В юности Ольга мечтала спасать беспризорных подростков. Социальная работа была её страстью – до тех пор, пока не забрала все силы. Девушка сделала шаг назад. Но мечта не отдалилась: сейчас Ольга учит профессии сотни молодых людей. Как её студенты помогают волгоградцам с ментальными нарушениями стать волонтёрами, – в материале Дарьи Елиной.
По данным благотворительной организации «Перспектива», больше 150 тысяч россиян находятся в психоневрологических интернатах (ПНИ). Людям, которые годами и десятилетиями живут взаперти, не хватает общения. О самостоятельности и свободе им приходится лишь мечтать. Способ решить проблему разрабатывают в Волгограде. Проект, о котором рассказываем в статье, вышел в финал Международной Премии #МЫВМЕСТЕ в 2024 году.
Просьба о помощи
«Всегда обращайте внимание на мелочи, – говорит своим ученикам Ольга Евгеньевна Андрющенко. – Вы вот заметили, что лежачий мужчина в отделении был в очках? Как думаете, что это значит?»
Студентки переглядываются. Немного погодя преподаватель объясняет: очки или слуховой аппарат у обездвиженного пациента – признак, что он не безразличен. У каждого человека в ПНИ есть связь с миром. Так и должно быть.
«Почти два года наши студенты помогают развивать инклюзивное волонтёрство в интернате, – делится доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы Волгоградского госуниверситета Андрющенко. – Сотрудники ПНИ обратились в вуз 2023-м, когда мы вступили в программу “Обучение служением”. Попросили нас создать центр, где научат системно вовлекать людей с ментальными особенностями в добровольчество».
Авторы инициативы – сотрудники Волгоградского ПНИ Наталья Хрустова и Андрей Жадаев. Над программой проекта «Организация обучающего центра “Путь к добру”» трудятся три девушки: Катя Цыннова, Лиза Молчанова и Аля Широкина. Ольга Евгеньевна – их наставник.
«Я тоже училась на факультете социальной работы, как и мои студентки, – замечает она. – Попала туда случайно. Думала стать юристом, в конце 90-х это было популярно. Но в приёмной комиссии меня переманили на новое направление».
Помогать сиротам, пенсионерам, людям с инвалидностью, матерям-одиночкам – в юности Ольга мечтала спасти мир. Но жестокости в нём оказалось больше, чем она могла представить.
«Твоя мама никогда не вернётся»
«Хватит! Прекрати. Перестань уже пересказывать мне эти ужасы, я не могу больше их слушать!» – просила мама Ольги Евгеньевны, уставшая слушать истории с дочкиной практики.
Бездомные подростки с пятнами лишая. Женщины, бросающие детей. Мужья, которые оставляют жён, узнав, что у ребёнка будет инвалидность. Судебные разбирательства, побои, нищета… Обо всём этом будущий доцент узнала на первом курсе, когда проходила практику в отделе по делам семьи городской администрации.
«Потом у меня был диплом о безнадзорных подростках, – вспоминает Ольга. – Ходила в рейды с полицейскими, представителями органов опеки и социальными работниками. Поймаешь “бегунка” – думаешь, как хорошо! Его накормят, обработают от вшей, уложат в чистую постель… А в ответ: “Отвали, я к матери хочу! Где она?” Но как сказать ребёнку, что родители в загуле, что за ним никогда не вернутся, что его никто не ищет?»
Чтобы справиться с эмоциями, девушка делилась с мамой. Но однажды та не выдержала – рассказы о чужих бедах разбередили старую рану: женщина и сама росла в детском доме. Чтобы не тревожить родных, Ольга замкнулась в себе.
«Ничего шокирующего»
«До сих пор тяжело вспоминать этот период, – признаётся Ольга Евгеньевна спустя двадцать лет. – Пятница, вечер. Будущий муж зовёт меня гулять, а у меня нет сил встать с дивана. Я не знала, как справиться».
Читайте также:
Студенческий проект в память о дедушке: выпускница разработала эргопарк для людей с инсультом
Несмотря на душевную боль, девушка заставляла себя встать с постели и шла на свидание. Молодой человек с пониманием слушал её истории – ведь сам учился на специалиста по социальной работе. Но просто разговоров против выгорания было уже мало. Ольга этого не знала. После вуза она планировала пойти в детский дом или полицию. Продолжить погружаться в подробности чужого горя. Но судьба распорядилась иначе.
«Летом на пятом курсе меня позвали работать ассистентом на кафедру в наш университет. Сказали, что есть место в аспирантуре, – делится Ольга. – Так, я попала в оазис благополучия, где дети из счастливых семей стремятся к профессии, где студенты помогают подопечным».
Пройдя сама через выгорание, преподаватель оберегает от этого своих учеников. Сначала отправляет на практику к детям, затем – к пенсионерам. И только потом – в психоневрологические интернаты. Всё постепенно. Ничего шокирующего.
«Как я им благодарна»
По словам Ольги Андрющенко, за последние десять лет ПНИ изменились. Прежде закрытые и мрачные учреждения начинают открываться миру. В них создают блоки квартирного типа, учат подопечных быть самостоятельными и независимыми, организуют для них праздники. И во всём этом люди с ментальными особенностями могут участвовать сами – как волонтёры. Студенты помогают сделать эту практику постоянной.
«Катя, Лиза и Алевтина изучали, сколько в ПНИ сотрудников, какие есть ресурсы, чтобы развивать инклюзивное добровольчество. Разрабатывали анкеты для сотрудников ПНИ, наставников волонтёров и подопечных. Готовили обучающие материалы, тесты. Выезжали вместе на волонтёрские мероприятия», – описывает процесс работы Ольга Евгеньевна.
Педагог признаётся, что создавать проект непросто – кое-что и ей самой, и студентам приходится изучать с нуля. Но результат того стоит.
«Недавно волонтёры из ПНИ ездили на субботник в приют для животных. Я глазом не успела моргнуть – они всё убрали и спрашивают: “Хорошо мы сделали, да? А что ещё?” – рассказывает автор проекта. – Как я им благодарна! Это такой труд, вы не представляете! И они ждут новой поездки».
Читайте также:
«С тех пор у меня дар – я не боюсь смерти»: детская болезнь вдохновила психолога помогать людям
После каждого такого выезда Ольга Евгеньевна побуждает студенток рефлексировать. Что понравилось? Чего не хватило? И учит обращать внимание на детали – ведь значат они куда больше, чем кажется.
Ранее мы писали, как студенты помогают подопечным Фонда Хабенского стать героями.