В 2025 году наша страна празднует 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. 9 мая в Москве на Красной площади пройдёт парад Победы.
В Новой Третьяковке - выставка «1418 дней. К 80-летию Великой Победы».
А я хочу представить Вам несколько картин на тему Великой Отечественной войны, написанные художниками, которые пережили эту войну и не понаслышке знают о ней.
Константин Юон, «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1942
Ноябрь 1941 год - тревожное время: битва за Москву в самом разгаре, линия фронта находилась всего в нескольких десятках километров от столицы.
Небо заволокло тучами, снег хрустит под тяжелым шагом солдат, дымят трубы МОГЭСа… Такую Москву - суровую, сосредоточившуюся, мобилизовавшую все свои силы - изображает на полотне художник.
Зрителей почти нет, солдаты одеты не в парадную, а в походную форму - прямо с парада прямиком на фронт.
Парад на Красной площади в честь 24-й годовщины Октябрьской революции в 1941 году показал, что боевой дух народа не сломлен, а Москва никогда не будет отдана врагам.
Кстати, в 1949 году Юон написал вторую картину под тем же названием. Только был немного изменен ракурс.
Павел Корин, «Александр Невский», 1942 г.
В 1942 году Комитет по делам культуры заказывает Павлу Дмитриевичу Корину большое полотно, посвященное князю Александру Невскому. Потомственный иконописец создаёт триптих "Александр Невский".
Картина писалась под сводки с фронта, под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов.
Сохранились свидетельства, что солдаты возили с собой небольшие репродукции картины, размещали их в окопах и землянках.
Александр Дейнека, «Оборона Севастополя», 1942 г.
Решающим толчком к написанию картины послужил фотоснимок разрушенного фашистами Севастополя. Художник был поражен - разве это тот любимый им, веселый, яркий, солнечный город у моря?
Картина Дейнеки представляет собой не документальное воспроизведение боевого эпизода, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил на руинах горящего города: богатырские фигуры советских моряков в нарочито белоснежных робах против надвигающейся тёмно-серой, почти безликой массы захватчиков.
Шла тяжёлая война. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжёлыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился чёрным. Но писать всё же решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за весёлых людей, море и самолёты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада.
Кстати, в военное время художник не смог найти мужскую натуру для центральной фигуры, и пригласил позировать девушку-спортсменку подходящего телосложения.
Юрий Пименов, «Фронтовая дорога», 1944 г
Помните известную картину Юрия Пименова "Новая Москва"? Девушка в легком летнем платье за рулем машины проезжает по улицам Москвы 1937 года.
В 1944 году художник создал картину «Фронтовая дорога», в которой снова вернулся к подобному сюжету. Но в этот раз в другой, страшной реальности войны.
Девушка сменила легкое платье на шинель, рядом солдат в каске, а вместо летнего московского пейзажа — покрытая лужами и грязью дорога, вдали силуэты полуразрушенных зданий. На обочинах разбитые танки.
Александр Лактионов, «Письмо с фронта», 1947 г.
Однажды на прогулке Александр Лактионов повстречал солдата с перевязанной рукой, опиравшегося при ходьбе на палку. Тот искал нужный адрес, чтобы передать письмо. Разговорились. Лактионов помог найти нужный дом и стал невольным свидетелем сцены получения долгожданной весточки с фронта. Так появился замысел будущей картины.
Самые светлые минуты в страшные годы войны были связаны у миллионов людей с получением весточки с фронта, с поля боя. Этих писем ждали месяцами. А потом читали и перечитывали всем домом или всем двором. Они давали надежду и силу.
Михаил Хмелько, «Триумф победившей Родины», 1949 г.
Нашу Победу - Триумф победившей Родины сумел изобразить художник М. И. Хмелько. Он нашёл решение, как его показать, и озарил Красную площадь цветом сияющих капелек идущего дождя. Здание Исторического музея, Никольская башня Кремля, бойцы, бросающие к Мавзолею вражеские знамёна, залиты светом, подобным радуге.
На картине - кульминация исторического Парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади - момент низвержения захваченных в боях знамён разгромленных фашистских войск. Советские воины сбрасывают вражеские флаги к ногам полководцев-победителей, стоящих у трибун Мавзолея Ленина.
Сергей Герасимов, «Мать партизана», 1950 г.
Эту картину Сергей Герасимов писал целых семь лет. Начало работы положено в 1943 году, в переломный момент Великой Отечественной войны, когда советские войска дали отпор противнику, и немцы начали отступать.
Женщина на картине олицетворяет всех матерей, которые отправили своих детей на войну.
Петр Кривоногов, «Защитники Брестской крепости», 1951 г.
События первых дней Великой Отечественной войны не сразу стали известны внутри страны, первые упоминания о событиях героической обороны Брестской крепости стали известны в 1942 году из захваченных немецких источников.
Художник Пётр Александрович Кривоногов, начавший войну солдатом, а закончивший майором, был одним из первых, кто не допустил забвения подвига первых дней войны.
Петр Кривоногов, "Победа", 1948 г.
“Я задумал создание картины, в которой должен звучать гимн Победы над фашистской армией… Я стремился с беспощадной правдой показать разбитого в собственном логове зверя, а в наших солдатах-победителях мне хотелось передать радость конца войны, скромных ее тружеников, которые прошли великий путь от Волги до Берлина”.
П.А. Кривоногов
Художник Петр Александрович Кривоногов был свидетелем и того, как у стен Рейхстага ликовали наши солдаты. Они обнимались, целовались, размахивали своими автоматами, радостно подкидывали вверх шапки, пилотки, каски. И он ликовал вместе с ними. Это был апофеоз Победы. Именно так и задумывал художник свою новую картину.
Юрий Непринцев, «Отдых после боя», 1951, 1953 и 1955
Художник Юрий Михайлович Непринцев ушёл на фронт добровольцем, служил в истребительном батальоне и действующих частях Краснознамённого Балтийского флота, оборонял Ленинград.
Замысел картины Непринцеву подсказали личные наблюдения и переживания военных лет, а также знаменитая поэма А. Твардовского «Василий Тёркин».
Оригинал картины подарили Мао Цзэдуну, в 1953 году Непринцев написал второй «оригинал» для Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца, а в 1955 году — третью версию произведения для Государственной Третьяковской галереи.
Аркадий Пластов, «Фашист пролетел», 1942 г.
Картину Аркадий Александрович Пластов написал в 1942 году. Шла тяжелая кровопролитная война, не щадившая ни солдат, ни мирное население.
Возможно, картина повлияла не только на развитие советской живописи, но и на открытие второго фронта в Великой Отечественной войне.
Картину по распоряжению Сталина полотно привезли на Тегеранскую конференцию и повесили напротив тех мест, где во время переговоров сидели Черчилль и Рузвельт. Полагают, что она произвела такое впечатление на У. Черчилля и Ф. Рузвельта, что стала одним из аргументов, повлиявшим на открытие второго фронта.