Изучив официальный сайт проекта "Городские причалы Санкт–Петербурга", "ДП" проанализировал, где находятся, вероятно, самые востребованные судовладельцами городские причалы Петербурга. На нём представлены графики стоянок, чтобы судовладельцы могли заранее забронировать время: один 15–минутный слот для короткой швартовки или несколько таких слотов для долгой стоянки на том или ином причале.
По задумке чиновников, городские причалы должны предоставлять "право равного доступа судовладельцам к причальной инфраструктуре для посадки/высадки пассажиров". На момент подготовки материала удалось получить сведения примерно о 50 тыс. забронированных 15–минутных слотов на городских причалах в период навигации в апреле–октябре. Такое число называли недавно и в комитете по транспорту (там подчёркивали, что это больше, чем в прошлом году, когда возле городских причалов было осуществлено 44,2 тыс. швартовок).
При этом, по подсчётам "ДП", именно разовых швартовок (без объединения нескольких слотов) могло быть забронировано около 35 тыс. В оставшийся период навигации короткие швартовки заранее забронировали примерно для 70 теплоходов, которые связаны с 20 юридическими лицами.
По всей видимости, самые популярные причалы — у Петропавловской крепости на Мытнинской наб. и возле Адмиралтейства. На них приходится более 20% забронированных на сегодня швартовок. На третьем месте — Музей Фаберже неподалёку от пересечения Невского пр. с наб. реки Фонтанки (более 15% швартовок). Причалы возле Адмиралтейства и у Музея Фаберже в 2024 году были модернизированы — там установили новые металлические понтоны.
Маловостребованными для раннего бронирования пока выглядят причалы на Синопской и Смольной наб., на Южной дороге и Петроградской наб. (менее 1% забронированных швартовок, что, скорее всего, связано с тем, что через них не проходят экскурсионные маршруты).
Как сообщал "ДП", в 2024 году один из перевозчиков отменил остановку возле причала на Синопской наб., поскольку, по его мнению, там "не хватает глубины для безопасной швартовки". В комитете по транспорту отвергали эти претензии.
По нескольким причалам примерно из 20 не выводится ни одной заявки. Можно предположить, что часть из них, например причал "Летняя пристань" в Кронштадте, находится на ремонте.
Сколько раз суда швартовались в Петербурге
С начала апреля, после открытия навигации, было выкуплено (помечены как исполненные) более 15 тыс. 15–минутных слотов, в основном по четырём причалам на наб. Макарова, а также по причалу у Южной дороги. Но в подавляющем большинстве случаев речь идёт о долговременной стоянке судов у причалов. Слоты для долговременной стоянки выкупались для 10 теплоходов, для каждого в среднем на 15 суток. Помимо коммерческих перевозчиков такой услугой воспользовалась организация "Пиларн", которая занимается обеспечением экологической безопасности и ликвидацией разливов нефти.
Кратковременных же швартовок было совершено около 140. Первые из них, похоже, были совершены 11 апреля с наб. Макарова. Более 70 раз суда причаливали к наб. Макарова, около 20 — к Смольной и к Синопской наб. Но апрель в этом смысле вряд ли показательный месяц, так как навигация только начинается, а некоторые причалы ещё не работают. В течение сезона востребованность причалов может измениться в связи с новыми бронированиями.
Сколько в Петербурге причалов
По данным комитета по транспорту, в Петербурге около 140 организованных причалов, из которых 20 — городские. Как сообщал "ДП", на днях комитет по транспорту представил концепцию развития водного транспорта на 2025–2030 годы, которая предусматривает, в частности, создание единого облика причальной инфраструктуры (который ныне в ряде случаев диссонирует с историческим центром города) и обновление причалов. Так, некоторые из них планируется оснастить электрическими зарядками.
В комитете по транспорту отмечали, что цена швартовки на городских причалах не изменилась по сравнению с прошлым годом. Стоимость использования причала зависит от его принадлежности к одной из трёх зон, от времени швартовки, от общего числа швартовок того или иного пользователя и от типа судна, поэтому достаточно сложно оценить, сколько денег может приносить тот или иной причал.
Но можно отметить, что, например, утренняя швартовка возле Адмиралтейства обойдётся в 725 рублей для маломерного судна, вечерняя — в 1449. Для двухпалубного теплохода причаливание там же будет стоить утром 4392 рубля, вечером — 8783 рубля.
Нужны ли городские причалы
"Часть причалов находится в более туристически проходимых местах, часть — в менее привлекательных с точки зрения коммерции", — отметил в комментарии "ДП" гендиректор ООО "Нева тревел" Юрий Набатов.
В целом идеология городских причалов заключается в том, чтобы предоставить прежде всего жителям города равный доступ к причальной инфраструктуре. Бронирование, которое идёт заранее, связано в основном с коммерческими перевозчиками. Физические лица и индивидуальные заказчики–юрлица не бронируют причалы загодя.
"Наверное, если у вас какое–то мероприятие в конце мая, вы, скорее всего, будете бронировать причал в середине мая", — рассуждает эксперт. В этих случаях и задействуются причалы, которые находятся, может быть, не в самых востребованных туристических локациях, но удобны с точки зрения причаливания для жителей города, которые пользуются водным транспортом.
Эксперт говорит, что у его компании заключён договор с Агентством внешнего транспорта и по мере необходимости компания использует городские причалы.
"Судоходные компании и члены Ассоциации владельцев пассажирских судов внимательно относятся к инициативам комитета по транспорту и в очередной раз подтверждают, что не только городские причалы, но и причалы, арендованные конкретными судоходными компаниями, тоже предоставляют возможность доступа к ним как физическим, так и юридическим лицам также по предварительным заявкам", — добавил Набатов.
Городские причалы важны для туристической отрасли, их необходимо развивать, отмечает председатель совета Ассоциации владельцев маломерных судов Санкт–Петербурга Александр Анисенков. При этом они ориентированы в основном на коммерческих перевозчиков с короткими стоянками для посадки и высадки пассажиров, лишь около 10% швартовок, по оценке эксперта, — это некоммерческие рейсы. Это связано с общими ограничениями для маломерного флота, которые затрудняют его нахождение в центре города.
"Как правило, люди планируют маршрут таким образом, чтобы там было где спокойно постоять и не платить за это деньги", — говорит эксперт.
Директор по решениям в области общественного транспорта консалтинговой компании Simetra Владимир Валдин отмечает, что причалы — это туристический бизнес, и, соответственно, пользуются спросом те из них, которые находятся в туристических местах.
Причал — это городской объект, и регулирование в любом случае необходимо, но общепринятой практики на этот счёт не существует, поэтому здесь сложно сослаться на опыт других городов, добавил эксперт.