Идея написать этот пост, посвященный самым известным советским художникам, создававшим уникальные по своей красоте и доброте новогодние открытки, пришла мне после просмотра видео девушки, которая за 1000 рублей купила на Авито большую коробку советских открыток. Я даже не помню, когда в последний раз с такой "жадностью" и огромным удовольствием рассматривала вместе с автором до боли знакомы картинки. Ведь открытки СССР - мое детство, и это видео вызвало волну ностальгии по тем временам. Помню, как под руководством мамы я подписывала такие открытки всем нашим родственникам.
К сожалению, в нашей семье ни одной открытки не сохранилось, но память уникальна – достаточно лишь показать знакомый образ, и она воспроизведет события в мельчайших подробностях! Я, например, вспомнила, что подписывала открытки красными и зелеными фломастерами.
На мой взгляд, самыми очаровательными были карточки с главными героями — белочками, мишками и зайцами. Я тогда не знала, что автором данного творения был легендарный советский художник Владимир Зарубин. Именно его новогодние открытки сегодня имеют наибольшую ценность среди коллекционеров.
Владимир Зарубин — волшебник новогоднего настроения
Владимир Иванович Зарубин (1925-1996) — настоящая легенда советской открытки. Его работы узнаваемы с первого взгляда: милые зверушки с по-детски трогательными мордочками, забавные ситуации и неизменная атмосфера доброты. Общий выпущенный тираж открыток вместе с конвертами и телеграммами с работами Владимира Зарубина составил 1 588 270 000 экземпляров.
Судьба Зарубина не была простой. Во время оккупации немцами Лисичанска, где юноша жил вместе с родителями, его угнали в Германию, и он оказался в трудовом лагере в Руре, откуда был освобожден американскими войсками.
После войны он устроился работать на завод и быстро стал «заводским художником» — оформлял стенгазеты, рисовал плакаты. И однажды увидел объявление о наборе на курсы мультипликаторов от «Союзмультфильма». Это стало поворотным моментом — Зарубин понял, что нашёл своё призвание. Он участвовал в создании всенародно любимых мультфильмов - "Ну, погоди!", "Вовка в Тридевятом царстве, "Муха-Цокотуха", "Маугли.Ракша" и др. Всего он принял участие в производстве около сотни рисованных мультипликационных фильмов.
Но подлинное народное признание к нему пришло с открытками, которые он начал рисовать с 1962 года. Зарубинские зайчики, медвежата, белочки и ёжики стали символами советского детства. Особенно полюбились всем его новогодние сюжеты: зверята наряжают ёлку, катаются на санках, встречают Деда Мороза...
Каждая его открытка — это маленькая история, наполненная теплом и уютом. Интересно, что прототипами для многих зверюшек становились домашние животные соседей и знакомых художника, которых он с любовью зарисовывал.
Владимир Четвериков - создатель чудесных новогодних сюжетов
Владимир Иванович Четвериков (1943-1992) - второй по популярности советский художник, создававший красивые новогодние открытки.
Очень рано начал рисовать - в четыре года. В пять у него уже состоялась "персональная выставка" - прямо в детском саду! Однако сам он мечтал связать свою жизнь… с морем. Поступить в мореходное училище получилось, но работать по специальности помешал дальтонизм.
Эта особенность, впрочем, не закрыла ему дорогу в искусство. Он поступил в Строгановку, и чтобы не вызывать лишних подозрений, выбрал на вступительном экзамене скульптуру, а не рисунок.
Возможно, именно дальтонизм объясняет его любовь к ярким открытым цветам: он интуитивно собирал палитру, а баночки с краской подписывал, чтобы не перепутать. Иногда в этом помогала племянница — она же служила моделью для его Дюймовочек и других героинь.
В 1978 году карьера Четверикова началась в почтовой миниатюре. Именно тогда он нарисовал первые пять открыток, получивших популярность мгновенно. Общий тираж открыток и телеграмм с работами этого советского художника составил более 650 млн экземпляров.
Четвериков обожал юмористические сюжеты, лёгкую ироничность, поэтому не все его работы проходили строгую советскую комиссию. Его открытки — это особый стиль, в котором чувствуется авторская интонация: немного наивности, немного сатиры, и много-много тепла.
Сегодня его открытки стали настоящей коллекционной ценностью и вызывают особую нежность у тех, кто любит советское искусство.
Алексей Исаков — художник, даривший радость зимних каникул
Исаков Алексей Юрьевич (1952-2001) - художник, создававший открытки, где главные герои - зайцы, белки и олени - буквально оживали на глазах.
Открытки Алексея Исакова – это настоящие шедевры анималистической живописи. Его отец был известным ученым-орнитологом, и сам Исаков поступил на биофак Московского педагогического университета им. Ленина, правда, в связи с призывом в армию, университет не закончил. Но благодаря своему отцу и таланту анатомию животных он знал и понимал, как настоящий исследователь.
Именно поэтому его зайцы, белки и олени выглядят потрясающе живыми, а невнимательный взгляд не отличит картины Исакова от мастерски сделанной фотографии. Потрясающая детализация звериных образов – и не уступающая ей атмосфера зимнего леса. Кажется, чувствуешь и хруст снега, и морозец, и запах хвои… Художник использовал акварель и кисти из соболиного волоса, чтобы добиться убедительной фактуры шерсти и оперения своих персонажей.
Он работал и как станковый художник, и как книжный иллюстратор, в девяностые создавал дизайн конвертов и марок для американского общества «Audubon», когда переехал за границу. Кроме того, создавал росписи на фарфоре британской компании «Bradford Exchange».
Открытки и конверты с произведениями Алексея Исакова выпускались в огромных количествах — счёт шёл на миллионы. Художник был удостоен приза за "Лучшую марку года" от журнала "Филателия", а его работы со временем стали предметом коллекционирования.
Заключение
Если в ваших запасах затерялась хотя бы одна советская открытка, созданная такими замечательными художниками как Владимир Зарубин, Владимир Четвериков или Алексей Исаков, вы уже по-настоящему богатый человек! Для одних - это возможность продать работы коллекционерам и выручить хорошие деньги. Для других - это воспоминания о детстве, семейных праздниках и времени, когда все вокруг казалось таким радостным и беззаботным. И, возможно, повод снова достать её, рассмотреть внимательно и ненадолго вернуться в ту самую зиму из прошлого в предвкушении новогодней ночи.