Найти в Дзене
Писака.ПРО

Секрет сильного начала книги

Вы, конечно, знаете, что именно первые страницы вашего произведения – самые главные. Если начало книги не зацепит, то дальше читать уже никто не будет. Это относится не только к рядовым читателям, но и к редакторам, которые, возможно, именно по первым страницам будут решать – печатать вас или нет. Получается, что эти самые первые страницы надо написать очень хорошо. Проблема в том, что никто точно не знает, что такое «хорошо». Вторая проблема состоит в том, что из-за перенапряжения писатели часто впадают в творческое бессилие. Хочется написать хорошо, а выходит какая-то банальная ерунда. Честно говоря, я терпеть ненавижу рассказывать писателям, как им надо писать. Но я часто встречаю одну и ту же ошибку во многих произведениях. Поэтому не могу с вами не поделиться «инсайтом». Я глубоко убежден, что отличные первые страницы можно написать только когда уже закончил всё произведение. Сначала вы придумываете историю до конца, рассказываете её сами себе, и только потом понимаете, какие крюч
Оглавление

Вы, конечно, знаете, что именно первые страницы вашего произведения – самые главные.

Если начало книги не зацепит, то дальше читать уже никто не будет. Это относится не только к рядовым читателям, но и к редакторам, которые, возможно, именно по первым страницам будут решать – печатать вас или нет.

Получается, что эти самые первые страницы надо написать очень хорошо.

Проблема в том, что никто точно не знает, что такое «хорошо». Вторая проблема состоит в том, что из-за перенапряжения писатели часто впадают в творческое бессилие.

Хочется написать хорошо, а выходит какая-то банальная ерунда.

Честно говоря, я терпеть ненавижу рассказывать писателям, как им надо писать. Но я часто встречаю одну и ту же ошибку во многих произведениях. Поэтому не могу с вами не поделиться «инсайтом».

Первое – НЕ пытайтесь написать сильное вступление

Я глубоко убежден, что отличные первые страницы можно написать только когда уже закончил всё произведение. Сначала вы придумываете историю до конца, рассказываете её сами себе, и только потом понимаете, какие крючки лучше развесить на первых страницах.

Поэтому просто пишите, что в голову приходит. Потом вы вернетесь и всё исправите. Так будет проще, чем сидеть и страдать над чистым листом бумаги.

Второе (менее очевидное)

Нам часто хочется начать книгу с какой-то крутой заварухи, с конфликта. И это, в принципе, правильно. Так будет лучше, нежели начинать роман с долгого описания природы или, не дай бог, рассказа об истории вашего мира за последние пару тысяч лет (привет «Звездным войнам»).

Но, думаю, вы и без меня это знаете.

Надо начинать с самой жести! Надо начинать с горячего! Надо сразу захватывать читателя в водоворот событий!

Однако…

Если мы настраиваемся на такое огненное начало, то часто просто описываем какие-то действия (пусть даже очень активные), но при этом не вовлекаем читателя в текст.

Приведу пример:

«Ранним утром десятого октября город потряс взрыв. Машины взвыли сиренами, огненный столб взметнулся к небу.
Девушка бежала, стараясь успеть укрыться за стеной дома от осколков. Обломок кирпича рассек ногу, но девушка этого не замечала и продолжала бежать. Счет пошел на секунды…»

Немного утрировано, конечно, но, полагаю, суть вы поняли.

Действия много, а смысла мало. Вовлечения вообще нет. Ну, бежит девушка. Дальше что? Ну, прогремел взрыв. Что взорвалось-то? И почему нам должно быть не пофиг?

Вот он, главный вопрос –

Почему читателю не должно быть на всё это пофиг?

Сравните вот с таким вариантом вступления (уже без взрывов и летающих обломков кирпичей):

«Луиза разложила омлет по тарелкам. Близнецы плюхнулись на стулья и принялись щедро сдабривать еду кетчупом. Еще вчера Луиза сделала бы им замечание, но не сегодня.
Еще вчера Луиза отпустила бы мужа без поцелуя на прощание. Но сегодня она его обязательно догонит в дверях. Еще вчера всё было иначе. А сегодня, возможно, она видит своих родных в последний раз.
Началось всё с маленького белого конверта, который Луиза нашла в своем почтовом ящике…»

Как видите, здесь нет бешенного экшена, никто никуда не бежит. Но почему-то возникает тревога за эту Луизу. И тревога эта даже сильнее, чем за девушку, которую подбило кирпичом после взрыва.

В чем же разница между этими двумя вступлениями?

Разница в том, что на Луизу нам не пофиг. Мы понимаем, что чувствует человек, который всеми силами притворяется, что всё в порядке, а внутри прощается с любимыми детьми и мужем. Это называется эмпатия (когда мы понимаем чувства другого человека).

А если мы понимаем, почему происходящее имеет значение для героя, то это автоматически начинает иметь значение и для нас.

Опять-таки, нам становится не пофиг.

Да, можно еще указать на интригу (что это за таинственный белый конверт, который так повлиял на бедную домохозяйку?)

Но главное тут всё же эмпатия.

Поэтому в следующий раз, когда будете думать над началом книги, задайте себе вопрос: почему читателю должно быть не пофиг? Точно ли читатель понимает чувства героя? Достаточно ли читателю… больно и тревожно за то, что происходит на первых страницах?

Надеюсь, мой совет был вам полезен.

Поделитесь своими приемами, как вы работаете над началом книги. Напишите свои варианты вступления.

Дмитрий Новосёлов – сайт для писателей Писака.ПРО