1. Специфика и значение урока творчества
Творчество в профессионально-педагогической деятельности является необходимым условием и гарантией достижения наивысшей результативности труда учителя, наиболее полной реализации его возможностей. При этом процесс педагогического творчества осуществляется не только во время подготовки педагогического проекта урока, прогнозирования возможных вариантов хода обучающей деятельности, но и во время воплощения творческого замысла, реализации педагогического сценария урока в условиях вариативно- изменяющегося под влиянием внешних и внутренних условий процесса обучения.
Своеобразным «регулятором», позволяющим «проецировать» замысел учителя на живой процесс обучения, обеспечивать органичное воплощение и оперативную корректировку педагогического проекта урока непосредственно в процессе общения с обучаемыми, выступает педагогическая импровизация.
Проблема импровизации связана с психологией творческой деятельности в широком смысле слова. Феномен импровизации или экспромта как вида импровизации широко известны в творчестве деятелей искусства: поэтов, музыкантов, танцоров, актеров. Педагоги чаще всего стремятся избежать импровизации, провести урок в точном соответствии с разработанным планом, что приводит к формализации обучающей деятельности, репродуктивному воспроизведению учебного материала, дидактическому обеднению урока. Импровизация осуществляется, главным образом стихийно, без полноценного учета реальных условий ее протекания, поэтому результативность ее оказывается низкой.
В большинстве случаев учителя не учитывают свои индивидуально-типологические особенности, что приводит к ослаблению момента рациональности при организации педагогической импровизации, затруднениям в уточнении, трансформации, корректировки целей содержания и методов обучения при воплощении урока.
Важнейшее значение педагогической импровизации на уроке, в живом процессе обучения приводит к необходимости преодолевать обусловленный отсутствием навыков, «страха» учителя перед импровизацией, осознанно относиться к объективной неизбежности, необходимости и субъективной «желательности» ее возникновения на уроке.
2. Проектирование уроков творчества
Уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
Уроку творчества должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
При выборе формы урока преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся.
3. Система открытых заданий как основы творческого урока:
- задания организационно-деятельностного типа
Цели. Разработать цели своих занятий по каждому из изучаемых курсов (разделов) на день, четверть, год.
Планы. Разработать план домашней, классной или творческой работы. Составить индивидуальную программу занятий по курсу.
Выступление. Составить и провести показательное выступление, соревнование, концерт, викторину, кроссворд, урок для младших учеников.
Рефлексия. Осознать свою деятельность (речь, письмо, чтение, вычисления, размышления) на протяжении определенного участка времени. Вывести правила и закономерности этой деятельности.
Оценка. Написать рецензию на текст, фильм, работу другого ученика; подготовить самооценку (качественную характеристику) своей работы по определенной теме за определенный период.
- когнитивные
Научная проблема. Решение реальной проблемы, которая существует в cooтветствующей изучаемому предмету науке или другой области деятельности, на пример: предложите свою версию происхождения алфавита; докажите математическую закономерность или теорему; предложите версию происхождения земли (человека, государства, алфавита, отдельных слов, конкретных культурных традиций).
Исследование объекта. В задании приводятся указания по исследованию объекта: слова, текста, числа, уравнения, задачи, явления, правила, музыки, обряда и т. и Например: «Исследуйте слово «город», установите его происхождение, смысл, строение, признаки, функции, связи»; «Разработайте и проведите исследование по установлению зависимости настроения человека от цвета его одежды».
Структура. Отыскание принципов построения различных структур (видов и стилей текста, математических множеств, технических приспособлений, биологических популяций, государств). Например: «Выведите закономерности собственной речи».
Опыт. Проведение опыта, эксперимента (естественнонаучного, словесного, математического, психологического и др.).
«Восстановление» истории. Выяснение причин сложившейся ситуации.
Доказательство. Поиск способов подтверждения версий или знаний, например «Докажите или опровергните существование богов (духов, домовых)». Например «Найдите общие элементы в орнаментах (традициях, языках) разных культу])». «Отыщите общие принципы строения различных государств».
Общее в разном. Вычленение общего и отличного в разных системах, например в разных типах языков: иностранных языках, языках мимики, жеста, цвета, музыки, чисел, форм.
Перевод. Перевод с языка одного предмета на другой: нарисовать музыку, «оживить» число, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы.
Разнонаучное познание. Одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта - естественнонаучными, гуманитарными, социологическими. Например: «Выясните, что есть общего в цвете и музыке (в числах и геометрических фигурах)».
- креативные задания
Сделай по-своему. Предложить ученику по-своему выполнить то, что ему или учителю уже известно: а) придумать обозначение числа, звука, буквы; б) дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; в) сформулировать грамматическое правило, математическую закономерность, способ изготовления поделки и т. д.
«Проживание» истории. «Проживание» исторических событий и явлений в одной из образовательных областей: рождения речи, письменности (изготовление берестяных грамот), грамматических правил; создания десятеричной системы счисления, появления революций и других исторических событий, изобретения колеса, пороха; развития растения, животного, человека, других организмов.
Образ. Придумать и изобразить образ - рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный с помощью соответствующих этому образу средств.
Эмпатия. Мысленно «проживите» объект и этапы его развития (растения, государства, русского языка и т. п.), опишите свои чувства.
Жанры текста. Создать словесный продукт в различных формах и жанрах: интервью, реклама, деловые диалоги и т. п. Сочинить задачу, поговорку, пословицу, рифму, стихотворение, сюжет, роль, песню, очерк, трактат.
Изобретение. Изобретение букв, цифр, других знаков, символов. Технические приспособления, приборы и устройства. Социальные, экологические, научные проекты. Например: «Сформулируйте закон отталкивания в природе».
Сочинение. Сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, рифму, стихотворение, сюжет, роль, песню, очерк, трактат.
Составление. Составить словарь, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, свое задание для других учеников, сборник своих задач, программу концерта.
Изготовление. Изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм.
Учебное пособие. Разработать свои учебные пособия (прописи, компьютерные программы, алгоритмы решения задач, памятки). Провести урок в роли учителя.
4. Алгоритм выполнения творческого задания
П.К. Энгельмейер описал три этапа творчества - замысел, план, исполнение. Данному автору принадлежит «Теория творчества», вышедшая в 1910 г. Предисловия к ней были написаны Д. Овсянико-Куликовским и Э. Махом. Овсянико-Куликовский подчеркивает, что особую ценность представляют проводимое в книге сближение творчества технического с научным и художественным.
Основное место в книге занимает «теория трехакта», состоящего из трех стадий: желания, знания и умения. В первом акте изобретение предполагается, во втором доказывается, в третьем осуществляется. Поэтому, в первом акте все начинается с интуитивного появления гипотетической идеи. Во втором акте разрабатывается план, изобретение преобразуется в логическое представление. Третий акт не связан непосредственно с творчеством. Выполнение плана может быть поручено соответствующему специалисту. Гениальность проявляется в первом акте, талант во втором, прилежание в третьем.
В когнитивной психологии Уоллес описал следующие четыре последовательных этапа творческого процесса:
- Подготовка: Формулировка задачи и начальные попытки ее решения.
- Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.
- Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи.
- Проверка: Испытание и/или реализация решения.
В настоящее время все больше педагогов стремятся раскрыть творческий потенциал своих учеников. Для этого они составляют творческие задания и планируют соответствующие системы творческих заданий, приведем некоторые подходы в организации творческих заданий по специальной системе.
В основе этой технологии - применение систем творческих заданий для воспитания творческих качеств личности. Основные этапы технологии следующие:
1. Постановка задач темы и уроков. При постановке задач темы и уроков определяется, что на реализацию учебных, развивающих и воспитательных задач будет уделено примерно одинаковое время на протяжении изучения темы.
Знания можно зазубрить, если ежедневно механически запоминать определенные тексты, правила и термины, а можно усвоить, и довольно широко и глубоко, если не тратить время на механическое запоминание, а обучать учащихся применению теоретического материала для решения творческих задач, то есть через непроизвольное запоминание. Мастерство учителя заключается не в том, чтобы максимально облегчить учебную деятельность учащихся, а в том, чтобы даже слабые ученики имели методическое обеспечение: методики, конспекты, алгоритмы - и умели бы применять их для выполнения сложных заданий. Но в школах в большинстве случаев пока наоборот - эффективность урока и, следовательно профессионализм, учителя оцениваются по одному критерию - умению учащихся рассказывать по памяти материал предыдущего урока и выполнить несколько репродуктивных заданий.
2. Ознакомление и конспектирование учебной информации. Заучивание основной терминологии закономерностей. На этом этапе учащиеся знакомятся с учебным материалом, составляют его копии: конспекты, таблицы, схемы. Заучиваются только определения основных терминов и закономерностей. В этом принципиальное отличие данной технологии от технологии «Система учебной информации», где требуется заучивать всю учебную информацию.
3. Выполнение системы творческих заданий. В систему творческих заданий входят творческие задания по работе с учебной информацией, творческие задачи, практические работы творческого характера. Применение системы творческих заданий не означает, что не будет репродуктивных заданий, они будут использоваться наряду с творческими, но уже не в качестве основного вида деятельности учащихся.
5. Уроки когнитивного типа:
- урок-наблюдение
Основной метод обучения : восприятие объекта (явления, события )окружающей действительности с целью получения информации об объектах, накопления первоначальных представлений и фактов о них.
Основной структурный элемент: целенаправленное рассматривание объекта по плану учителя или по плану, составленному учащимся (учащимися).
Дополнительные структурные элементы: предъявление или сопоставление плана; инструкция к работе; поиск дополнительной информации, её анализ; коллективное обсуждение полученных результатов (учебный диалог)
- урок-исследование
Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за действиями(поведением, динамикой) объекта (явления) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
Основной структурный элемент: постановка проблемы и поиск путей её решения.
Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез(предположений), их проверка; анализ выдвинутых доказательств; наблюдение.
6. Креативного типа:
- урок-изобретательство
Основной метод обучения: моделирования воображаемой ситуации с целью изменения (творческого преобразования) объекта.
Основной структурный элемент: импровизация (моделирование, конструирование) на заданную тему.
Дополнительные структурные элементы: постановка творческой задачи; анализ воображаемой ситуации и целесообразных средств творческого преобразования объекта; оценка творческой составляющей результата деятельности.
- урок-путешествие
Этот урок - познавательная игра. Он может проходить в нескольких вариантах.
Расскажем об одном из них. В ходе урока учащиеся совершают с помощью книг экспедиции в разные страны мира и в разные эпохи. Цель экспедиции - узнать о том вкладе, который внесли ученые этих стран в развитие какого-то раздела физической науки. Уроки этого типа (их методика разработана Э. М. Браверман, г. Москва) целесообразны как вводно-обзорные по теме или заключительные, их посвящают истории становления научных знаний. Основой служит самостоятельная деятельность учащихся по нахождению и обработке нужных сведений из истории физики и техники.
- урок-фантазия
Задача урока - развитие фантазии, творческого начала, музыкальности, ассоциативного мышления учащихся - подчинена воспитанию патриотических, гуманных чувств
7. Уроки оргдеятельностного типа
- урок-проект
Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий
Целевые ориентации
Создание условий, при которых учащиеся:
– самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
– учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
– приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
– развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения)
- урок-спектакль
Во-первых, для такого занятия должен быть характерен способ «открытой режиссуры», где педагог, организуя процесс соигры посредством экстремальных ситуаций, открывает ученикам приемы, которыми он на них воздействует открыто.
Во-вторых, открытое режиссерско-педагогическое действие превращает учебное занятие в своеобразный импровизированный спектакль, где сквозным действием становится сам процесс создания коллективного творчества на материале темы урока, а главным действующим лицом – «многоголовый режиссер» в лице педагога и учеников. Педагог, отталкиваясь от своего режиссерско-педагогического замысла, провоцирует аудиторию к столкновению с экстремальной ситуацией. В-третьих, урок-спектакль должен иметь законченное режиссерское действие, иметь цепь событий от исходного до главного; педагогическое действие его должно развиваться импровизационно.
Необходимо подчеркнуть, что процесс соимпровизации может возникнуть целенаправленно и быть продуктивным только в творческом периоде реализации замысла. Однако от момента замысла урока до его реализации – «дистанция огромного размера».
Режиссерский замысел урока-спектакля – это в свернутом виде познавательно-событийная и пространственно-временная модель режиссуры будущего учебного занятия. К параметрам режиссёрского замысла учебного занятия можно отнести следующие технологические операции:
а) логическая последовательность смысловых частей учебного материала;
б) выделение тематических частей для формирования композиции урока;
в) сверхзадача и сквозное режиссерско-педагогическое действие;
г) событийный анализ урока как цепь «экстремальных ситуаций»;
д) факты-раздражители для основных событий урока;
е) «оценочный ряд» в «экстремальных ситуациях»;
ж) предлагаемые обстоятельства как мотивы, определяющие процесс взаимодействий на уроке;
з) сценарий «борьбы» за «предметы взаимодействия» (понятия, суждения, категории и т.д.);
и) образное осмысление смысловых частей в событийной цепи учебного занятия (ассоциации, сравнения, метафоры и т.д.);
к) выразительные средства режиссуры;
л) предвидение реакции учащихся на запланированные события.
- урок-аукцион
Смысл его заключается в следующем - преподаватель в целях активизации деятельности учащихся предлагает им ряд заданий, а кто решит быстрее, тот получит награду.