Посвящено моему учителю О.Т.Курбанову. Фото из интернета, автор мне неизвестен.
Здравствуйте, друзья!
С вами художник Ирина Касперская.
Сегодня я хотела бы обсудить внутри своей любимой безграничной темы "как отличить хорошее искусство от нехорошего" тему более узкую: чем профессиональный рисовальщик отличается от непрофессионального.
Здесь можно оставить в стороне такие понятия, как талант, способности и собственный стиль художника, тем более, что этот самый стиль, а скорее, набор приемов и штампов, может сыграть довольно злую шутку со своим автором и сделать последнего буквально своим заложником и рабом, лишая возможности развития и движения, поиска. Особенно если узнаваемый стиль появляется в достаточно раннем возрасте.
Давайте поговорим о чисто технической стороне крепкого хорошего рисунка. Как его отличить от рисунка любителя с хорошим глазомером, например. И как ему научиться?
Для меня главное отличие вот в чем: профессионал видит целое. В то время как любитель будет пририсовывать друг к другу отдельные предметы и детали, скажем, глаз к носу, настоящий рисовальщик будет видеть пятно и форму целиком с полным представлением и о том, что в данный момент находится вне поля его зрения.
Далее, раз мы рассуждаем здесь о вполне объективных вещах, значит, как профессионал я могу выразиться определенно: человек умеет рисовать/еще учится или не умеет, здесь нет места рассуждениям вроде " художник так видит" , " а мне нравится" и тому подобному... зато и научиться рисовать может любой ( не путаем со " стать художником"). Может ли художник не уметь рисовать? Да, может. Может ли блестящий рисовальщик не быть художником? Да, может быть крепким ремесленником.
Сказала и засомневалась... в наше время такую редкую птицу, как блестящий рисовальщик, нужно в любом случае выделить в особую элитарную касту. Но в ретроспективе мое утверждение, полагаю, верно.
Для овладения рисунком нужны две вещи - понимание и навык. Как, скажем, хирургу.)
Часто вспоминаю своего дорогого учителя рисунка Олега Таировича Курбанова, вечная ему память. Удивительно добрый и скромный человек большой культуры, живший своим делом. При этом он говорил: " Вот N - настоящий художник, он не может не работать. А я могу рисовать, а могу и не рисовать, пойду с удовольствием в машине покопаюсь". Я тоже могу не рисовать. Какое-то время.
Каждый раз, оказываясь в парке или сквере, невольно возвращаюсь на десятки лет назад, когда Олег Таирович учил нас: - Дерево растет винтом! Очень доходчиво объяснял, как оно мощно выходит из земли, слегка закручиваясь вокруг своей оси. И мы сразу понимали, как рисовать ствол с осознанием его формы, а не как некую ровную трубу с фактурой коры.
У Олега Таировича я училась в возрасте 16-17 лет, но до сих пор его ровный приятный голос порой звучит в голове : - Форма - это пространство, со всех сторон ограниченное плоскостями.
Его речь была богата образами: "яйцо" головы, "призма" носа, замечательный " пельмень уха". Олег Таирович любил стирательные резинки с острым кончиком, называл их белым карандашиком и учил использовать в рисунке так же активно, как графит.
На первом занятии подготовительных курсов по рисунку было предложено нарисовать натюрморт - огромную стеклянную посудину и драпировку вокруг нее, прочие предметы уже не вспомню.
Я , будучи звездой изображения кувшинов и чучел ворон в художественной школе, бодро приступила к делу и быстро справилась с постановкой не без изящных бликов и отражений в стекле.
Подошел Олег Таирович, сел за мой мольберт и начал объяснять, что не так, попутно работая "белым карандашиком" и клячкой.
Оказалось, что нужно на несколько миллиметров сдвинуть бутыль.
Помню охватывавшие меня ярость и ужас, пока все красивости пропадали под рукой преподавателя. Стояла и молилась, чтобы сдержаться и не стукнуть как следуют по его благородной седой голове. Но эти чувства быстро и навсегда сменились благодарностью Учителю.
Напоследок дам несколько простых советов начинающим рисовальщикам.
Первое: никуда не деться от ежедневных набросков. На движение, характер, пропорции. На любом клочке бумаги, разными материалами. Лучше 15, но хотя бы пять в день. Можно чего-то добиться, даже если, как я в юности, делать основную часть в последний день перед еженедельным просмотром набросков у Олега Таировича. Но лучше не пропускать, работать ежедневно. Что угодно, хоть висящий на гвоздике халат. Люди в транспорте - плодородная нива для смелых. Коты, собаки, бабушка. Хорошо бы найти возможность раз в неделю делать быстрые зарисовки обнаженной модели.
Второе: в длительном рисунке я люблю идти от общего пятна, тогда , если мы верно определили очертания этого пятна, нашли его место в листе, все детали у нас уже заключены внутри и находятся на своих местах.
Это один из подходов к работе, есть и другие.
Мастера могли начать с мизинца ноги сына Лаокоона и четко вместить в лист всю скульптурную группу, но мы пока таких сверхзадач не ставим.
Здорово помогает рисовать не только сам объект, но и воздух вокруг него, не только внутренние очертания нашего пятна, но и наружные.
Очень полезно почаще смотреть на свою работу рассеянным " бычьим" взглядом, не фокусируясь на точке. Если вы смотрите на свой рисунок и не можете сообразить, что не так, можно взглянуть на него в зеркало. Также порой отлично работает детский фокус с видоискателем - рамочкой из пальцев.
Помню, только с его помощью я вышла из ступора и мгновенно поняла, как изобразить эскалаторы метро.
Третье: изучать великих мастеров, копировать их рисунки. Это дает необыкновенно много: вырабатывается вкус, культура штриха, крепнет рука рисовальщика.
Ну и конечно, не гонитесь за внешними эффектами и красивостями, ищите суть, проникайте вглубь.
В следующий раз расскажу об интересных упражнениях от незабвенного Олега Таировича, так что продолжение следует.
До новых встреч,
всегда ваш Каспер