С началом майских праздников в прокате стартуют «Легенды наших предков». Это новый фильм самого доброго из российских режиссеров — Ивана Соснина. Теперь Соснин умиляет зрителя современной сказкой. О том, каким получилось это путешествие постановщика и героя Яценко в мир фольклора Свердловской области, рассказывает Бэтси Исакова.
О чем это
Унылые будни екатеринбургского журналиста-недотепы Антона (Александр Яценко) меняются после командировки в затерянное среди тайги селение. Антона не отпускает услышанная там легенда о владыке леса Нюлэсмурте: лохматый лесной дух (Антон Кузнецов), видимый только журналисту, преследует беднягу, умоляя спасти его семью — других духов. Из-за того, что фольклорное наследие больше не передается изустно, мифические существа забываются людьми, и потому забытые духи гибнут по законам своего мира. К счастью Нюлэсмурта, у Антона тоже проблемы с семьей. После развода с женой (Марьяна Спивак) он заметно приуныл, а его 12-летняя дочь Мира (Александра Бабаскина), переехавшая с мамой в Москву, и вовсе впала в депрессивное состояние, почти перестала разговаривать и теперь выражается только мрачными ч/б рисунками. В обмен на спасение своей семьи Нюлэсмурт обещает Антону помочь наладить отношения с дочкой и женой. Так что Антон, отринув сомнения, берет с собой внезапно приехавшую дочь и лохматого духа, чтобы отправиться на поиски хранителей легенд о родне Нюлэсмурта — водной Шишиге (Наталья Павленкова) и горном Нер-Ойке (Юрий Колокольников).
Кто это сделал
Иван Соснин («Пришелец», «Далекие близкие», «Юг») имеет репутацию самого доброго режиссера России. Тут он выступил еще и как сценарист (совместно с Леной Хановой и Марией Орловой, которая в этом случае также художница, придумавшая невероятные костюмы сказочных существ). Дизайном всей постановки занимался художник Алексей Максимов, успевший до «Легенд» поработать с Алексеем Федорченко над историческими полотнами с этнической спецификой — от «Войны Анны» до «Больших змей Улли-Кале». А за грим отвечала Анастасия Селиверстова, работавшая с Сосниным на фильме «Далекие близкие».
Снимал эту историю, как и последние два полных метра Соснина, оператор Иван Соломатин, тонко чувствующий фирменную ламповую атмосферу уютной соснинской киновселенной. В продюсерском составе — Дмитрий Литвинов, Екатерина Кононенко и Максим Ковалевич, известные по городскому триллеру «Кентавр», а также жена режиссера Яна Шмайлова, работавшая с режиссером над «Пришельцем». Возможно, именно в таком, почти семейном составе команды состоит секрет отчетливо домашней атмосферы фильма.
Как это снято
Фильм мгновенно влюбляет в себя тонкой балансировкой на грани городского фэнтези, сказки и драмеди — соединение этих жанров крайне эффективно. Вероятно, дело в первых кадрах. Они выстроены на аудиовизуальном контрапункте закадрового голоса, комментирующего происходящее с интонацией сказочника, и комичных попыток персонажа Яценко сбежать от Нюлэсмурта, обращаясь к врачам и психотерапевтам. Формат роуд-муви, который становится уже визитной карточкой Соснина («Далекие близкие» и «Юг» основаны именно на такой сюжетной структуре), тут очень уместен. Перемены в судьбе и характере героя (разумеется, к лучшему) буквально визуализируются в смене ландшафтов, и двойную значимость обретает путь, который отец и дочь преодолевают вместе, прежде чем снова принять друг друга.
Увлекательный сюжет подкреплен блестящими актерскими работами: и люди, и духи одинаково убедительны. Александр Яценко гомерически смешно отыгрывает множество сцен в одиночестве (за себя и за Нюлэсмурта, невидимого его дочери), а Александра Бабаскина в самый напряженный момент выдает мощнейший драматичный монолог, которого совсем не ожидаешь от 15-летней актрисы. Отдельной похвалы заслуживает разработка внешности фантастических существ. Во-первых, тут осваивается не попсовый, если можно так выразиться, фольклор: Нюлэсмурт, Шишига и Нер-Ойка — герои легенд удмуртов, коми, хантов и манси, по-настоящему экзотические даже на фоне бесконечных сказочных экранизаций. Во-вторых, в противовес нынешней моде на дорисовывание всего при помощи CGI создатели «Легенд» олдскульно используют пластический грим (на Павленковой — с жабрами и плавниками) и роскошные костюмы (например, меховой комбинезон Нюлэсмурта на Кузнецове).
Фантастика и реальность в финале сходятся благодаря незаурядному сюжетному повороту: Антон проявляет журналистскую смекалку и находит способ сохранить легенды о духах навечно. Такая развязка оставляет лазейку для второй части, а при нынешнем тренде на киносказки хочется верить, что сиквел состоится.
Вердикт
То самое пресловутое «доброе кино», на невозможности которого еще 10 лет назад настаивали критики, наконец получило свое идеальное воплощение в фильмах Ивана Соснина. А «Легенды» стали удачным совмещением гуманизма режиссера с элементами фэнтези и семейной драмы. После «Пришельца», где инопланетяне имели человеческий облик, духи из «Легенд» смотрятся более зрелищно, а попытка Миры наладить контакт с единственным, но неидеальным отцом обладает потенциалом сентиментальности куда большим, чем сюжет о долгом поиске родителя простодушным героем «Юга». Словом, такая киносказка выгодно выделяется среди конкурентов благодаря незаезженным фольклорным героям (Нюлэсмурт и компания, в отличие от Щуки, Конька-горбунка и советских мультгероев, не входят в уже устоявшийся пул популярных персонажей). Вечная же тема семейно-поколенческого конфликта и примирения отцов и детей раскрывается с точки зрения обеих сторон. Так что каждому зрителю найдется, с чем выйти с показа, кроме искренних слез умиления, непременных при просмотре любого из фильмов Соснина.
Купите билеты на этот фильм на Кинопоискеatomic:embed 0
Вернем до 50% баллами Плюса за покупку билетов с Яндекс Пэй. Акция до 31.12.25, условия.