Первый российский фарфоровый завод был основан в городе на Неве, так что, если хотите узнать историю русского фарфора, нужно обязательно ехать в Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод празднует в 2025 году свое 280-летие, поэтому многие мероприятия связаны с этой исторической датой. Одна из прекрасных выставок, посвященных дореволюционному фарфору, открылась в апреле 2025 года в одном из филиалов Русского музея - в Строгановском дворце.
Для читателей поясню, что я изучаю искусство фарфора, поэтому посещаю художественные музеи, выставки фарфора, керамики и стекла. Также я бываю на блошиных рынках, ярмарках, в антикварных салонах и других фарфоровых местах Москвы и Санкт-Петербурга ( и не только). Если вам интересна тема канала, подписывайтесь, будем общаться!
Я убеждена, что старинный фарфор идеально изучать в атмосфере его эпохи, в интерьерах дворянских усадеб и дворцов. В этой статье я расскажу о некоторых парадных сервизах, которые демонстрируются на выставке "Русские императорские сервизы" в Санкт-Петербурге.
Выставка "Русские императорские сервизы"
Экспозиция посвящена великолепным царским сервизам, о которых пишут в книгах по истории декоративно-прикладного искусства. На выставке представлено более 200 произведений, известных каждому коллекционеру и знатоку петербургского фарфора. Парадные сервизы были предназначены для императорских семей и резиденций Великих князей, выполнялись по поводу бракосочетаний, являлись дипломатическими подарками, входили в приданое Великих княжон и создавались для императорских яхт.
В XVIII веке при Петре I предпринимались попытки создать фарфоровое производство, но задача была решена только в 1744 году, в эпоху правления императрицы Елизаветы Петровны. Императорский фарфоровый завод до 1765 года носил название "Невская порцелиновая мануфактура". На выставке представлены предметы из сервизов, выпущенных по заказу Высочайшего императорского двора.
Фарфоровое предприятие в России появилось третьим по счету в Европе, после Мейсенской и Венской королевской мануфактур. Создание сервизов для торжественных приемов было делом государственной важности, фарфоровые произведения были призваны прославлять мощь и величие Российского государства, подчеркивать роль династии Романовых.
Первый "Собственный сервиз" Елизаветы Петровны
Создание русского фарфора связано с именем талантливого ученого-химика Дмитрия Ивановича Виноградова. Благодаря его многочисленным опытам, в 1747 году был найден состав высококачественного фарфора и разработан технологический процесс его изготовления. Размеры первых фарфоровых предметов ( табакерки, шахматные фигуры, черенки столовых приборов) были небольшими - по размеру первых печей. "Собственный" сервиз для императрицы Елизаветы Петровны, который можно увидеть на выставке, был изготовлен в 1756-1761 году. Это было важнейшим событием, так как связано с конструированием большой печи для обжига фарфора. Формы сервиза были близки к севрскому фарфору, предметы украшались узором в сеточку и лепными гирляндами с цветами.
С 1765 года предприятие стало именоваться Императорским фарфоровым заводом, под этим названием оно работает в настоящие дни. На ИФЗ в 1760-х годах были приглашены европейские и русские мастера, художники высочайшего уровня, а также были установлены тесные связи с Академией художеств. Выпускаемые образцы проходили утверждение на академическом совете. Завод финансировался из государственной казны, поэтому художественный и идейный уровень произведений был на огромной высоте.
"Арабесковый сервиз", 1784 г.
В 1799 году модельмейстером Императорского завода становится французский скульптор Ж.-Д. Рашетт, при котором началось создание сервизов для официальных приемов в стиле классицизма. В 1784 году появился сервиз "Арабесковый" для 60 персон, состоявший из 973 предметов и 9 скульптурных групп. Скульптуры прославляли просвещенное правление императрицы Екатерины Великой и военно-дипломатические успехи Российского государства.
"Арабесковый сервиз" демонстрируется в Парадной столовой Строгановского дворца. Свое название сервиз получил по орнаментальному узору, который был заимствован с фресок, найденных при раскопках Помпей и Геркуланума.
"Русский сервиз" - вершина классицизма
Другой знаковый сервиз, прославлявший Россию и ее многонациональный народ, был Русский ("Гурьевский") сервиз, выпущенный в 1809-1817 гг.
Набор посуды был создан в период растущего патриотизма, связанного с победой России в Отечественной войне 1812 года. Парадный комплект посуды был заказан Д,А. Гурьевым, возглавлявшим ИФЗ и Кабинет его императорского величества. На предметах Русского сервиза изображены ремесленники и торговцы, народности, населявшие Россию, в национальных костюмах. Часть сервиза украшали пейзажи с видами Петербурга и его предместий по гравюрам известных художников. Настольные скульптуры для Русского сервиза были созданы С. С. Пименовым.
С 1809 по 1830 гг. адъюнкт-профессор Академии художеств С. С. Пименов возглавлял скульптурное отделение Императорского фарфорового завода. Под его руководством работали 70 русских живописцев, а также мастера, приглашенные с Севрского и Бернского фарфоровых предприятий.
С именем С.С. Пименова связаны лучшие произведения завода первой четверти XIX века.
Сервизы "Кабинетский" (1793-1794) и "Юсуповский" (1796) выполнены в похожем стиле: классические формы, пейзажные-росписи, исполненные русскими живописцами, крытье с золотым орнаментом. Предметы из Кабинетского сервиза украшают пейзажи с видами Италии и цветочные узоры. Юсуповский сервиз был выпущен и подарен Павлу I князем Н. Б. Юсуповым, управлявшим в те годы Императорским фарфоровым заводом.
В честь коронации Императорским фарфоровым заводом был выпущен сервиз императора Николая I ( 1826 ), украшенный государственным гербом России.
Менее известен чайно-кофейный сервиз "тет-а-тет" (1798) для императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. Фарфор украшен пейзажами с видами Павловска.
Императорский завод выпускал парадные сервизы для бракосочетаний и резиденций будущих императоров. На выставке были представлены знаменитый сервиз в русско-византийском стиле "Константиновский" ( ВККН) (1848) выполненный для Великого князя Константина Николаевича, сына императора Николая I. Автором росписи был художник и археолог Ф. Г. Солнцев.
Банкетный сервиз был исполнен в 1841 году к свадьбе великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II. Великий князь сочетался браком с будущей императрицей, в православии - Марией Александровной. В декор сервиза была включена монограмма великого князя в виде вензеля "А". На предметах, изготовленных после коронации Александра II монограмма увенчана короной.
На выставке посетители смогут увидеть знаменитые сервизы "Яхтенный" , "Рафаэлевский", "Готический", "Банкетный" ( "капустные листья"), вазы и канделябры из орденских сервизов, а также несколько произведений завода Батенина.
Выставка: "Русские императорские сервизы".
Даты: 25 апреля -1 сентября 2025 г.
Место: Санкт-Петербург, Строгановский дворец, Невский проспект, д. 17, станция метро Гостиный двор.
Стоимость билета: взрослый 500 р.
Смотрите обзор выставки Русские императорские сервизы" на рутубе по ссылке:
Другие статьи о русских исторических сервизах можно найти на моем канале "Фарфоровые путешествия".
10 шедевров из Музея императорского фарфорового завода
Фарфоровые сокровища императрицы приехали из Петербурга в Москву
Шедевры фарфорового искусства в Историческом музее Москвы
Подписывайтесь на мои социальные сети о фарфоре и керамике!
Канал Фарфоровые путешествия на RUTUBE
Подписывайтесь в Телеграм: https://t.me/myloveiscups
Вконтакте: https://vk.com/myloveiscups