СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие, функции и формы контроля
Глава 2. Этапы контроля
Глава 3. Виды контроля
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей работы - контроль, его виды. Актуальность контроля определяется тем, что он является одной из основных функций менеджмента. Контроль состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и осуществления корректирующего воздействия в случае, если достигнутые результаты отличаются от установленных стандартов. Контроль способствует тому, чтобы фактически полученные результаты были как можно ближе к требуемым или желаемым.
Контроль присутствует в действиях и руководителя, и любого члена коллектива. Контроль неразрывно связан с другими функциями менеджмента - планированием, мотивацией и организацией. Более того, он присутствует и в планировании, и в мотивации, и в организации, осуществляя необходимую обратную связь.
В моей работе поставлена такая задача, как раскрытие следующих аспектов контроля: понятие, функции, формы, этапы и виды. В работе была использована литература таких авторов как А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин, В.Р. Веснин и др.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Контроль - это сбор и обработка информации о траектории движения управляемого объекта, сопоставление ее с параметрами, заданными заранее в планах или программах, выявление отклонений, анализ причин, вызвавших такие отклонения, их оценка и принятие решения о корректирующем воздействии.
«Задача контроля состоит не в том, чтобы зафиксировать невыполнение или какой-то срыв, а в том, чтобы не допустить такого срыва, достичь цели в намеченные сроки»[1].
Успешный контроль должен обладать следующими чертами:
· своевременность - нет смысла осуществлять корректирующие воздействия, когда действие закончилось;
· стратегический характер - целесообразно контролировать достижение прежде всего стратегических, а не промежуточных целей;
· ориентация на результат - важно проконтролировать результат выполненной работы, а не момент прихода на рабочее место после обеденного перерыва; проверить качество отчета, подготовленного сотрудником, а не качество очинки карандашей на его рабочем месте;
· гибкость - необходимо корректировать процедуры контроля и набор контролируемых параметров в зависимости от меняющейся ситуации;
· простота - усложненные процедуры контроля, как правило, приводят к тому, что тормозится выполнение других управленческих функций. Целесообразно контролировать лишь несколько ключевых показателей, но делать это систематически и эффективно;
· экономичность - затраты на контроль должны быть соизмеримыми с другими видами затрат. Контроль не должен становиться абсолютно доминирующей функцией управления.
Функции контроля: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей.
Формы контроля: финансовый и административный. Финансовый контроль - получение от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам.
Организационно финансовый контроль осуществляется:
- в высшем звене управления - центральной службой;
- в производственных отделениях и дочерних компаниях - через бухгалтерии, финансовые службы, системы планирования.
Повышение роли функции контроля в управлении фирмами связаны с использованием:
1) автоматизированных информационных систем и ЭВМ, позволяющими оперативно и точно передавать, обрабатывать, анализировать информацию и принимать срочные решения, связанные с корректировкой производственной и сбытовой деятельностью в зависимости от изменений условий рынка;
2) современных средств транспорта и связи.
Система централизованного контроля позволяет поддерживать рациональное сочетание централизации и децентрализации.
Административный контроль - контроль на уровне производственных отделений и дочерних компаний за соответствием хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете; сравнение объема фактических и планируемых продаж; анализ изменения доли фирмы на рынке как в целом, так и по отдельным продуктам и сегментам рынка, состояния портфеля заказов.
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ КОНТРОЛЯ
Процесс контроля состоит из нескольких этапов:
1) На первом определяются параметры функционирования и развития организации, которые необходимо контролировать, и источники информации о них. Эти параметры имеют вид различных стандартов и нормативов, отражающих заложенные в планы задачи. (Речь может идти о нормативах расходования материальных ресурсов на единицу продукции или объем работ, нормах денежных затрат, показателях эффективности, сроках выполнения или продолжительности тех или иных работ и т.п.). К ним предъявляются такие требования, как обоснованность, выполнимость в нормальной ситуации (слишком высокие нормативы пугают, а слишком низкие расхолаживают), адекватность отражения реальных процессов.
2) На втором этапе создается модель организации, на которой отражаются потоки ресурсов, информации, места возникновения затрат, образования промежуточных и конечных результатов, являющиеся наиболее подходящими для наблюдений, - так называемые точки контроля.
3) Третий этап процесса контроля заключается в получении информации о состоянии и результатах функционирования его объекта, позволяющей принимать обоснованные решения о том, как действовать дальше.
Источниками информации служат целевые наблюдения, текущие статистические данные, оперативные сообщения, бухгалтерская отчетность, опросы общественного мнения, итоговые отчеты, специальные аналитические обзоры и др.
Получение информации - самый трудоемкий и дорогостоящий элемент контроля. Величина затрат на это зачастую и предопределяет, даст ли контроль экономический эффект и стоит ли им вообще заниматься (ведь его задача состоит прежде всего в сокращении расходов, а не в их увеличении).
4) Четвертый этап процесса контроля состоит в анализе информации и ее оценке. Это позволяет определить наличие и степень отклонений от заданных параметров и необходимость осуществления корректирующих действий. При оценке могут возникать различные препятствия, в первую очередь связанные с психологией людей, поскольку любая информация рассматривается им через призму личного восприятия, а поэтому приобретает субъективную окраску.
5) Пятый тап процесса контроля состоит в корректировке деятельности организации, преодолении отклонений, чья допустимая величина устанавливается руководством. Это важный вопрос, так как если эта величина слишком большая, можно вовремя не заметить проблемы и фактические отклонения станут угрожающими; если же она незначительна, организация будет реагировать на любые отклонения, что разорительно.
На практике существует два варианта корректирующих действий. Первый заключается в устранении причин, порождающих отклонения, их ликвидации или нейтрализации путем совершенствования технологии производства и управления. Второй состоит в изменении стандартов, модификации целей, пересмотре планов, перераспределении заданий.
«Но к этому необходимо относиться весьма осторожно. Если дела в организации идут неплохо и поставленные цели в основном достигаются, лучше не вносить в ее деятельность лишних изменений, поскольку отклонения далеко не всегда нарушают нормальный ход работы и часто не так уж существенно влияют на конечные результаты»[2].
Вывод: система контроля должна срабатывать только при серьезных нарушениях.
ГЛАВА 3. ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Выделяют следующие основные виды контроля:
1) По типу:
· традиционный контроль фиксирует отклонения от плановых заданий и стандартов;
· опережающий контроль отслеживает разрыв между реальным состоянием дел организации и ее целями; «по итогам принимаются меры, направленные на их достижение, а не на исправление прошлых ошибок»[3];
· предпринимательский контроль осуществляется над внешней ситуацией и внутренними процессами, факторами, влияющими на них; в результате корректируются сами цели.
2) По видам (финансовый, маркетинговый, контроль качества, производственный и др.)
3) По объектам, каковыми являются:
· состояние производственного, технического, кадрового потенциала, объем финансовых результатов, материальных запасов, целесообразность их использования;
· эффективность производственной деятельности;
· промежуточные и конечные результаты;
· затраты, потери и их виновники;
· достоверность, качество, доступность, полнота информации;
· сроки исполнения принимаемых решений;
· имидж организации;
· сохранение коммерческой тайны и т.д.
4) По субъектам, которые осуществляют процесс контроля администрация, функциональные службы, специальные подразделения, сами работники).
5) По интенсивности (нормальный или усиленный).
6) По месту осуществления:
· летучий контроль подразумевает, что его субъект и объект пространственно разделены и необходимо их специальное соединение (например, выездная проверка)
· стационарный контроль предполагает, что субъект и объект едины (исполнитель сам следит за своей работой).
7) По целям (фильтрующий контроль призван отделить годное от негодного, а корректирующий - исправить положение дел).
8) По методам:
· фактический контроль осуществляется с помощью опроса, инвентаризации, осмотра, разрушения объекта;
· документальный происходит на основе сверок и проверок документов;
· оценочный контроль базируется на экспертизе, анализе, сопоставлении с эталоном.
9) По стадиям осуществления
· предварительный контроль осуществляется до начала непосредственных работ. Объектом контроля могут быть все виды ресурсов. При контроле человеческих ресурсов анализируются деловые качества, профессиональные навыки и знания персонала.
Предварительному контролю подвергаются материальные ресурсы, проверяется соответствие стандартам качества всех материальных составляющих производственного процесса. Также осуществляется контроль финансовых средств в коммерческих структурах и бюджетном секторе.
· текущий контроль осуществляется в процессе производства продукции или реализации проекта. При этом объектом контроля могут быть как общие социально-экономические результаты, так и
частные характеристики выпускаемой продукции. Корректирующие
воздействия осуществляются при этом по ходу реализации проекта.
Текущий контроль в организациях может вестись на разных уровнях. Его может осуществлять непосредственный исполнитель, его руководитель среднего звена или руководитель организации в целом. Общей тенденцией современного текущего контроля стало делегирование контрольных функций с верхних уровней управления на нижние.
· заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Этот вид контроля, во-первых, дает руководителю информацию, необходимую для планирования аналогичных работ в будущем, чтобы избежать трудностей и ошибок. Во-вторых, данный вид контроля позволяет оценить полученный результат, вклад каждого подразделения и сотрудника и принять решение о соответствующем мотивационном поощрении. Заключительный контроль также позволяет выявить системные проблемы и осуществить стратегические действия по изменению работы организации в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно сделать вывод, что эффективный контроль предполагает следование определенным правилам. Вот некоторые из них:
1) Люди должны чувствовать, что стандарты, используемые для оценки их деятельности, действительно достаточно полно и объективно оценивают их усилия. Кроме того, они должны понимать, чем и как они помогают организации в достижении ее целей. Если сотрудники видят, что установленные процедуры контроля не объективны, то они могут игнорировать их или даже сознательно нарушать. Всегда полезно, чтобы люди сами принимали участие в разработке стандартов, используемых при процедурах контроля.
2) Если у подчиненного возникает проблема с системой контроля, то у него должна быть возможность открыто обсудить ее с руководством. Более того, целесообразно периодически открыто обсуждать цели и процедуры контроля и в процессе этих обсуждений разрешать возможные противоречия.
3) При разработке мер контроля важно принимать но внимание мотивацию. Следует установить четкую взаимосвязь между достижением необходимых стандартов и вознаграждением работников. «Четкий и ясный стандарт сам по себе может служить побудительным мотивом. Если же стандарт выглядит как недостижимый идеал, то он, наоборот, может разрушить мотивацию сотрудников»8[4]. Легко достижимые стандарты также снижают мотивацию.
4) Целесообразно избегать чрезмерного контроля, вызывающего раздражение, которое неизбежно при любой мелочной опеке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богатин Ю.Б., Швандар В.А. Экономическое управление бизнесом: учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 - 391 с.
2. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. - М.: ТК Велби., Проспект, 2004 - 504 с.
3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. - М.: Юристъ, 2001 - 496 с.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. -М.: Гардарики, 2002
- 288 с.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 - 511 с.
6. Лафта Дж. К. Менеджмент: учебное пособие. - М.: ТК Велби, 2004 - 592 с.
7. Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 - 320 с.
8. Общий и специальный менеджмент: учебник/ под ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: РАГС, 2002 - 568 с.
9. Тебекин А.В. Менеджмент организации: учебник - М.: КНОРУС, 2007 - 416 с.
10. Цветаев В.М. Кадровый менеджмент: учебник. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004 - 160 с.
8 Общий и специальный менеджмент: учебник/ под ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: РАГС, 2002 - с. 114
[1] Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004 - с. 377
[2] Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004 - с. 374
[3] Общий и специальный менеджмент: учебник/ под ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: РАГС, 2002 - с. 120