"Война - искусство, а я - грё*ный Микеланджело!"
Для меня вторая "мультяшная" часть приключений Крутого Сэма однозначно лучшая в серии. О ней я уже написал статью, в которой постарался аргументировать свою позицию. Serious Sam 3: BFE я купил в далёком 2015 году и она мне не понравилась - прошёл и забыл. Однако недавно я решил дать этому шутеру ещё один шанс, чтобы найти в нём плюсы, которые возможно не заметил при сумбурном первом прохождении. Изменилось ли моё мнение? Читайте ниже.
О сюжете и игровом процессе
Сюжетно Serious Sam 3: BFE является приквелом самой первой части. То есть действие разворачивается на Земле в XXII веке, примерно через три года после нападения прислужников космического злодея Ментала. Место действия - Египет. Только не тот яркий и красочный Египет из "первого пришествия", а блеклый и унылый с нагоняющими тоску пейзажами.
Герою человечества Сэму Стоуну командование Объединённой Армии Земли поручает активировать два плазменных генератора ""Гор" и "Анубис", чтобы запустить инопланетную машину времени - Ключ к Вечности. Весело и задорно Сэм берётся за дело, начиная свой путь на разрушенных улицах Каира.
Изменений в игровом процессе по сравнению с предыдущими частями - минимум. Нам всё также вручают целый арсенал средств убиения и насылают толпы инопланетных монстров, которые воюют совсем не по заветам Суворова - то есть, не умением, а числом.
Теперь всяким клирам, гнаарам и прочим страховидлам можно отрывать головы/выколупывать глаза/сворачивать шеи в ближнем бою. Занятие это быстро наскучивает, ибо анимации в рамках одного добивания всегда одинаковы. Вот, собственно, и все изменения. Ах, да забыл - боевого транспорта в игре нет, так что это даже деградация по сравнению со второй частью...
Что понравилось?
Плюсы у Serious Sam 3: BFE те же самые, что и у её предшественников, только их меньше. А именно:
- Брутальный главный герой. Сэм всё такой же горячий, безбашенный и грубоватый пофигист. Его не пугают тысячи монстров, за пазухой он носит кучу стволов разного калибра и периодически отпускает шуточки "за триста". Некоторые из них прям заставляют улыбнуться!
- Бодрый музон. Добавляет +70% к удовольствию от расстрела инопланетных тварей.
- Некоторые локации довольно красивые.
- Пушки смачно бабахают, тушки монстров красиво разлетаются.
Ну вот, собственно, и все плюсы этой игры... Чувствую себя Капитаном Очевидность, но ничего более оригинального и развёрнутого в этот раздел не могу добавить.
Что огорчило?
Главный минус Serious Sam 3: BFE заключается в том, что эта игра страдает биполярным расстройством. Она то пытается быть серьёзным шутером с драматическими моментами, то скатывается в весёлый трэш уровня второй части. В итоге восприятие смазывается и интерес к сюжету пропадает.
На протяжении всего прохождения создавалась стойкое ощущение, что меня вводят в заблуждение и я не мог понять во что играю - в весёлый трэш-шутер или в военно-фантастическую драму. Баланс между этими двумя сторонами разработчикам выдержать не удалось. Да и надо ли было привносить в Serious Sam дополнительных персонажей и какую-то драматичность сюжета?
Первое и второе "пришествия", а также Serious Sam 2 даже не пытались быть хоть в чём-то серьёзными - они не обманывали игроков и этим покорили наши сердца. Третья же часть сменила визуальную стилистику и начала прикидываться тем, чем она не является. Зачем разработчики так сделали, мне непонятно...
Из других минусов отмечу:
- Жутко затянутое вступление. Весьма сомнительное удовольствие больше часа бегать по серым, однообразным и запутанным улицам Каира с одной кувалдой наперевес. Уже через 20 минут появилось стойкое желание снести эту игру и установить вторую часть! Благо потом выдали пистолет, а чуть позже - дробовик.
Начальные уровни Serious Sam 3: BFE - это вообще какой-то дизайнерский провал! Интересно, какому "гению" пришло в голову заставить игрока несколько часов бегать по абсолютно унылым, грязно-серым каирским улицам? С первыми уровнями из предыдущих частей даже сравнивать не хочется...
- "Реалистичные" пушки. Чего раньше не хватало стволам Сэма? Правильно - долгой перезарядки, которая напрочь убивает динамику геймплея! Если раньше в обойме того же "томпсона" было несколько сотен патронов, то современную штурмовую винтовку надо перезаряжать после каждых 40 выстрелов! И у дробовика появилась обойма, и у некоторых других пушек. Благо ракетницу не тронули - зарядил 50 ракет и стреляй без перезарядки. Хоть за это спасибо...
- Последний уровень. Это ж как надо "забить" на дизайн последнего уровня, чтобы сделать ЭТО??? Длиннющий серый "коридор" в горах в котором вообще нет никаких цепляющих глаз объектов! Зато есть более 1700(!) монстров, которые хотят "комиссарского тела". Больше часа ты просто идёшь по однообразному ущелью и отстреливаешь врагов, тихо матеря дизайнеров этого уровня...
- Битва с финальным боссом. В конце "коридора" Сэм выходит на не менее унылую открытую местность, где его снова ждут сотни монстров и главный босс, бой с которым искусственно затянут просто до невозможности. Причём, поди догадайся с первых минут, как с ним справиться, когда уже суставы сводит после приснопамятного "коридора"...
- Концовка... Спрашивается: зачем было нагонять какой-то драмы, показывать гибель товарищей Сэма, чтобы в конце свести всё к шутейке с телефонным звонком, в духе предыдущих частей?
Вместо заключения
Serious Sam 3: BFE - это "шутерок на вечерок". Местами весёлый и задорный, а местами - донельзя унылый и раздражающий. Одним словом - "ни рыба, ни мясо"... Игра получилась абсолютно безликой и не затягивающей - какой-либо "изюминки" я в ней не нашёл, так что мои впечатления 10-летней давности оказались совсем не обманчивыми. Не туда серия свернула, ох, не туда!
Лучше бы продолжили развивать трэшовую концепцию в духе второй части, а не пытаться сделать Серьёзного Сэма по-настоящему серьёзным. Однако, это лишь моё сугубо личное мнение. Кому-то, наверное, Serious Sam 3 понравился, а я вот после прохождения в четвёртую часть даже играть не хочу, потому что там сюжета завезли ещё больше. Совсем не уверен, что он получился проработанным...
Это тоже интересно почитать!
Почему голливудские фильмы 80-х годов так хороши? 5 субъективных фактов от простого киномана!