с каждым разом всё красивее.
–Спасибо, очень вкусно! – это вообще вещь универсальная в гостях (у свекрови, у подруги, да и мне не раз это говорили, когда я сама знала, что не очень). И все же понимают, что это не совсем правда, но принимают условия игры и даже сами начинают немного верить.
Потому что верить очень хочется. В то что ты хорошо выглядишь в этом платье, которое покупала 5 лет назад. В этих дородовых джинсах. С синяками под глазами от недосыпа. В то, что ты классная хозяйка и прекрасная мать, твои дети – ангелы во плоти и самые талантливые в мире. И это всё ПРАВДА.
Врать можно. Но только когда это не оскорбляет чувства другого человека и не нарушает его личных границ. Говорить: –Я люблю тебя, – верх цинизма, когда этого нет и в помине. Говорить: –Ты гениальный! – поселяя ненужную веру при отсутствии способностей – преступление. –Ты классно выглядишь! – в тот момент, когда на лбу у тебя вскочил прыщ и ты знаешь, что его видят все за километр.
Сколько я слышала: –Тебе так идут очки! – и сразу сникала. Потому что точно знала – это враньё. Потому что больше нечего было сказать, чтобы подбодрить, но лучше бы молчали. Ибо такие оправы, которые продавались раньше, не могли украсить никого. Но выбора не было – приходилось терпеть.
Нам тяжело смотреть на страдания близких людей, это естественно, что мы хотим их подбодрить, развеселить, добавить щепотку уверенности. Но когда нет уверенности в своих словах, кто в них поверит? Марина верила в тот момент, что этот плащ – то, что мне нужно, и эту уверенность я считала. Мало у кого так получается.
Поэтому у меня с детства отвращение ко лжи и неправде – уж очень чётко я научилась их отличать. Горькая правда может и не лучше, но зато честнее.
И нам очень нужна поддержка тех людей, которым мы доверяем. Но лучше всего – слова любви. Что тебя любят и с такими ушами, и с такими очками, и в таком плаще. И тогда с этой уверенностью можно пережить любое КАК. Даже если ты не знаешь, когда оно закончится.
Поделитесь в комментариях историей, когда вам пришлось поменять своё мнение на противоположное, и вы были уверены, что сделали правильно.