Одна из главных задач, с которой сталкиваются авторы при работе с текстом, — не потерять отношения с ним. Большинство взрослых людей знает, что любые отношения — с родителями, с детьми, партнёрами, друзьями — требуют ответа, взаимности, внимания, ухода и так далее.
Некоторые отношения заканчиваются — и мы расстаёмся. Но чаще всего преодолеваем какие-то внутренние кризисы и находим для себя понимание того, зачем нам эта дружба, эта любовь.
С текстом происходит примерно то же самое. Он стучится к нам и как бы говорит «напиши меня». У вас начинаются бурные романтические отношения. Вы идёте дальше, двигаетесь, пишете. И в один момент понимаете, что перегорели: к этому тексту нет у вас больше чувств.
В этой статье мы рассмотрим некоторые приёмы или подходы, которые помогут не сдаваться, не сомневаться, подружиться с теми смутными призраками и идеями, которые нас окружают и которые потом воплощаются в текст.
Начнём с самой распространённой проблемы, которая притупляет наши чувства к тексту, навевает скуку и мешает писать дальше.
Не то место
Мы стремимся рассказать историю вот этого героя, показать вот этот конфликт, вот эту коллизию. Но забываем, что декорации, которые мы строим, вообще-то тоже очень важны для истории, для идеи.
Какие могут быть решения?
Каждый из нас работает с той степенью документальности, с той степенью реализма, которую позволяют задумка, опыт, художественный метод и так далее. Но так или иначе подавляющее большинство сюжетов происходят в каком-то конкретном месте.
Попробуйте взглянуть на свой текст по-другому. Проведите ревизию. Можно ли сменить локацию или подставить другие декорации, чтобы сделать происходящее в тексте более выразительным?
Решение 1. Заурядное в незаурядной обстановке
Этот подход заключается в том, чтобы немножко напрячь своих героев, сделать так, чтобы они чувствовали себя не в своей тарелке. Это может быть слишком шумное место, слишком тихое, слишком интимное или слишком общественное. Сделайте им неудобно.
- Поменяйте локацию на более выразительную.
- Поместите туда персонажей. Они здесь впервые? Им здесь привычно?
- Пусть им что-то мешает: занятость, шум, другие персонажи.
Представьте, что ваши герои — два хирурга. Один главный, а второй ассистент. И один признаётся в любви второму не где-то в осеннем романтическом парке, а прямо во время операции. Такое художественное решение сцены может повернуть ваш сюжет совершенно в другую строну и поднять на новый уровень.
Или ещё пример — из романа Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». Есть там такой момент, где мужчины соображают на троих. Сама по себе сцена, как мы знаем, не то чтобы сильно художественная. Но у Сальникова она решена просто замечательно, потому что эти трое мужчин соображают не где-нибудь, а в катафалке.
Если бы эти герои столкнулись на улице, в парке или на кухне, эту сцену нужно было бы выжимать из себя, стараясь сделать интересной. Но как только вы придумываете ограничение, какую-то неожиданную или комическую локацию, то ваше воображение начинает задействоваться на полную мощность. Появляется совсем другая атмосфера и даже интрига.
И самое главное — что писать такую сцену намного интереснее и зажигательнее, чем что-то само собой разумеющееся.
Решение 2. Незаурядное в заурядной обстановке
Перенеся незаурядное действие в заурядную локацию, вы можете:
- добиться юмористического эффекта
Например, в пьесе Эжена Ионеско «Лысая певица» всё это невероятное абсурдистское действие происходит в обычной гостиной обычных таких представителей среднего класса. Там люди путаются в репликах, странно разговаривают, прибегают какие-то пожарные, происходит непонятно что. В чинной и совершенно спокойной обстановке. Если бы это происходило где-нибудь в баре, на студенческой вечеринке или в шумном фойе театра, то мы бы не испытывали таких чувств, нам было бы не так интересно наблюдать за происходящим.
- Внести дополнительное ограничение, тем самым повышая напряжение
У Агаты Кристи в романе «Убийство в Восточном экспрессе» действие, как мы знаем, происходит на очень ограниченной территории — в движущемся поезде. Это делает атмосферу более напряжённой: убийца где-то совсем рядом.
- Показать, что исключительно событие может произойти где угодно
У Ивана Бунина в рассказе «Господин из Сан-Франциско» в роскошном отеле на красивом острове умирает некий богатый господин, который только что получал все преимущества от своего богатства, путешествовал и наслаждался жизнью — и вот уже лежит в гробу на дне трюма, забытый всеми.
- Создать горькую иронию
Здесь — пример из реальной жизни. Тело усопшего Чехова, который всю жизнь боролся с мещанством, пошлостью и мелочностью, привезли из Европы домой в вагоне для устриц. Антон Павлович, если бы мог, сам включил бы этот горький ироничный сюжет в свои произведения.
В следующих статьях мы разберём ещё несколько способов заново полюбить свой текст, оживить писательский процесс и наполниться вдохновением.
Следите за обновлениями!
Ваша Школа Band.
//По материалам выступления писателя Степана Гаврилова в открытом лектории школы писательского мастерства Band.