Найти в Дзене

Он не говорит, но всё чувствует: тактильный контакт как мост к речи

Когда ребёнок не говорит, тишина в доме становится особенной. Она напряжённая. Родители начинают тревожиться, сравнивают с другими детьми, пересматривают видео, ищут логопедов, неврологов, «волшебные» методики. А ребёнок... он продолжает чувствовать. Он чувствует всё: мамины руки, голос, настроение, даже когда мама молчит. Особенно — когда молчит. Очень часто в своей практике я вижу, как родители упускают из виду самое простое и сильное — тактильный контакт. Он не требует игрушек, курсов, дипломов. Он не всегда напрямую связан с речью, но именно через него ребёнок может начать открываться этому миру. Речь не появляется из головы — она рождается в теле. В ощущениях. Через прикосновения, мимику, ритм, дыхание. Когда мы гладим ребёнка по спине, купаем его, мажем кремом после душа, делаем лёгкий массаж — мы словно «включаем» его тело. А значит, и мозг. Мозг, в котором есть центры речи, но которым для активации нужны сигналы. И лучше всего эти сигналы проходят через любовь и кожу. Когда я р

Когда ребёнок не говорит, тишина в доме становится особенной. Она напряжённая. Родители начинают тревожиться, сравнивают с другими детьми, пересматривают видео, ищут логопедов, неврологов, «волшебные» методики. А ребёнок... он продолжает чувствовать. Он чувствует всё: мамины руки, голос, настроение, даже когда мама молчит. Особенно — когда молчит.

Очень часто в своей практике я вижу, как родители упускают из виду самое простое и сильное — тактильный контакт. Он не требует игрушек, курсов, дипломов. Он не всегда напрямую связан с речью, но именно через него ребёнок может начать открываться этому миру.

Речь не появляется из головы — она рождается в теле. В ощущениях. Через прикосновения, мимику, ритм, дыхание. Когда мы гладим ребёнка по спине, купаем его, мажем кремом после душа, делаем лёгкий массаж — мы словно «включаем» его тело. А значит, и мозг. Мозг, в котором есть центры речи, но которым для активации нужны сигналы. И лучше всего эти сигналы проходят через любовь и кожу.

-2

Когда я работаю с неговорящими детьми, я всегда начинаю не с букв и даже не со звуков. Я начинаю с прикосновений. Это может быть игра в массаж ладошек с кремом, обнимашки с простыми словами, «пальчиковые» поглаживания по лицу. Даже просто умывание с маминым голосом «мочим лобик, носик, щёчки» — уже маленький шаг к речи. Потому что в этот момент включается тело, внимание, понимание. А речь всегда появляется там, где есть контакт.

У детей с задержкой речи часто страдает телесная чувствительность. Кто-то гиперчувствителен — не любит, когда его трогают. Кто-то наоборот — почти ничего не чувствует и не реагирует. И в том, и в другом случае наша задача — мягко возвращать ребёнку ощущение себя. Его тела. Его границ. Это важный шаг перед тем, как он начнёт обозначать мир словами.

-3

Очень хорошо работают простые телесные ритуалы:

— тёплая ванна с запахом, который он любит

— обтирание мягким полотенцем с комментарием мамы

— нанесение крема с поглаживаниями и шепотом

— "волшебные точки" — массирование ладошек, ступней, ушек

-4

И не стоит забывать: всё, что мы делаем с телом ребёнка, мы можем сопровождать речью. Это не урок. Это просто нежный комментарий. «Вот пальчик», «тёплая вода», «вот крем», «раз, два, три — щёчка смеется». Даже если ребёнок пока молчит — он слышит, запоминает, связывает слово с ощущением. А позже — начинает пробовать повторять.

Был у меня мальчик, который до трёх лет почти не издавал звуков. Не смотрел в глаза, не отзывался. Родители измотаны, перепробовали всё. Я посоветовала им просто... делать каждое утро ритуал «утреннего пробуждения» через поглаживания. Мама гладила его ручки, называла пальчики, целовала в лобик, улыбалась и говорила: «Доброе утро, мой милый». Через месяц он начал издавать первые звуки именно утром. Через полгода — сам говорил «мама» и «дай».

Это не магия. Это тело, которое включилось в контакт. А где контакт — там и язык.

Тактильный контакт — это и про речь, и про доверие. Он помогает ребёнку почувствовать: «Я в безопасности, меня любят, я нужен». А это и есть та база, на которой выстраивается вся дальнейшая коммуникация. Не только слова, но и взгляд, интонация, жест, выражение лица. Всё, из чего состоит язык.

А ещё это нужно маме. Мама, которая находится в телесном контакте с ребёнком, тоже получает много: гормоны удовольствия, ощущение близости, уверенность, что она рядом и помогает. Это поддерживает и её нервную систему, и её веру в процесс. А вера нужна. Потому что речь не приходит по расписанию. Она рождается в атмосфере тепла и терпения.

Так что если ваш малыш молчит — не молчите вы. Говорите с ним телом. Руки, глаза, улыбка, кожа — всё это может стать «речью до речи». И вы удивитесь, как много он поймёт — ещё до того, как скажет первое слово 🧡

Путь к речи — это путь от кожи к сердцу, а потом — к звуку.