Найти в Дзене
Культурные кейсы

От травли до триумфа: как Булгаков спас «Дни Турбиных»

История пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных» — один из самых ярких примеров того, как искусству было сложно уживаться с властью в прошлом. Постановка по мотивам романа «Белая гвардия», впервые показанная во МХАТе в 1926 году, сразу оказалась в центре идеологических споров. Одни восхищались спектаклем, другие видели в нём угрозу революционным идеалам. А его дальнейшая судьба сильно повлияла на работу автора. Не по шаблону В пьесе белогвардейцы показаны не как злодеи, а как обычные люди — со своими страхами, сомнениями и болью. Для того времени это было рискованно. Многие критики, особенно из РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), обвинили Булгакова в сочувствии к врагам революции. Спектакль назвали «идеологически вредным». Однако публика приняла его с восторгом. В театре не было свободных мест, и среди зрителей были не только интеллигенты, но и партийные деятели, военные, чиновники. Отношение Иосифа Сталина к этой пьесе остаётся загадкой. По воспоминаниям современников,
Оглавление

История пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных» — один из самых ярких примеров того, как искусству было сложно уживаться с властью в прошлом. Постановка по мотивам романа «Белая гвардия», впервые показанная во МХАТе в 1926 году, сразу оказалась в центре идеологических споров. Одни восхищались спектаклем, другие видели в нём угрозу революционным идеалам. А его дальнейшая судьба сильно повлияла на работу автора.

Не по шаблону

В пьесе белогвардейцы показаны не как злодеи, а как обычные люди — со своими страхами, сомнениями и болью. Для того времени это было рискованно. Многие критики, особенно из РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), обвинили Булгакова в сочувствии к врагам революции. Спектакль назвали «идеологически вредным». Однако публика приняла его с восторгом. В театре не было свободных мест, и среди зрителей были не только интеллигенты, но и партийные деятели, военные, чиновники.

Как относился Сталин

Отношение Иосифа Сталина к этой пьесе остаётся загадкой. По воспоминаниям современников, он действительно бывал на спектакле не один раз — точное число посещений неизвестно. Сохранилось также письмо Сталина, в котором он писал, что «Дни Турбиных» «дают больше пользы, чем вреда», так как честно показывают, как рушится старый мир. Несмотря на критику, в 1932 году пьесу разрешили снова ставить на сцене. Многие считают, что именно позиция Сталина сыграла в этом ключевую роль.

Что пережил Булгаков

Вся эта история сильно повлияла на Булгакова. Давление цензуры, придирки и страх за собственную судьбу стали для него тяжёлым испытанием. В какой-то момент он даже уничтожил один из первых вариантов «Мастера и Маргариты», хотя потом восстановил текст по памяти. Его последующие пьесы — в том числе «Батум» о молодом Сталине — не дошли до сцены при его жизни. Некоторые были запрещены на стадии репетиций, другие — просто не допущены к постановке.

Про спектакль, страх и время

Пьеса «Дни Турбиных» продолжает находить отклик у зрителей до сих пор, и сегодня мало кто знает ее историю. По воспоминаниям, Булгаков нечасто бывал на первых спектаклях, опасаясь последствий. Был ли этот страх оправдан или преувеличен — судить сложно. Однако сама атмосфера того времени, в которой работали деятели культуры, многое объясняет.

Вопрос для обсуждения

Почему в 1932 году власти вдруг передумали и разрешили ставить пьесу, которую недавно считали вредной? Это было личное решение Сталина или попытка переосмыслить идеологические рамки? Поделитесь своим мнением в комментариях.

#КультурныеКейсы #КультурныеКейсыПрошлого

"Культурные кейсы" — канал для тех, кто верит в силу искусства. Здесь делюсь своей любовью к театру — интересными историями, яркими премьерами. Присоединяйтесь! Давайте поддержим развитие культуры вместе.

Также жду вас в ВК и ТГ - там самые свежие эмоции с предпоказов.