Здравствуйте, друзья. Сегодня на нашей волне передача "Учение - свет. Неучение - чуть свет и на работу". Предупреждаю, что это будет лонгрид.
И мы поговорим об очень интересных процессах, которые происходят в нашей системе образования. Мы вынуждены взаимодействовать с этой системой всю жизнь. Сперва сами, потом с детьми, потом с внуками. Никто не уйдёт обиженным, как говорится. Поэтому любые вопросы образования так или иначе касаются всех. Я уж не буду говорить дежурные слова про важность образования как базового социального процесса. И чего там, стало быть, делается?
Вчера попала мне на глаза такая заметка. Мол до 2030 года нам дополнительно необходимо 200 000 работников сферы образования. Там это мотивируется увеличением количества детей.
И на этом я подвис. В 2030 году в школу пойдут дети, которые были рождены в 2023. Ещё какое-то количество 2022 и 2024 г.р. А я прекрасно помню, что сейчас мы находимся на минимуме демографической волны. Вот график, собственно:
К тому же, ещё в 2023 Зампред Правительства России Татьяна Голикова в интервью ТАСС докладывала, что дефицит учителей в среднем по стране не превышает 4%. То есть два года назад учителей, в целом, хватало на обучаемых (см. график), а спустя 7 лет хватать не будет.
Известно, что треть учителей старше 55 лет. Но это не звучит сейчас как катастрофа. Куда интереснее насколько они старше 55 лет. Потому, как треть учителей это 400 тысяч человек.
Я не нашёл информации по выпускникам всех педагогических ВУЗов России по годам, зато Татьяна Голикова ещё в 2023 году сказала, что бюджетных мест в пед. вузах 35000, а всего бюджетных мест на педагогических специальностях 75000. Очевидно, что не все эти места выделены непосредственно под учителей, однако, если прикинуть на глаз по структуре занятости, то учителей среди этих людей 60%. Каждый четвёртый студент недоучивается, но существуют также платные места. Поэтому, я это не учитываю.
До 2030 года педагогические ВУЗЫ выпустят 150 тысяч учителей, если продолжат в том же духе. Среди них даже по очень оптимистичному мнению 2023 года в профессию пойдут порядка 70% (хотя задерживается в школе не более 42%). К тому же, если верить главе Совета Федерации Валентине Матвиенко, на зарплату молодого учителя невозможно содержать семью.
Тем самым выпускников ВУЗов точно не хватит, чтобы покрыть потребность системы образования. А если к потребности в учителях приплюсовать тех, кто может уйти на пенсию (а мы на них надеемся), то дыра становится ещё больше.
Но и это ещё не конец истории. Если углубиться в детали и посмотреть на занятость учителей, которые уже работают в школе, то мы выясним любопытную вещь. Министерство Просвещения до сей поры разрешало учителям работать и на полторы и на две ставки. И учителей, которые так работают, большинство. То есть, в среднем, у нас дефицит кадров в полтора раза больше, чем кажется.
Сейчас учителям, в связи с введением единого расписания уроков, хотят нормировать нагрузку, и запретить работать более чем на 1,4 ставки. Но что делать школам, где кадровый дефицит именно так и закрывался?
Очевидна заинтересованность учителей. Оплата труда - низкая. Но на две ставки, да ещё с дополнительными обязанностями, можно сводить концы с концами. Если запрещать учителям работать на две ставки, надо повышать зарплаты. Если запретить и не повысить, то мы просто увеличим дефицит учителей.
Короче, друзья мои, мы накануне грандиозного шухера.
Впрочем, все и так знают, что ключевой проблемой с кадрами в образовании являются зарплаты. Чтобы зарабатывать, например, приходится брать больше одной ставки. Если размер заработной платы зависит от академических часов, значит надо вести больше уроков и занятий. Поэтому школа, как коллективный субъект, всегда будет положительно относиться к увеличению нагрузки на школьников и введению новых предметов. Это значит больше заплатят. А там как-нибудь научим.
Второе, что подкосило школьное образование, это введение ЕГЭ. И никто не дождётся от меня традиционной пенсионерской тирады о том, что ЕГЭ отупляет детей. Потому, что это не так! ЕГЭ хорошая идея, которая принесла немало пользы. Но за всё надо платить.
Средний пятиклассник не особо понимает, куда он будет поступать и чем по жизни заниматься. Но, чтобы он сдал ЕГЭ, которое действительно не стыдно назвать вступительным экзаменом в ВУЗ, необходимо с младых ногтей добавлять в учебники элементы ВУЗовской программы.
При этом количество часов бесконечно добавлять нельзя. А значит, темп обучения должен быть выше по всем предметам. Ведь по логике все школьники должны быть готовы в старших классах сдавать любой ЕГЭ. Класс-то один. И без разницы, что кто-то будет сдавать физику, а кто-то обществознание. Значит, больше материала будет оставаться на самостоятельное обучение и подаваться в том виде, в котором это выгодно профильным ВУЗам. Родители будут стенать, дети будут делать уроки до ночи, репетиторство будет процветать. Что мы и видим.
И тут на сцену выходят издатели, которым эта ситуация очень на руку. У них же прибыль зависит от объёмов и тиражей.
Вот так, например, выглядел учебник по русскому языку для 2 класса 30 лет назад.
А вот как учебник выглядит сейчас:
Русский язык за 30 лет непомерно усложнился? Восьмилетки стали какими-то другими? Нет, просто за две большие книги заплатят больше, чем за одну маленькую. А значит надо горячо приветствовать все инициативы не только по добавлению новых разделов в программу, но и по постоянной переработке существующих. Тогда можно менять "устаревшие" учебники на "новые" хоть каждый год.
В итоге имеем, что имеем. Группы экономических субъектов преследуют свои интересы в борьбе за казённые деньги, а во имя чего они действуют и что должно быть на выходе - никто не знает.
Я не буду подробно расписывать вред бумажной нагрузки на учителей, поскольку эта проблема на фоне остальных не выглядит такой уж серьёзной, и решить её можно директивно.
И чего делать-то?
Чтобы поднять зарплату миллиону человек хотя бы в 2 раза (а это потребуется делать, если мы хотим не усугублять дефицит учителей), надо во столько же раз увеличить зарплатный фонд. Уж не знаю, докинут ли в бюджет на образование столько денег. Но поднимать зарплаты всё равно придётся. Другой вопрос, что учителей от этого сильно больше всё одно не будет (мы это формально посчитали ещё в начале).
Напрашивается непопулярный вывод: надо снижать нагрузку. Тогда учителей хватит. Как мы выяснили чисто статистически, детей к 2030 году не будет больше, чем обучается сейчас. Снизив количество часов, предметов, обязательного материала, дополнительной работы, можно решить проблему нехватки кадров. В итоге школьную программу надо сократить до железобетонно обязательного минимума и зафиксировать. А вот утверждённые знания спрашивать строго.
Только надо начинать вчера.
Здесь напрашивается третья мера, которая позволит школьникам осваивать профильный материал для поступления в ВУЗы на ту глубину, на которую надо. Это расширение дополнительного образования. При снижении нагрузки на учителей, они сами смогут участвовать в системе дополнительного образования, составив конкуренцию репетиторам.
Но может я глобально чего-то в жизни не понимаю.
Сейчас рынок труда вообще будет скуден на работников в большинстве сфер, поэтому нас ожидают интересные времена великих трудовых подвигов и непростых решений.
Оставайтесь на нашей волне.