1. Понятие «учебник», «учебное пособие»
Рост объема научной информации требует постоянного обновления содержания учебных дисциплин. В сложившихся условиях основным средством трансформации научной информации в знания, умения, навыки и определенные виды учебно-профессиональной и профессиональной деятельности является: учебник, руководство, учебное пособие.
Учебник является основным обучающим средством, т.к. раскрывает полное содержание учебной программы. В нем систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки. В отличие от монографий в учебнике заложены способы организации процесса усвоения материала. Поэтому авторы учебников учитывают исходный познавательный уровень обучаемых, закономерности формирования различны видов деятельности и т.д.
Руководством можно назвать учебник, предназначенный для студентов выпускных курсов, интернов, ординаторов, аспирантов.
Учебное пособие включает все средства обучения, используемые в учебно-воспитательном процессе, оно предназначено для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебнике. В учебном пособии представлен, как правило, определенный раздел учебной программы. В этом плане через учебное пособие вносятся своевременные коррективы и изложение содержания обучения.
2. Виды учебной литературы, их функции
Учебная литература, делящаяся в основном на собственно учебники и сборники задач (упражнений), имеет немало общего со справочной: как и справочная литература, учебная имеет дело с той частью знаний по тому или иному вопросу, которая считается более или менее общепризнанной. Однако назначение учебной литературы иное: изложить эту часть знаний системно и последовательно с тем, чтобы адресат текста составил о ней достаточно полное и отчётливое представление и овладел рядом востребованных в этой части знаний навыков, будь то умение решать уравнения или правильно расставлять знаки препинания. Эта прагматическая задача определяет особенности строения учебных текстов: повторы, подхваты, проверочные вопросы и задания, и т. п.
3. Виды чтения:
Чтение - один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.
- предварительное
чтение, в процессе которого отмечаются все незнакомые и иностранные слова, научные термины, чтобы в дальнейшем уяснить их значение по словарям и справочникам.
- сквозное
чтение подряд. Внимательное прочтение всего материала без пропусков.
- выборочное
Определенно выбранный материал для чтения с целью углубленного проникновения в его сущность, конспектирование наиболее существенного, важного. Используется при работе с первоисточником.
- повторное
чтение текста посредством нескольких итераций с целью более глубокого осмысления.
- аналитическое
критическое изучение содержания текста с целью его глубокого осмысления, сопровождающееся выпиской фактов, цитат, составлением тезисов, рефератов.
и т.д.
Беглое чтение – быстрое ознакомление с текстом в целом при большой скорости чтения для сравнения и сопоставления найденной информации, выработке собственной точки зрения.
Сканирование – быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова, фамилии. При этом обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения. Этим видом чтения мы обычно пользуемся тогда, когда нам необходимо просмотреть книгу, журнал, статью. Нам не нужно знать подробности и понимать смысл текста. Здесь для нас самое главное – получить самое общее представление о содержании в целом, понять, есть ли нужная нам информация в данном тексте.
4. Виды работы с учебной литературой:
- конспектирование
Конспектирование относится к числу наиболее важных общеучебных умений. На него опирается весь учебный процесс, так как и школьникам, и студентам постоянно приходится использовать для подготовки к занятиям конспектирование лекций учителя или преподавателя, учебного параграфа или дополнительной литературы.
Конспект нужен для того, чтобы:
- научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму;
- выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или научной задачи;
- создать модель проблемы (понятийную или структурную);
- упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;
- накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, дипломной работы, диссертации, статьи, книги.
Слово конспект состоит из двух корней, первым из которых является «кон». В русском языке «кон» означает начало, предел, сужение пространства действий. В этом сужении, предельном сокращении, свертывании информации и заключен главный смысл конспекта. Конспект – это вторичное рождение источника, но в ином виде – свернутом, сжатом. Это напоминает сепарирование молока, когда от него отделяют сливки: конспектируемый источник – молоко, а сам конспект - это сливки. Не зря в словарях не разночтений. Почти везде конспект определяется как краткое изложение, краткая запись.
Но не любую краткую запись можно назвать конспектом. Понятие конспект подразумевает объединение плана, выписок, тезисов или, по крайней мере, двух любых этих форм. Главное требование к конспекту - запись должна быть систематической, логической, связной.
Прочтем еще раз определение конспекта и подчеркнем в нем часть фразы – систематическая, логически связанная запись. Это – одно из основных требований, предъявляемых к конспекту по существу. Так, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.
Конспектом, написанным одним человеком, могут пользоваться другие – он более универсален, чем иные виды записей. По той же причине к правильно составленному конспекту можно с успехом обратиться через несколько лет после его подготовки. Одним словом, конспект – наиболее универсальный вид записей по сравнению с другими формами. При работе с ним меньше риска заблудиться в чужих мыслях, чем при использовании выписок, планов и даже тезисов, не говоря уже о набросках – беглых заметках «для себя».
- аннотирование
краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.
- тезирование
краткое изложение основных мыслей прочитанного.
- реферирование
Одним из звеньев учебно-исследовательской работы в ходе изучения теоретических дисциплин является написание рефератов. В реферате студент делает обзор нескольких работ, посвящённых одной из проблем данной дисциплины. Представление реферата предусмотрено учебным планом и является одним из условий получения зачёта.
- рецензирование
написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.
- составление плана
План может быть простой и сложный. Для его составления необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.
- составление матрицы идей
Составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
и т.д.
– Составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков.
– Составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного.
– Составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.
– Цитирование - дословная выдержка (обязательно указываются выходные данные: автор, название работы, место издания, издательство, год издания. страница).
5. Преимущества работы с книгой как средством обучения
Преимущества книги, не требующей для использования никаких технических средств, усиливаются 5000-летней традицией её использования. Книга удобна всегда и везде.
Однако учебный процесс включает в себя отнюдь не только приём-передачу теоретической информации, но ещё и практические занятия в самых разных формах. Необходимым компонентом учебного процесса является также аттестация, традиционно реализуемая педагогом в непосредственном контакте с учеником. В этих компонентах образования книга дает достаточно мало. Её главный недостаток - плохая передача действия.