Найти в Дзене
Добро.Медиа

«Чтобы подопечные ПНИ стали независимыми»: невероятная история женщины, которая вдохновила студентов помогать людям с ментальными особенностями

Оглавление

В юности Ольга мечтала спасать беспризорных подростков. Социальная работа была её страстью – до тех пор, пока не забрала все силы. Девушка сделала шаг назад. Но мечта не отдалилась: сейчас Ольга учит профессии сотни молодых людей. Как её студенты помогают волгоградцам с ментальными нарушениями стать волонтёрами, – в материале Дарьи Елиной.

   Ольга Андрющенко – доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы Волгоградского госуниверситета. Фото из личного архива героини
Ольга Андрющенко – доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы Волгоградского госуниверситета. Фото из личного архива героини

По данным благотворительной организации «Перспектива», больше 150 тысяч россиян находятся в психоневрологических интернатах (ПНИ). Людям, которые годами и десятилетиями живут взаперти, не хватает общения. О самостоятельности и свободе им приходится лишь мечтать. Способ решить проблему разрабатывают в Волгограде. Проект, о котором рассказываем в статье, вышел в финал Международной Премии #МЫВМЕСТЕ в 2024 году.

Просьба о помощи

«Всегда обращайте внимание на мелочи, – говорит своим ученикам Ольга Евгеньевна Андрющенко. – Вы вот заметили, что лежачий мужчина в отделении был в очках? Как думаете, что это значит?»

Студентки переглядываются. Немного погодя преподаватель объясняет: очки или слуховой аппарат у обездвиженного пациента – признак, что он не безразличен. У каждого человека в ПНИ есть связь с миром. Так и должно быть.

«Почти два года наши студенты помогают развивать инклюзивное волонтёрство в интернате, – делится доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы Волгоградского госуниверситета Андрющенко. – Сотрудники ПНИ обратились в вуз 2023-м, когда мы вступили в программу “Обучение служением”. Попросили нас создать центр, где научат системно вовлекать людей с ментальными особенностями в добровольчество».

Авторы инициативы – сотрудники Волгоградского ПНИ Наталья Хрустова и Андрей Жадаев. Над программой проекта «Организация обучающего центра “Путь к добру”» трудятся три девушки: Катя Цыннова, Лиза Молчанова и Аля Широкина. Ольга Евгеньевна – их наставник.

   Студентки Екатерина Цыннова, Елизавета Молчанова и Алевтина Широкина вместе с подопечными. Фото из архива проекта
Студентки Екатерина Цыннова, Елизавета Молчанова и Алевтина Широкина вместе с подопечными. Фото из архива проекта

«Я тоже училась на факультете социальной работы, как и мои студентки, – замечает она. – Попала туда случайно. Думала стать юристом, в конце 90-х это было популярно. Но в приёмной комиссии меня переманили на новое направление».

Помогать сиротам, пенсионерам, людям с инвалидностью, матерям-одиночкам – в юности Ольга мечтала спасти мир. Но жестокости в нём оказалось больше, чем она могла представить.

«Твоя мама никогда не вернётся»

«Хватит! Прекрати. Перестань уже пересказывать мне эти ужасы, я не могу больше их слушать!» – просила мама Ольги Евгеньевны, уставшая слушать истории с дочкиной практики.

Бездомные подростки с пятнами лишая. Женщины, бросающие детей. Мужья, которые оставляют жён, узнав, что у ребёнка будет инвалидность. Судебные разбирательства, побои, нищета… Обо всём этом будущий доцент узнала на первом курсе, когда проходила практику в отделе по делам семьи городской администрации.

«Потом у меня был диплом о безнадзорных подростках, – вспоминает Ольга. – Ходила в рейды с полицейскими, представителями органов опеки и социальными работниками. Поймаешь “бегунка” – думаешь, как хорошо! Его накормят, обработают от вшей, уложат в чистую постель… А в ответ: “Отвали, я к матери хочу! Где она?” Но как сказать ребёнку, что родители в загуле, что за ним никогда не вернутся, что его никто не ищет?»

Чтобы справиться с эмоциями, девушка делилась с мамой. Но однажды та не выдержала – рассказы о чужих бедах разбередили старую рану: женщина и сама росла в детском доме. Чтобы не тревожить родных, Ольга замкнулась в себе.

«Ничего шокирующего»

«До сих пор тяжело вспоминать этот период, – признаётся Ольга Евгеньевна спустя двадцать лет. – Пятница, вечер. Будущий муж зовёт меня гулять, а у меня нет сил встать с дивана. Я не знала, как справиться».

Читайте также:
Студенческий проект в память о дедушке: выпускница разработала эргопарк для людей с инсультом

Несмотря на душевную боль, девушка заставляла себя встать с постели и шла на свидание. Молодой человек с пониманием слушал её истории – ведь сам учился на специалиста по социальной работе. Но просто разговоров против выгорания было уже мало. Ольга этого не знала. После вуза она планировала пойти в детский дом или полицию. Продолжить погружаться в подробности чужого горя. Но судьба распорядилась иначе.

«Летом на пятом курсе меня позвали работать ассистентом на кафедру в наш университет. Сказали, что есть место в аспирантуре, – делится Ольга. – Так, я попала в оазис благополучия, где дети из счастливых семей стремятся к профессии, где студенты помогают подопечным».

   Ольга Евгеньевна со студентами во время защиты проекта. Фото из личного архива героини
Ольга Евгеньевна со студентами во время защиты проекта. Фото из личного архива героини

Пройдя сама через выгорание, преподаватель оберегает от этого своих учеников. Сначала отправляет на практику к детям, затем – к пенсионерам. И только потом – в психоневрологические интернаты. Всё постепенно. Ничего шокирующего.

«Как я им благодарна»

По словам Ольги Андрющенко, за последние десять лет ПНИ изменились. Прежде закрытые и мрачные учреждения начинают открываться миру. В них создают блоки квартирного типа, учат подопечных быть самостоятельными и независимыми, организуют для них праздники. И во всём этом люди с ментальными особенностями могут участвовать сами – как волонтёры. Студенты помогают сделать эту практику постоянной.

«Катя, Лиза и Алевтина изучали, сколько в ПНИ сотрудников, какие есть ресурсы, чтобы развивать инклюзивное добровольчество. Разрабатывали анкеты для сотрудников ПНИ, наставников волонтёров и подопечных. Готовили обучающие материалы, тесты. Выезжали вместе на волонтёрские мероприятия», – описывает процесс работы Ольга Евгеньевна.

   Волонтёры Волгоградского психоневрологического интерната в частном приюте «Мурка». Фото из архива проекта
Волонтёры Волгоградского психоневрологического интерната в частном приюте «Мурка». Фото из архива проекта

Педагог признаётся, что создавать проект непросто – кое-что и ей самой, и студентам приходится изучать с нуля. Но результат того стоит.

«Недавно волонтёры из ПНИ ездили на субботник в приют для животных. Я глазом не успела моргнуть – они всё убрали и спрашивают: “Хорошо мы сделали, да? А что ещё?” – рассказывает автор проекта. – Как я им благодарна! Это такой труд, вы не представляете! И они ждут новой поездки».

Читайте также:
«С тех пор у меня дар – я не боюсь смерти»: детская болезнь вдохновила психолога помогать людям

После каждого такого выезда Ольга Евгеньевна побуждает студенток рефлексировать. Что понравилось? Чего не хватило? И учит обращать внимание на детали – ведь значат они куда больше, чем кажется.

Ранее мы писали, как студенты помогают подопечным Фонда Хабенского стать героями.

Что ещё почитать?