Найти в Дзене

Корни и структуры

130 лет назад родился Владимир Яковлевич Пропп, выдающийся советский учёный, навсегда изменивший науку о фольклоре. Всё началось с того, что преподаватель русского и немецкого языков на досуге стал читать сказки из сборника Афанасьева. «И сразу открылось: композиция всех сюжетов одна и та же». Например, все сказки про гонимых падчериц – по сути, одна и та же сказка, ход действия одинаков, только дарители – разные (Баба-Яга в «Василисе Прекрасной», Морозко в одноимённой сказке). В первой своей монографии «Морфология сказки» (1928) Владимир Пропп исследовал структуру волшебной сказки и показал, что все они схожи по строению. Всё начинается с какого-либо запрета (родители велят дочери не оставлять младшего брата), беды или появления злодея. Герою является волшебный помощник (Серый волк, Сивка-бурка), далее следуют испытания, бой с антагонистом и победа героя. Часто всё заканчивается свадьбой. Обязательные элементы сюжета Пропп назвал функциями, которых всего выделил тридцать одну. Функции

130 лет назад родился Владимир Яковлевич Пропп, выдающийся советский учёный, навсегда изменивший науку о фольклоре.

Всё началось с того, что преподаватель русского и немецкого языков на досуге стал читать сказки из сборника Афанасьева. «И сразу открылось: композиция всех сюжетов одна и та же». Например, все сказки про гонимых падчериц – по сути, одна и та же сказка, ход действия одинаков, только дарители – разные (Баба-Яга в «Василисе Прекрасной», Морозко в одноимённой сказке).

В первой своей монографии «Морфология сказки» (1928) Владимир Пропп исследовал структуру волшебной сказки и показал, что все они схожи по строению. Всё начинается с какого-либо запрета (родители велят дочери не оставлять младшего брата), беды или появления злодея. Герою является волшебный помощник (Серый волк, Сивка-бурка), далее следуют испытания, бой с антагонистом и победа героя. Часто всё заканчивается свадьбой.

Обязательные элементы сюжета Пропп назвал функциями, которых всего выделил тридцать одну. Функции составляют каркас сказки, не во всякой сказке они представлены полностью, но последовательность их не нарушается. Законы, открытые Проппом, действуют и в «Царевне-лягушке», и в «Рапунцель».

В монографии «Исторические корни волшебной сказки» (1946) Владимир Пропп исследует её генезис, связь с древними обрядами инициации, погребальными культами, представлениями о потустороннем мире. Избушка на курьих ножках – трансформированное погребальное сооружение, хозяйка которого Баба-Яга – проводник из мира живых в мир мёртвых. С её помощью герой проходит инициацию – посвящение во взрослую жизнь. В мотиве утопления прекрасной девушки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») содержатся отголоски культивируемых раньше человеческих жертвоприношений.

Современные учёные находят в «Исторических корнях волшебной сказки» некоторые ошибки и неточности, однако, в целом, признают революционное значение исследования советского фольклориста.

Владимир Пропп на десятки лет опередил западную гуманитарную науку, а у себя в отечестве подвергся жёсткой критике – и за «Морфологию» и за «Исторические корни». Его ругали за формализм и мистицизм. А ещё за отсутствие отсылок к Максиму Горькому, который считал, что сказки – это мечты людей о лучшей жизни.

Лишь в конце 50-х годов прошлого века произошло открытие Проппа в западном научном мире – главным образом, речь о «Морфологии сказки». Идеи и методы Проппа стали применять к анализу литературы, кино, массовой культуры. Методология советского учёного проникла в антропологию, лингвистику, психологию, семиотику, легла в основу нарратологии — науки о повествовательных структурах. Американские киностудии взяли на вооружение «функции сказки» при создании сценариев блокбастеров.

Сегодня методология советского фольклориста используется в самых разных областях. Итальянский писатель Джанни Родари, упростив систему функций советского фольклориста, предложил применить их для анализа литературных сюжетов и сочинения историй. И с его лёгкой руки «карты Проппа» используют в работе и педагоги, и писатели, и сценаристы, и мастера сторителлинга. По набору функций, определённых Проппом почти сто лет назад, обучают искусственный интеллект. Маркетологи применяют его модели для построения рекламных сюжетов.

Владимир Пропп исследовал не только сказку, но и другие области фольклора: его монографии «Русский героический эпос» и «Русские аграрные праздники» представляют большую научную ценность, но они не так широко известны за пределами круга специалистов. В конце жизни Владимир Яковлевич занимался древнерусской архитектурой, но, к сожалению, не успел осуществить задуманное. В конце жизни он получил признание, Владимира Проппа не стало в 1970 году.

Труды Владимира Проппа – непростое чтение. Но если вы увлекаетесь историей, фольклором или интересуетесь глубинными истоками мифологии – эти монографии будут вам очень полезны. Книги можно взять в методическом отделе библиотеки.

В статье использованы материалы сайта издательства «Иллюминатор» и канала «Время новостей».