7 мая 2025 года в Комсомольске-на-Амуре завершился десятый полет третьего опытного образца испортозамещенной версии самолета SJ-100 с двигателями ПД-8.
Согласно сообщению ОАК, полет длился 3 часа 20 минут, при этом машина достигла скорости 0,81 Маха и 2,5 часа держалась на высоте 12,2 тыс. метров.
Как подчеркнули в ОАК, на таких высотах, скоростях и перегрузке двигатели ПД-8 в составе самолета SJ-100 испытывались впервые.
«На всех проверенных режимах двигатели ПД-8 продемонстрировали устойчивую работу. На максимальной высоте была проведена оценка топливной эффективности маршевой силовой установки. На средней высоте выполнена проверка работоспособности двигателя на нулевой нормальной перегрузке, а также достигнут режим невесомости в соответствии с программой летных испытаний», – заявили в ОАК.
Стоит отметить, что третий опытный SJ-100, разрабатываемый в рамках программы замещения на самолете западных систем и комплектующих на отечественные, присоединился к программе летных испытаний 23 апреля 2025 года.
По данным ОАК, в рамках программы имортозамещения на этом опытном SJ-100 уже заменили порядка 40 импортных систем и агрегатов, а подключение к летным испытаниям третьего борта позволит ускорить программу его сертификации.
Генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин поделился о конструкторских решениях, которые позволили создать новый отечественный авиадвигатель ПД-8.
По его словам, раньше в России не создавали подобных газотурбинных двигателей, а те сроки, за которые удалось российским инженерам разработать двигатель ПД-8, безусловно превосходят все что делали раньше.
В двигателе ПД-8 более 9 тыс деталей. При этом турбина высокого давления работает при 16-20 тыс. оборотах и температуре выше 1800 °C. А для таких температур необходим специальный материал, выдерживающий такую температуру и динамические нагрузки, а также особая форма и конструкция лопаток, которые смогли бы отводить такое тепло.
«Если перейти к некоторым конкретным технологиям, которые действительно мы освоили за последние годы, это технология широкоходной рабочей лопатки-вентилятора. Применение бесполочной лопатки-вентилятора позволяет при меньшем количестве лопаток, обеспечить больший КПД и эффективность вентилятор компрессора низкого давления.
Следующий сложный шаг, который мы сделали в этом направлении, это применение технологий полых лопаток вентилятора холодной части, которые позволило существенно снизить массу. В данном случае мы говорим, имея ввиду 15−20 % относительно цельно-титановой конструкции. Такая же технология сегодня применена и на современном газторубинном двигателе ПД-14», — поделился Юрий Шмотин.
Для этого рабочие и сопловые лопатки турбин низкого и высокого давления ПД-8 изготовлены исключительно из новейших отечественных жаропрочных сплавов, обладающих сразу целым рядом свойств.
Эти сплавы были разработаны совместным коллективом сотрудников ОДК-Сатурн, ВИАМ, а также в научно-исследовательском институте авиационных материалов НИЦ «Курчатовский институт».
По словам заместителя директора по химическим и материаловедческим исследованиям и технологиям НИЦ «Курчатовский институт» Михаила Бакрадзе, в результате этой слаженной работы только их исследовательский центр в беспрецедентно короткие сроки разработали пять новых литейных жаропрочных сплавов для авиационного двигателя ПД-8, которые по своим физико-механическим свойствам и технологическим свойствам не уступают импортным аналогам, а по ряду характеристик на длительных ресурсах эксплуатации даже превосходят их.
Помимо этого, еще одной из трудностей в данном проекте стала разработка системы управления двигателем САУ-8. Система автоматического управления - это мозг двигателя, регулирующий его работу до, во время и после полета.
Как подчеркнули в ОАК, создать в кратчайшие сроки и выполнить такой колоссальный объем работ по созданию с нуля современной системы управления газотурбинным двигателем, а также программного обеспечения, до этого еще никому не удавалось.
Ранее в Минпромторге заявляли, что сертификация авиадвигателя ПД-8 и других систем в составе импортозамещенного SJ-100 завершится до конца года, а официально серийное производство смолота планируют начать в начале 2026 года.
По данным ОАК, на сегодняшний день в производственном центре ПАО «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре находятся более двух десятков бортов SJ-100 в разной степени готовности, к серийному производству и завершению сборки которых приступят по завершении летных сертификационных испытаний.