Обзор Clair Obscur: Expedition 33 — произведение искусства, которое пропустить нельзя.
Это игра, которая западет в память, как в свое время Final Fantasy 7 из моего детства. В наше время, когда одиночные игры, кажется, доживают свой век, когда на творчество влияют не художники, а маркетологи, Clair Obscur: Expedition 33 – это настоящий бриллиант. Огромный, сверкающий, сделанный по старым добрым правилам, когда главное – это идея, смысл, форма и концепция. А деньги... с деньгами потом разберемся.
Я просто жил в этой игре, забросив все остальное. Не раз ловил себя на том, что сижу перед компьютером, затаив дыхание, погружаясь все глубже в этот прекрасный и одновременно жутковатый мир. Если бы кто-то подслушивал под окном, он бы точно услышал мои восхищенные вздохи и восклицания. После почти сорока часов, проведенных в игре, могу сказать одно: Clair Obscur – это одно из самых запоминающихся приключений и историй, в которые я когда-либо играл. Это игра, которая идет против течения, плюет на современные тренды. Clair Obscur – это причина, по которой мы вообще любим игры
Clair Obscur: Expedition 33
Clair Obscur: Expedition 33 — настоящее произведение искусства
Я влюбился в этот мир без остатка, и больше всего меня гложет мысль, что я уже не смогу пережить его заново с таким же ощущением новизны. Clair Obscur: Expedition 33 – это просто невероятной красоты игра, одна из лучших, что я когда-либо видел.
Clair Obscur: Expedition 33 – это настоящий бриллиант. Огромный, сверкающий, сделанный по старым добрым правилам, когда главное – это идея, смысл, форма и концепция. А деньги... с деньгами потом разберемся.
Последние три недели я просто жил в этой игре, забросив все остальное. Не раз ловила себя на том, что сижу перед компьютером, затаив дыхание, погружаясь все глубже в этот прекрасный и одновременно жутковатый мир. Если бы кто-то подслушивал под окном, он бы точно услышал мои восхищенные вздохи и восклицания. После почти сорока часов, проведенных в игре, могу сказать одно: Clair Obscur – это одно из самых запоминающихся приключений и историй, в которые я когда-либо играла. Это игра, которая идет против течения, плюет на современные тренды. Clair Obscur – это причина, по которой мы вообще любим игры.
Сегодня мы будем рисовать смерть
Окунемся в мир, где смерть - это не просто финал, а часть повседневности. Представьте себе Люмьер, город, сильно напоминающий Париж, но с одной жуткой особенностью: никто не живет дольше 34 лет. Это место, где красота и трагедия переплетаются, создавая странную, сломанную реальность.
В центре всего этого кошмара дремлет Художник, существо, обитающее под огромным монолитом, на котором красуется число 34. В определенный момент Художник просыпается, чтобы вывести на монолите цифру 33, и все 34-летние жители мгновенно превращаются в пыль. Этот день зовется "Гоммаж" или "стирание".
Уцелевшие организуют ежегодные экспедиции, чтобы добраться до Художника, в надежде остановить этот ужасный цикл. Но после 67 лет попыток никто так и не смог разорвать этот круг смерти. Никто не знает, кто или что такое Художник, и почему оно убивает целое поколение одним взмахом кисти. Игрокам, присоединившимся к Экспедиции 33, предстоит это выяснить в игре Клер Обскур: 33-я экспедиция.
Игра начинается в день Гоммажа. Мы играем за 33-летнего инженера Гюстава, который прощается со своей возлюбленной, на год старше его, и отправляется в путь вместе с другими смельчаками, чтобы положить конец этому безумию.
В Люмьере царит атмосфера отчаяния. Город сломлен 67 годами смертоносных циклов. Население сокращается, а количество осиротевших детей растет. Некоторые жители считают, что вместо бессмысленных экспедиций лучше сосредоточиться на заботе о сиротах и поддержании остатков умирающего общества. Другие смотрят на экспедицию как на последнюю надежду, а третьи ищут утешение в алкоголе.
Один из персонажей расскажет вам: «У меня есть шестилетняя ученица. Через шесть лет ее родители умрут, и она останется сиротой. А в 21 год умрет и она». В этом мире материнство возведено в культ, ведь каждый год промедления означает, что ребенок проживет на год меньше. Но можно ли в этом кошмаре вообще заводить детей?
Вскоре после начала экспедиции, Гюстав и его команда сталкиваются со стариком, который не должен существовать. И тут появляется таинственная фигура, которая уничтожает всю группу, почти без усилий. Гюстав, чудом выживший, просыпается и понимает, что экспедиция провалилась, даже не начавшись. В отчаянии он приставляет пистолет к голове. Именно так начинается эта игра, которая с самого начала рушит все ожидания.
Чтобы проникнуться Clair Obscur: Expedition 33, нужно понять суть: это классическая пошаговая jRPG с захватывающим сюжетом, разворачивающимся во французском антураже. Если ты знаком с жанром, быстро освоишься. Мы собираем команду (всего шесть персонажей, но в бою участвуют только трое) и отправляемся исследовать потрясающие локации, сражаемся с врагами и раскрываем секреты. Как в старой доброй Final Fantasy 7 (и многих других jRPG), локации разбросаны по карте мира, которая постепенно открывается по мере преодоления препятствий – водных преград, скал и прочего. Так мы добираемся до ключевых точек сюжета и побочных заданий.
Нас ждут прекрасные уровни, созданные на Unreal Engine 5, возможности которого кажутся безграничными. Например, затопленный Париж, где мы не плывем, а ходим по улицам, словно и не под водой вовсе. Вокруг водоросли, над головой проплывают киты, мимо многоквартирных домов с горящим светом, кораллов и затонувших кораблей. И вдруг – дверь в роскошный особняк с золотыми люстрами, каминами и картинами (которых, кстати, очень много и они все разные!). Некоторые места лишены логики – просто красивые пейзажи, где хочется сделать скриншот (у меня их уже 243!)
Оживи мой серый мир яркими красками
Чтобы проникнуться Clair Obscur: Expedition 33, нужно понять суть: это классическая пошаговая jRPG с захватывающим сюжетом, разворачивающимся во французском антураже. Если ты знаком с жанром, быстро освоишься. Мы собираем команду (всего шесть персонажей, но в бою участвуют только трое) и отправляемся исследовать потрясающие локации, сражаемся с врагами и раскрываем секреты. Как в старой доброй Final Fantasy 7 (и многих других jRPG), локации разбросаны по карте мира, которая постепенно открывается по мере преодоления препятствий – водных преград, скал и прочего. Так мы добираемся до ключевых точек сюжета и побочных заданий.
Нас ждут прекрасные уровни, созданные на Unreal Engine 5, возможности которого кажутся безграничными. Например, затопленный Париж, где мы не плывем, а ходим по улицам, словно и не под водой вовсе. Вокруг водоросли, над головой проплывают киты, мимо многоквартирных домов с горящим светом, кораллов и затонувших кораблей. И вдруг – дверь в роскошный особняк с золотыми люстрами, каминами и картинами (которых, кстати, очень много и они все разные!). Некоторые места лишены логики – просто красивые пейзажи, где хочется сделать скриншот (у меня их уже 243!).
В этом мире гравитация ведет себя странно. Что-то сломало его, превратив в причудливый сон, одновременно похожий на "Алису в Стране чудес" и кошмар. Это французская Прекрасная эпоха, искаженная мрачными идеями сюрреалистов и декадентов. Взгляните на Эйфелеву башню, странно изогнутую, будто расплавленную, и вы поймете, что вас ждет. Флуоресцентные деревья, багровые луга, пианино посреди пейзажа, и трупы – целое море трупов тех, кто был здесь до вас, но их экспедиции закончились еще печальнее.
Все это великолепие представлено графикой, превосходящей привычный уровень AA-игр. Порой сложно поверить, что это дебют студии Sandfall Interactive. И хотя бюджет чувствуется, история трогает за душу.
Исследование мира ничем не отличается от других подобных игр. Бегаем, ходим, карабкаемся, прыгаем через пропасти. Локации не открытые, а представляют собой запутанные коридоры, где иногда теряешься. Здесь полно ответвлений, переулков, скрытых полян и пещер, где обитают либо необязательные враги, либо спрятаны предметы, дневники прошлых экспедиций, либо чертов мим – враг, который выбил меня из колеи своей сложностью и поведением.
Прогулки по красивым местам – это здорово, но могло быть и лучше. Вы видите высокую оценку, так что этот недостаток не сильно влияет на игру, но интерактивность этого мира сновидений оставляет желать лучшего. Разрушить можно только бочки, остальное неприкосновенно. Во-вторых, FromSoftware показала, как рассказать историю через окружение и создать сложные лабиринты, которые не раздражают. Clair Obscur пытается подражать, но я проверял одни и те же развилки по несколько раз просто потому, что... В-третьих, там мы находим одни и те же ресурсы для прокачки и иногда журналы прошлых экспедиций (которых маловато). У каждой экспедиции есть дневник, из которого можно узнать о ее судьбе, но у этой идеи огромный потенциал. Хотелось бы узнать об этом мире больше.
И в-четвертых, это не AAA-игра, и хотя графика намекает на обратное, вы быстро это поймете. Движения и анимация персонажей отличаются от высокобюджетных проектов. Экономия бюджета чувствуется при прыжках – можно легко промахнуться мимо выступа. Удивительно, что Sandfall Interactive вообще решилась на такие элементы. К счастью, неловких прыжков не так много (хотя есть одна локация, построенная на этой идее, – это конкретная шутка, убедитесь сами, когда доберетесь до вершины).
Сюжет, который цепляет за душу
Clair Obscur: Expedition 33 – это не просто ролевая игра, это путешествие вглубь человеческой души, исследование мира, где каждый персонаж – живой, дышащий, с уникальным характером. Вы сразу же проникнетесь симпатией к хладнокровному Гюставу и очарованной Луне, а Маэль, юная подопечная Гюстава, покажется вам сложным и многогранным персонажем. Встретите вы и высокомерного Сциэля, и забавного Моноко, немного напоминающего мудрого Рафики из "Короля Льва".
Фантастические расы со своей культурой, порой комичной, порой трогательной, делают мир игры живым и интересным. Вспомните хотя бы сердитый камень, возомнивший себя черепахой, или Эски – одно из самых милых и забавных существ, когда-либо встречавшихся мне в играх. Эски станет вашим "дирижаблем", средством быстрого перемещения по миру.
Взаимоотношения между персонажами показаны очень трогательно, им сопереживаешь, их жалеешь. Диалоги написаны на высоком уровне, с драматизмом, юмором и иронией, без типичной для jRPG болтовни. Режиссеры умело используют паузы и молчание, чтобы передать глубину чувств.
В игре есть только субтитры на русском языке, дубляжа нет, но не стоит расстраиваться. Разработчики выбрали французский и английский языки для озвучки, а перевод на русский выполнен качественно.
Боевка как в Sekiro
"Клер Обскур: 33-я экспедиция" - это такая необычная пошаговая jRPG, где можно парировать и уклоняться от атак врагов в реальном времени, прямо как в Sekiro. Блоки тут тоже важны, особенно с боссами, к которым надо приноровиться. Атаки у них хитрые, с разными ритмами, так что парировать – целое искусство.
Боевая система затягивает не только парированием, но и уникальными механиками для каждого персонажа. Например, колдунья Луна использует стихийные пятна, чтобы усиливать свои заклинания, а Маэлла – мастер фехтования, которая переключается между стойками для максимального урона. Важно комбинировать умения команды, чтобы добиваться крутых результатов.
Удивительно, что при таком внимании к деталям, немного не хватило на доработку исследования мира. Видимо, все деньги ушли на создание игры, а на маркетинг уже не осталось. И это прекрасно! Ведь игра выглядит как плод смелого художественного видения, результат творчества и любви к своему делу. Команда из 33 человек (и собаки по кличке Моноко!) из студии Sandfall Interactive, вместо того чтобы тратить миллионы на рекламу, вложили все средства в создание одного из самых красивых игровых миров. Это смелый шаг, и таких игр сейчас мало. Clair Obscur: Expedition 33 – это потрясающее приключение, которое стоит своих денег.
В конце концов, я чуть было не поставил игре высший балл. Но важно, что Clair Obscur – это настоящее произведение искусства, созданное творческими людьми в эпоху, когда все пытаются копировать успешные решения.
Что понравилось:
Мир игры – просто загляденье, неповторимый, словно соткан из фантазий.
Сюжет – это клубок тайн, загадок и неожиданных поворотов, который каждый может интерпретировать по-своему.
Персонажи – живые, запоминающиеся, с отличной озвучкой.
Музыка – идеально передает атмосферу конца света, эпичная.
Боевая система – динамичная, захватывающая, с интересными механиками парирования и уклонения.
Множество дополнительных квестов и сложных боссов, с которыми можно столкнуться даже в начале игры.
И еще много приятных мелочей.
Что не понравилось:
Некоторые моменты, связанные с исследованием мира, можно было бы доработать.