Путешествие в Камбоджу – Королевство Камбоджа – уникальный туризм в Камбодже - архитектурно-исторические памятники Камбоджи - Апсары - Апсара-театр - танец Апсар
Давным-давно в империи Кхмеров жили небесные создания – Апсары.
Слово «Апсара» восходит к индийским мифам, где оные были танцовщицами самих Богов.
Считалось, что мистические Апсары обитали между небесами и землёй, дарили неземное блаженство и одновременно вполне земные наслаждения и радости великим мира сего..
Спустившись с небес на землю, Апсары первым делом перевоплощались в тела самых красивых кхмерских девушек. Сложные движения их стройных тел, облаченных в яркие традиционные костюмы, переносили зрителей в сказочный мир, где небо и земля, грёзы и реальность сливались воедино.
И по сей день без танцев Апсар не обходится ни одно значимое мероприятие в королевстве Камбоджа - от культурных праздников до важных государственных событий.
Апсара-театр, представляющий кхмерский эпос на языке танца - это такой же "брэнд" Камбоджи, как Русский Балет, Аргентинское Танго, Фламенко в Андалусии (см видео 1, см видео 2) или River Dance- Степ в Ирландии – это культурный код страны, ее национальное достояние и визитная карточка ...
Язык Богов
Кхмеры считают, что танец Апсара - это язык общения с Богами. Алфавит языка их тела включает череду плавных гипнотических движений и застывших статичных поз (см видео).
Каждый из пластических элементов является буквой или словом, из которых впоследствии слагается целая поэтическая история.
Однако, полностью понять и оценить смысл и красоту такой истории может лишь знаток языка кхмерских танцев.
Небольшое изменение положения головы, рук, ног, пальцев - и вот уже значение "танцевального слова" меняется. Иногда радикально.
Современному обывателю знакомы всего несколько комбинаций пальцев рук – знаменитая комбинация из трех пальцев, победный жест V, большой палец вверх, большой палец вниз.. и, пожалуй, все! - язык жестов его чрезвычайно скуп.
В пластическом же танце Апсар он выкристаллизовывается в целую Азбуку, представляющую сотни иероглифов-жестов, выражаемых всеми частями тела. Вот, к примеру, что означают некоторые комбинации пальцев рук:
"Боди-код"
Исполнительницы связаны с Высшими силами, поэтому они должны соответствовать каноническим образцам, своего рода "боди-коду", т.е. иметь небольшой рост, тонкую талию, широкие бедра и аккуратную грудь и быть непременно «исполненными очей» - обладать космически- отрешенным взглядом.
Важное условие для боди-кода девушек - изящные и тонкие ступни, щиколотки, запястья и ладони.
Костюмы
Костюмы танцовщиц, украшенные тканями ярких цветов и золочеными аксессуарами, подчеркивают грацию и элегантность движений. Каждый элемент костюма, включая головные уборы и ювелирные изделия, также имеет символическое значение, связанное с кхмерской мифологией.
Тяжкий путь к совершенству
Небесные танцовщицы проходят длительное и весьма сложное обучение. Девочки начинают подготовку с 6 лет. В течение более 10 лет они изучают не только технику исполнения танца, но и кхмерскую мифологию, историю и культуру своей страны.
Ой!..
Одной из самых болезненных практик Апсар является тренировка гибкости пальцев ("выгибание пальцев") и кистей.
Ведь в танце Апсар выразительность движений рук, гибкость пальцев, подвижность суставов и эластичность связок имеют критически важное значение.
Многие девочки во время такой дрессировки - процедуры выгибания пальцев испытывают боль и даже плачут. И это еще не все! Частенько молодые танцовщицы сталкиваются и со строгостью и даже жестокостью учителей.
И это понятно. Занятия могут длиться по несколько часов в день и включают не только танцевальные па, но и физическую подготовку, технику дыхания и понимание музыкальных ритмов.
Всё это требует особой (иногда достаточно строгой) дисциплины и мотивации.
Храмовые танцовщицы
Апсары в древности пользовались особыми привилегиями и содержались при королевском дворе в роскоши. И в храмах, и в покоях повелителя они (эх, было ж времечко! ) исполняли свой экзотический танец топлес. И именно в таком виде они запечатлены на всех многочисленных барельефах храмов.
В XIX столетии Франция, которая тогда ещё была великой страной, колонизировала Камбоджу и начала бороться за нравственность (вот уж не ожидала чего-то подобного от французов!).
Тогда Апсар приодели во что-то типа индийского сари. И об этом, по моему глубокому убеждению, можно только сожалеть...
Застывшие танцы
Танец Аапсара – воплощение женского начала, поэтому несет в себе характер эротичности, соблазна. Образы небесных танцовщиц можно увидеть на стенах почти каждого древнего храма Камбоджи. Ни одна из них, застывших в искусных движениях танца, не похожа на другую. Вы не найдёте двух одинаковых.
Наши дни
Апсара сегодня - востребованная и хорошо оплачиваемая профессия в Камбодже.
Но миссия небесных танцовщиц несёт существенно более высокий пафос. Ведь благодаря им, девушкам-Апсарам, древний танец (см видео) живёт и развивается в современном мире, привлекая с каждым годом всё больше и больше поклонников.
К числу последних, без сомнения, относимся и мы...
Авторские Путешествия с Инессой и Александром.
Путешествуйте с нами!
Наши Контакты:
e-mail: a-turism@mail.ru
Подписывайтесь на мой канал в Яндекс Дзен!
Буду признательна за ваши отзывы!