Найти в Дзене

Наша внутренняя мать в помощь нам или в наказание...

Реагирую на события жизни внутри нас звучит звучит внутренний голос. Он может быть ласковым и нежным («Умничка», «Как хорошо ты выглядишь»), ободряющим и поддерживающим («У тебя все получиться», «Ничего страшного, так бывает...»), вдохновляющим («Тебе стоит попробовать!», «Ты способен...»), а может быть осуждающим («Какая ты неряха (глупая, тупая, страшная...)», холодным и колючим («Что ты опять ноешь?! Успокойся!»), требовательным («Должен победить!»). Внутренний голос может успокаивать и будоражить, Мы уверены, что это наш внутренний голос! Да, он наш, конечно! Возможно, он появился и стал родным тогда, когда мы были уже взрослыми, а возможно он родом из детства, когда мы мало соображали, нужен ли он нам. Он живет и командует нашей жизнью как голос бессознательной внутренней фигуры, которая досталась нам в наследство как живой опыт нашего детства. Именно такие внутренние объекты родительских фигур формируют основу нашей психической реальности. Реальные, живые пер
Оглавление

Чей голос звучит в нас про нас?

Реагирую на события жизни внутри нас звучит звучит внутренний голос. Он может быть ласковым и нежным («Умничка», «Как хорошо ты выглядишь»), ободряющим и поддерживающим («У тебя все получиться», «Ничего страшного, так бывает...»), вдохновляющим («Тебе стоит попробовать!», «Ты способен...»), а может быть осуждающим («Какая ты неряха (глупая, тупая, страшная...)», холодным и колючим («Что ты опять ноешь?! Успокойся!»), требовательным («Должен победить!»). Внутренний голос может успокаивать и будоражить,

Мы уверены, что это наш внутренний голос! Да, он наш, конечно! Возможно, он появился и стал родным тогда, когда мы были уже взрослыми, а возможно он родом из детства, когда мы мало соображали, нужен ли он нам. Он живет и командует нашей жизнью как голос бессознательной внутренней фигуры, которая досталась нам в наследство как живой опыт нашего детства. Именно такие внутренние объекты родительских фигур формируют основу нашей психической реальности. Реальные, живые переживания отношений родителями формируют наши психические структуры, которые способны в нашей уже взрослой жизни поддерживать или разрушать нас. Конечно, это, прежде всего голос нашей матери.

Разные лики внутренних фигур матерей

Если мама была эмоционально устойчива, спокойна и заботлива, то в нашей психике будет образ теплой внутренней матери, которая будет успокаивать и поддерживать.

Если в детстве наша мама была эмоционально нестабильна и непредсказуема, внутри нас будет что-то тревожное, сеющее сомнения и неуверенность.

Тревожная и беспокойная мать будет стараться остановить и встревожить: "лучше не рисковать", «не влезай — убьет», "не конфликтуй — это опасно". Фигура внутренней тревожной матери, продолжает транслировать страх, даже когда все хорошо и спокойно, а ты большой и взрослый!

-2

Жесткая, подавляющая реальная мама подарит нам внутренний требовательный голос и вечное недовольство собой и миром. Это суровая наблюдающая фигура, вечно будет контролировать наши поступки. Мы вынуждены будем вечно под нее подстраиваться, чтобы выжить.

Эмоционально холодная мать заставит нас вечно оживлять что-то и кого-то как внутри, так и вовне в поисках капельки тепла и нежности.

Мама, которая не слушала ребенка, не интересовалась ее потребностями и чувствами, заставит во взрослом состоянии не доверять своему внутренним переживания, ориентироваться на других, их оценки и мнения.

Ребенок, которого заставляли быть серьезным и взрослым, будет усердно сдерживать свою спонтанность и испытывать тревогу всякий раз, когда ему почему-то хорошо, комфортно, приятно.

Это с нами навсегда!

Станет наша внутренняя мать источником заботы или внутренним цензором и тираном, к сожалению зависит не от нас.

-3

Кто-то слышит: «Ты прекрасен!», а кто-то: «Ты просто посмешище!», кто-то: «Пробуй, не получиться — не страшно!», а кто-то: «Позорище ты и неудачник!». И даже если мы внешне отделяемся от реальной матери, внутри — мы остаётся с ней навсегда. Внутренняя фигура продолжает диктовать, что чувствовать, чего бояться, за что стыдится!

Эта внутренняя фигура матери — бессознательная печать того, как мать относилась к своему ребёнку, то есть к нам. Негативное отношение матери поселяется в душе ребенка. Искажается восприятие мира, искажается восприятие себя! И вот уже сам человек думает, что «я тревожный», «никчемный», «глупый»… не осознавая наличие и слитность с матерью, как фигурой внутреннего искажения.

Сложность в том, что такие внутренние фигуры, как правило, не осознаются как «пришедшие извне». Они ощущаются как наша собственная суть. Любая борьба с ними будет проиграна. Большая и сильная мать всегда победит ребенка. Поэтому бороться с ними бессмысленно.

Возможны перемены!

Единственный путь — это установить авторство внутренних голосов. Задавать себе вопросы :

  • кто говорит внутри меня?
  • кому я подчиняюсь?
  • чьи это указания, желания, потребности?
  • с чьими установками я соглашаюсь, когда отказываю себе в желании, реализации, любви, спокойствии?

Важно распознать голос, что звучит внутри нас, осознать, откуда он, зачем он появился, в чём была его функция. Нам приходилось многое принять чтобы сохранить контакт с родителями, даже если это причиняло нам боль. Больно - это страшно, но еще страшнее быть без родителей.

Не нужно идти на войну с внутренними родительскими фигурами, тем более с реальными. Можно добавить своих голосов, можно сформировать свои внутренние фигуры. Тогда голос внутреннего родителя перестаёт быть единственным, появится альтернатива.

-4

На жестокое «ты никчемный», появится доброе «ты же умеешь...», на грубое «не выпендривайся!» можно услышать спокойное «ты имеешь право..», на колючее «ну, кто тебя полюбит?» - зазвучит мягкое "ты не обязана быть удобной», на колючее «неумеха» - возникнет мудрое «ты можешь ошибаться», на требовательное «ты должен быть самым лучшим» - легкое «человек может быть неидеальным, и ты тоже!»....

Можно медленно, но верно растить новый внутренний объект, который будет поддерживающий, внимательный, принимающий, при это не оторванный от реальности.

Внутренняя мама может быть жёсткой, тревожной, недоступной — но она не обязана оставаться такой навсегда. Если услышать её голос и понять, откуда он, можно начать формировать в себе другую фигуру. Не антагонистичную, и не воинственную, а заботящуюся. И тогда внутренняя речь станет не приговором, а точкой опоры.

Задача зрелой психики — научиться быть достаточно хорошей матерью самому себе. Не идеальной. Не всесильной. А просто достаточно хорошей.