Личное мнение. Личный опыт.
Я тут заглянул в статьи, что вылазят в поиске по теме “как открыть бассейн как бизнес” и немного был в шоке, какую чушь там пишут. Как всегда, экспертным экспертам дали вволю насладиться графоманством :).
Я, конечно, не могу себя причислить к мега-супер-пупер-крутым бизнесменам по организации и написанию бизнес планов открытия детских бассейнов. Но! Кое-что смыслю. Благо, варюсь во всём этом уже с 2012 года как тренер и с 2017 года - как предприниматель.
С кем не знаком ещё - Александр Щепин, собственник сети “ГрудничОк” и автор книги “Классика раннего плавания”. Хотя, если честно, ни первым, ни вторым особо не горжусь. Империю в 222 бассейна так и не построил. Последователей - не собрал.
Ладно, давайте по делу.
Что важно? Чтобы некоторые не тратили своё время на чтение
Мы рассмотрим в этой довольно обширной статье самые бюджетные - одночашевые каркасные (модульные) бассейны не более 20 м3 или в размерах что-то вроде 5 х 3 метра или 6 х 3 метра. А зачастую даже меньше. И ниже - объясню логику выбора.
Мы не рассматриваем открытие через франшизы. Об этом кратко расскажу ниже. Хоть и я сам имею упакованную франшизу, но не пропагандирую этот формат. Об этом тоже чуть ниже есть текст. И очень поверхностно пробежимся по другим типам бассейнов: крупногабаритным, с двумя чашами бассейнов внутри одного помещения.
Формат, о котором здесь идёт речь - это когда вы сами хотите сюда “залезть”, погрузиться, изучить, освоить. Такой бизнес с нуля. Детский бассейн открыть под ключ.
Почему я вообще об этом пишу? Да, написание статей - это всегда про время. Моё время. Дочитав её до конца, вы, конечно, не “преисполнитесь” всей технологией открытия детского бассейна. Потому что в любом деле всё немного глубже, чем можно бы было уместить в скромной пошаговой статье. Но моя выгода здесь - если вдруг кто-то обратится ко мне за консультацией. Потому что я действительно помогаю открываться под ключ. Говорю об этом открыто. Потому что “право имею”. Потому что я давно не делитант. И есть, что рассказать. О чём поделиться. Мой контакт в конце статьи. Пишите/звоните.
Рынок детских бассейнов. Актуальность идеи
Анализ спроса и предложения
Об этом придётся написать пару строк. Ведь если вы вдруг пойдёте к богатым мира сего просить деньги, от вас так и или иначе попросят если не полный бизнес-план открытия детского бассейна, то хотя бы технико-экономического обоснование (оно же ТЭО).
Напомню, я делюсь личным опытом. Статистику и красивые цифры о том, что Правительство и президент дали указание развивать эту тему, увеличивать число плавающих детей, вы и сами найдёте.
Мое мнение такое - всё сильно-пресильно зависит от локации.
Самые банальные примеры - Москва и Новосибирск. В Москве есть районы, где бассейн на бассейн наступает. И вроде это банально, что не надо сюда идти и открываться, но кто бы спрашивал моего мнения… В Новосибирске тренд на грудничковое плавание прошёл ещё лет 8 назад. Множество детских бассейнов было закрыто или перепродано.
Понятное дело, что плавать будут. За шесть лет управления сетью “ГрудничОк” мы видели, что количество пробных занятий (тех, кто пришёл в бассейн впервые) - это константа. Что бы не происходило в стране, детей продолжали везти на грудничковое плавание.
То есть рынок точно есть. Цена тоже кажется очень притягательной для экономики расчётов. Где вы ещё найдёте такую услуг для грудничка (средний чек от 1000 до 3000 руб.) за 30 минут занятия?! И все бассейны настаивают, чтобы клиенты ходили дважды в неделю. Понятно, что это трудно реализуемо. Но, по принципу Парето, около 20% клиентов реально готовы ходить дважды в неделю и вкладывать в развитие своего чада такие деньги.
В свои эксельки по расчётам можете очень грубо заложить такие цифры. На одну чашу бассейна приходят, в среднем, 20 новых клиентов в месяц. На протяжении полугода среднее количество посещений в месяц - 4-5 занятий в месяц. Не смотрите на короткие сроки. И делите надвое всё то, что пишут в своих презентациях и КП франшизные проекты или на Авито в описаниях к объявлениям о продаже детского бассейна, как готового бизнеса.
Франшизные проекты
Вот неполный список названий франшиз:
- Мама, я плыву.
- Китёнок.
- Буль-Буль.
- Осьминожка.
- Аквабулько.
- Baby-bul.
- Kinder Pool.
- Маленький пловец.
- Три дельфина.
- Аквапузики.
- Аквапоколение.
- ГрудничОк.
Аквадемия.Аквакласс.Aqua Baby Club.
Мне есть что сказать почти про каждую из представленных здесь франшиз детского бассейна. Но я не хочу ругаться. Статья сегодня не об этом. Главное, что стоит принять, как данное - никто не гарантирует вам ничего. Опять звучит банально. Но, увы, это бизнес. Всё, что пишут в презентациях - очень часто - враньё. Все те цифры и показатели, которые пишут по загрузке, прибыли - реально достижимы, но это “ошибка выжившего”. Показываются действительно самые рабочие проекты, в самые прибыльные месяцы. И на основе этих данных строятся долгосрочные прогнозы.
Это не так. Я управляю 6 лет сетью бассейнов. Знаком с хозяевами множества детских бассейнов. Общался с десятками предпринимателей, которые продавались на Авито и с кем встречался на форумах и конференциях. Встречался лично. Заглядывал в их CRM-системы, журналы. И могу заявить с уверенностью - что 100% гарантии нет. Вы можете пролететь с франшизой, как фанера над Парижем. А можете удачно зайти в хорошую локацию и несколько лет действительно забирать “все сливки”.
Я уж не говорю, что по-прежнему некоторые франшизы - это полный беспредел со стороны Санитарных правил и норм строительства. А бардак, который начинается сразу после открытия или по факту первого увольнения хорошего тренера - это требует отдельной гневной статьи о том, как выстроена работа франшизной поддержки в рамках роялти. Это мрак!
Ещё замечу, что ряд франшиз, которые ещё несколько лет назад “кричали”, что мы “зуб даём, будем помогать” - на текущий день попросту закрылись, прекратили вести бизнес (зачёркнуты в списке выше). Всё. До свидания.
Тема франшиз - для меня вообще болезненная. Если будет интерес, напишите об этом в комментариях. Расскажу как-нибудь подробнее.
Но давайте идти дальше.
Виды бассейнов для открытия, как бизнес
Не все детские бассейны похожи друг на друга по фин. модели, по типу, по формату. Есть бассейны при фитнес-клубах. Есть открытие уличные бассейны. Есть детские бассейны с одной, двумя, тремя чашами для занятий. Есть форматы с глубокой водой, есть “лягушатники”, где глубина не более 0,6 метров (обычно в детских садиках такие). Давайте коротко разделим, что относится к нашей теме, а что - нет.
Конкуренция
Начнём с того, что бассейны при фитнес-клубах будем считать нам не конкурентами. Понятно, что часть наших клиентов они оттягивают на себя. Но всё же моя практика показывает, что родители меньше всего хотят вести своего малыша в так называемый общественный бассейн. И никакие красивые тексты на сайте о том, что у нас самая безопасная в мире вода в бассейне, не могут убедить в обратном. Родители, коль уж решились и захотели идти на грудничковое плавание, первым делом попробуют детский бассейн, специализирующийся на возрасте до 5-7 лет.
Я не буду тут предлагать доводы “За” и “Против”. Я много повидал разных систем водоподготовки как в детских, так и в крупных элитных фитнес-клубах и частных загородных коттеджах на Новой Риге. Тут очень многое зависит от каждого конкретного бассейна, ФОКа, фитнес-клуба: какие стоят фильтры, насосы, станции дозации, системы аварийного срабатывания. Так мы снова закопаемся. А если ещё начнём обсуждать методики и тренеров, то совсем заблудимся средь бела дня.
Главное - будем считать, что если в районе, где вы хотите открываться, есть несколько фитнес-клубов, но нет ни одного грудничкового бассейна, то потенциал есть. Остальное - надо смотреть глубже.
Туда же, за скобки обсуждения оставим все открытые (уличные) бассейны, бассейны при муниципальных учреждениях: детских садиках и поликлиниках. В сторону отложим аквапарки и крупные спортивные учреждения с длинными дорожками по 25, 50 метров. Да, почти у всех у них есть услуга грудничкового плавания. Но хватит и Вам, не беспокойтесь. Если это совсем не какая-нибудь промзона и не Новый Арбат в центре Москвы, где бурлит деловая жизнь, но для открытия своего детского бассейна так себе место.
Акцент на раннем плавании
Мы делаем акцент только на раннем плавании. Бизнес-модель не включает детей старше 7 лет. Все, кому исполняется 6-7 лет, мы стараемся передавать в большие бассейны, к большим “дядечкам”, “тётечкам”. И не считаем их в нашем бизнес-плане. Это резко сужает клиентуру. Но важно ставить чёткую границу. И не пытаться учить 9-летнего ребёнка в чаше размером 5 х 3 метра баттерфляю в полной координации.
Двухчашевые бассейны
Возможно, не все понимают сленг. Двухчашевый бассейн - это значит, что в одном помещении стоят два небольших каркасных бассейна, в которых занятия могут идти параллельно. Но эти бассейны (чаши) - стоят отдельно друг от друга, независимо. Одна общая раздевалка, одна зона ресепшн, далее - идёт разделение: одна чаша, вторая чаша.
Самый рабочий проект - это именно такой формат: бассейн с двумя чашами. И это моё личное мнение. Это тот вариант, который я всегда рекомендую на платных консультациях. Не увлекаю никого на свою сторону. Вам решать. Далее в этой статье мы о них не будем говорить. Как-нибудь в другой раз.
Это прямой конкурент бассейнам с одной чашей.
Одночашевые бассейны
Самый бюджетный, довольно популярный формат. И самый нерабочий из всех. Столько раз я слышал истории тех, кто открывал такие бассейны, о проблемах, с которыми столкнулись. Чего уж скрывать, сам я хозяйствовал более 6 лет над тремя такими бассейнами.
Но никакого секрета нет. Самый популярный - потому что самый дешёвый. Вот и всё. Добавить нечего. Его математику, бизнес-план мы ниже постараемся сверстать. Хотя бы крупными мазками.
Но стоит сразу оговориться, что такой формат с одной чашей и с двумя штатными администраторами - самый нерабочий из проектов. Вам придётся заняться жёсткой оптимизацией всех процессов, если хотите выживать вдолгую. Об этом ниже тоже поговорим.
Плюсы и минусы детского бассейна с одной чашей
Открыть бассейн с одной чашей, что это? Как это это выглядит? Где-то вы нашли помещение. В нём отдизайнерили и распланировали интерьер: входную группу, зону ресепшн, игровую зону, раздевалку на 2-3 места, душевую зону и собственно чашу бассейна. Всё, весь проект.
Чаша может быть вкопанная, бетонная - один вариант. Чаще всего, не самый популярный формат. Дорого, вечно. Но не выкопать, не убрать, не демонтировать.
Чаша может быть каркасной. Стоит прямо на полу. По кругу (периметру) подпорки. Её ещё называют модульной. Самые понятные аналог - это уличные бассейны марки Intex, которые повсеместно мы видим на дачах. Суть та же, только вместо резиновой подложки обычно делают либо полностью бассейн из листового полипропилена или делают овальные - композитные плюс подложка (подложка = вкладыш). И оборудование обычно стоит побогаче, чем для уличных.
Из главных плюсов - дешевизна. Дешевле уже не сделать. Удобно, что быстро и легко собираются. Сама установка чаши - сварка ли полипропилена или установка вкладыша из ПВХ - у опытной бригады занимает не более недели. Напомню, мы говорим о габаритах 10-20 м3 по зеркалу воду. В габаритах это могут быть 3-5 кв. метров в диаметре или прямоугольники 4х2, 3х3, 3х4, 3х5, 3х6 метра. Тут надо смотреть в дизайн-проект помещения.
Из минусов - сам формат бассейна, как модель бизнеса. Мизерные доходы. Вы не сможете делегировать почти ничего из классического крупного корпоративного бизнеса. Вы и управленец, и маркетолог. А зачастую я наблюдаю ещё более плачевную картину: собственник - он же администратор, он же иногда уборщик, он же иногда тренер. Ваш чистый доход не позволяет Вам нанять в штат профессиональный отдел продаж или маркетинговую команду или просто хозяйственника, который бы банально взял на себя рутину АХО (административно-хозяйственный отдела).
Помимо этого очень много других рисков. Тренер заболел - смена пустует. Замену на время болезни не подобрать. Зависимость от тренера в таком формате - вообще зашквальная. Как бы вы не пытались подстелить соломку и обезопаситься - тренеры в таком формате - вечная “боль” бизнеса с одной чашей бассейна.
Самые востребованные часы всегда заняты - и новому клиенту не интересно альтернативное время. Родителям с двумя детьми не записать детей на параллельные занятия.
Случись, что с чашей бассейна, любая аварийная ситуация (а это ведь техника - всё может быть) - остановка бассейна, остановка бизнеса.
Это самые поверхностные плюсы и минусы, которые наиболее ярко светятся или сильнее всего бьют по кошельку собственника (собственницы). Но общая картина одна - у собственника через пару лет глаз начинает дёргаться, потому что складывается ощущение, что отдышаться вообще нет возможности. Предприниматель словно находится в бесконечном напряжении.
Как вы со всем этим справляетесь, если уж открылись и вам это очень-очень близко, напишите в комментариях.
Подбор помещения
Добрались до него, родненького. :) Сегодня поиски правильного помещения занимают кучу времени. Ведь нельзя цоколь. Нельзя подвал. Нельзя первый этаж жилого дома (на что до 20-го года закрывали глаза, а теперь “фиг вам”). Попытки обмануть систему обычно заканчиваются печально. Самое важное тут - понимать, что если вы решили открыться всем ветрам назло, нарушая законы, то с момента перерезания ленточки - цена вашего детского бассейна равна 0 рублю. Сколько бы вы денег туда не вложили.
Надеюсь, абзац выше был медленно и дважды вами прочитан.
Сегодня можно открыть бассейн только в административных зданиях, в отдельностоящих зданиях, бизнес-цетрах, ТРЦ, встроенно-пристроенных зданиях и помещениях.
А если добавить прочие факторы, то для поиска впору приглашать мистера Шерлока Холмса. Ведь не желательно наличие шлагбаума при подъезде к дому. Это риск. Сегодня домочадцы вам дали доступ, а завтра передумали. И вот зима на улице. И злая мамочка, припарковавшись на другой стороне дороги, бежит, спешит на своё занятие. Насколько ей хватит терпения так ходить регулярно в детский бассейн?
Нам не промышленную зону. Хотелось бы “молодую Москву”, спальный район - любой район с плотной застройкой.
Нам бы в двух шагах от метро, но при этом для бассейна с одной чашей - цена за квадратный метр должна быть не больше 1000-1200 рублей. Иначе, не уложимся в фин. модель. Удачи с поиском такого в Москве.
Тут, конечно, ещё можно составить целый список факторов, которые влияют на выбор помещения и локации, но опять мы тогда очень далеко уйдём.
Площадь, зонирование, дизайн-проект
Для бассейна с одной чашей достаточно 60-70 квадратных метров площади. Главное, сохранить последовательность зон и крайне не желательно пересечение “грязных” и чистых зон. То есть зашли, сняли верхнюю одежду, обувь, потом раздевалка, там же игровая где-то, потом душевая, потом бассейн. И выходим в обратном порядке. Это логично. И это любят проверяющие организации (о них ещё ниже будет разговор).
При поиске помещения важен дизайн-макет. Сколько я помогал с открытием - помню, что мы ни с первого, ни даже с десятого раза не утверждали итоговый проект. Переставляли диваны, столы, пеленалки, душевые, двери, розетки, светильники, осушители, фены, полки. Ключевые параметры, за которые я всегда “топлю” - это удобство, это безопасность, это простота в сервисном обслуживании и лёгкость в уборке.
Но проблема в том, что если вы ранее сами в этой кухне не варились, то и не всё видите при планировании. Какой пример вам привести более понятный? Представьте свою кухню, где всё под рукой и удобно расположено. Или представьте свой гараж, где каждый инструмент на нужной полке. На кухне или в гараже так всё расположено, потому что вы этим пользуетесь каждый день и вам так удобно. В детском бассейне также. Расположенный не на той высоте фен - это не удобно. Не там расположены диффузоры вентиляции - дует в спину тренера. И так далее. Десятки мелочей имеют своё значение.
Вам надо представить все возможные (и невозможные) маршруты движения людей. И постараться сделать дизайн-проект помещения универсальным, учитывая все возможные сценария поведения клиентов.
Получение разрешений и регистрация бизнеса
Детский бассейн, чаще всего, по организационной форме - это ИП на патенте. ОКВЭД либо выбирают физкультурно-оздоровительные услуги. Тогда у клиентов есть возможность вычесть налог за “фитнес-услуги” (если вы в есть в Реестре). Либо это дополнительное образование для взрослых и детей. Тогда клиент сможет вычесть налог “на образование”. Вы пробиваете чеки за услуги. Клиент их собирает. В конце года вы готовите справку в налоговую о вычете. Дальше клиент действует самостоятельно.
В “Роспотребнадзор” специально идти не надо. Но проинформировать о том, что открылись - надо. Делается это онлайн.
С “пожарниками” выполняете стандартные условия. Вы не пекарня, не ресторан. Поэтому наличие штатной пожарной сигнализации, пожарного выхода, схемы и исправных огнетушителей достаточно.
Закупка оборудования
Как бы помягче вам это описать, чтобы и просто, но и без обмана. Ищите не набор оборудования. Ищите подрядчика. Вам важно, чтобы кто-то оставил подпись в договоре и взял на себя гарантийное обязательство за всё то оборудование, что будет установлено.
Подрядчик, конечно, накрутит сверху за станцию, фильтры, фитинги и всю обвязку чаши бассейна, но в большинстве своём лучше с этим смириться. Дело в том, что каждая бригада или строительная компания, которая работает на бассейновом рынке, обычно продвигает свой комплект. Они привыкли с ним работать. Они дают на это гарантию. Они отвечают за то, что смонтировали.
Опытные команды работают “в рынке”. Вы видите в смете рыночную стоимость. Конечно, у вас может быть ещё одно шоковое состояние, когда под ваш запрос три разных компании вам направляют КП с разницей в 1-2 миллиона. Это нормально. Всё остальное - кроется в деталях.
Одни заложили в систему удалённое управление ключевым оборудованием. Другие собрали проект на редоксной (Redox) станции. Третьи рассчитали скиммерной, а не переливной бассейн.
Тут “без бутылки”, простите, обычно не разобраться. Честно. Вы не эксперт. И, скорее всего, не нужно и пытаться разобраться. Но проблема в том, что и доверять подрядной организации нельзя. Связано обычно это с тем, что бассейнщиков, которые занимаются исключительно детскими и грудничковыми бассейнами, крайне мало. Да и те, мягко сказать, обнаглели и плюсуют в свои сметы то, что, нафиг не надо.
Самый минимальный базовый набор оборудования в расчёте на переливной бассейн, которые должен фигурировать в смете, следующий:
- Фильтр с фильтрующей загрузкой (“бочка” и песок/стекло/диатол).
- Насос.
- Электронагреватель (или тепловой насос).
- Станция автоматической подачи на свободном хлоре (не на редоксе).
- УФ-лампа. Лучше среднего давления.
- Датчики уровня.
- Клапан Бесго.
- Переливная ёмкость.
- Чаша бассейна.
- Переливные решётки.
- Форсунки подачи.
- Форсунка для пылесоса.
- Донник.
- Датчики: уровня, температуры.
- Электрощитовая. Контроллер.
- Трубы, фитинги.
- Стартовый набор химии: канистра с хлором, канистра с кислотой, канистра с флокулянтом.
Не расценивайте это, как итоговую смету. Это лишь даст общее представление о ней.
Дополнительно в систему может быть добавлен насос (“мембранник”) для подачи флокулянта. И ещё множество других позиций, в зависимости от конкретной ситуации, помещения, запроса.
Сметные воины
Ещё пару слов про сметы добавлю. Действительно, сложно на входе определиться, кому доверить строительство бассейна. Одни и те же вводные данные на входе: площадь, габариты бассейна, объём воды. Но все сметы будут разные. И разница может достигать в полмиллиона, миллион. Это путает. Это вызывает вопросы.
На этом этапе нельзя промахнуться. Вам предстоит хладнокровно отсечь тех, кто, скорее всего, ни разу не строил именно формат детского бассейна. Это сложно распознать по сайту или в общении с подрядчиком. Это чаще всего видно по списку оборудования в смете.
Проблема кроется в том, что общественные и частные бассейны строятся тысячами по стране. Рука набита. Опыт есть. А форматы детских и грудничковых бассейнов - 1-2 кейса на тысячу. Тот, кто проектирует чашу, располагает оборудование - научен на сотне крупногабаритных бассейнов и больших технических комнатах (подвалах). В детском бассейне может проходить до 24 занятий с интервалом в 30 минут - это другая скорость фильтрации, кратность водообмена и настройки станции. А площадь, выделенная под техничку, может вогнать в ступор проектировщика и вызвать у него закономерный вопрос: “А как тут вообще всё это разместить?”.
Тут начинаются дискуссии. Бочки надо больше. Станцию - только на свободном хлоре. И продумать все детали, связанные с дальнейшим обслуживанием. А это влияет на расположении форсунки для пылесоса, размещения переливных решёток, где будут стоять канистры, бочка, станция.
После того, как строительная компания и заказчик наконец-то пришли к общему знаменателю, смета может быть сильно видоизменена. В обе стороны! На практике, мы сокращали одну смету на миллион, так как в ней было куча бесполезных элементов, а в другой меняли всё ключевое оборудование, сохранив при этом ту же стоимость.
Кадры: тренеры, администраторы, техники, клинеры.
Сначала про тренеров. Начните так. Вам очень понравилась эта локация. Открываем два самых популярных сервиса поиска работы и публикуем на эту локацию объявление с поиском тренера. Всё описываем так, словно вы уже завтра открываетесь и срочно ищите штатного тренера. В Москве это был бы hh.ru и Авито.ру. Можно добавить ещё Профи.ру.
Ваша задача - по-настоящему пройти все этапы: отобрать резюме, созвониться, провести первые онлайн-интервью. Вам надо убедиться, что реальные тренеры откликаются, они действительно готовы в течение одного месяца встать в воду.
Сделайте это! Мы работаем в сфере услуг. Детский тренер - ключевая фигура всей системы зарабатывания денег. Нет тренера - нет бизнеса. Это банальный факт. Если речь не идёт об открытии бассейна в двух минутах ходьбы от метро, то поиск тренеров может стать реальной проблемой.
Большинство новых строящихся ЖК находится за пределами транспортной доступности. Тренеры попросту не хотят туда ездить. Ваш бассейн будет всегда проигрывать тому бассейну, что расположен ближе к центру города или ближе к станции.
Почему я в разделе, посвященному кадрам, не пишу о характеристиках и портфолио тренера? Как раз потому, что это менее важно, чем правильный выбор локации или правильно выстроенная система поиска и обучения.
90% детских бассейнов в Москве и области, с директорами которых я общался, закрываются из-за бесконечной возни с поиском новых тренеров.
Вы можете брать с улицы любого начинающего тренера. Если у вас по 3-5 кандидатов, которые завтра готовы выйти на работу - всё остальное решаемо. Вы выстроите систему обучения, систему стажировки. Тут нет проблемы. В крайнем случае, договоритесь с теми, кто профессионально занимается обучением. Этим занимается моя команда, этим занимается Ассоциация грудничкового плавания, “Аквапупс”, “Счастливый крепыш”, “Школа ихтиандров”, Школа осознанного плавания”. Не проблема сейчас обучить команду. Было бы кого учить.
Та же песня с администраторами. Нет такого уникального администратора, который с завтрашнего дня готов сразу включиться в вашу операционку. Вам придётся написать 10-20-50 страниц инструкций или какой-то краткосрочный курс-тренажёр, который будет проходить каждый новый кандидат.
Администраторы - это тоже боль. Как ни странно, но это так. На вашу вакансию администратора откликнется очень много людей. Очень! Но как только вы начнёте их сортировать, отбирать, ставить в смену - удивитесь, что два-три дня - и они исчезают с радаров. И снова всё сначала.
Повторю. Локация бассейна выбирается так, что не должно быть проблем с кандидатами на должность. Иначе, вы завязните. Для тренеров и администраторов прописываете систему обучения. Настоящую. Жёсткую. С практикой.
С уборщицами лично мы, на своём опыте особых проблем не испытывали. Если уж совсем не можете найти их через кадровые порталы вроде Авито, то отправляйтесь к соседям. Зайдите к другим предпринимателям в их магазины, салоны, пункты выдачи - и попросите контакты. Клинеры редко работают с одной компанией. Им даже хорошо, когда две-три компании расположены рядом. И удобно и выгодно для всех.
Маркетинг. Реклама. Продвижение.
Предпродажи начинайте не менее, чем за три месяца до открытия. Но не сообщайте дату, не называйте месяц открытия. Не кормите обещаниями. Стройка - дело такое. Я не видел ещё ни одного проекта, который бы открылся в срок.
Предпродажи обеспечат загрузку первых тренеров. Через месяц после открытия вам надо будет оплачивать работу администраторов, уборщиц, тренеров. У вас должны быть деньги на это. Предпродажи нужны!
Нужна вывеска. Это понятно. Возможно, её надо согласовать с архитектурой города. Уточните это. Тут вам поможет какое-нибудь местное рекламное агентство, устанавливающее световые вывески. Спросите у них. Они и макет подготовят для согласования. И потом за установку возьмутся.
Конечно, заводим все соц. сети. Сегодня (на май 2025 года) рулят “вертикалки” - короткие видео вертикального формата.
Куда стоит вкладывать деньги дальше? Примите, как должное, детский бассейн - это локальный маркетинг, геомаркетинг. Напомню, здесь мы рассказываем про бассейны с одной чашей. У вас, скорее всего, нет сотен тысяч в месяц на рекламу. Поэтому вряд ли получится вливать деньги в Яндекс Директ, Вк Таргет. Геомаркетинг - это, в первую очередь, выстроенная система сарафанного радио. Хорошие отзывы на Яндекс Картах и 2ГИС. Качественно собранные социальные сети. Сайт или страничка бассейна, где даются ответы на самые важные вопросы.
Сегодня это ещё и клиентский сервис в части организации записи и приёма платежей. Всё больше бассейнов подключаются к онлайн-сервисам записи плюс мобильное приложение для клиентов и возможность оплаты онлайн. Сегодня это база!
Кидать ли деньги в платные аккаунты на Яндекс Картах и 2ГИС - решать Вам. Я бы на первый год выкупил. Запускать ли всевозможные конкурсы в социальных сетях, чтобы набрать подписную базу - решать Вам. Я бы не стал. Мы не товарку продаём. Маржинальность услуги очень низкая, чтобы тратиться на халявные занятия.
Конечно, маркетинг глубже. Я постарался описать вам основные векторы. Исходите из геомаркетинга. Начать надо с этого. Местные паблики в телеграм, “запреграмме”, Вк. И так далее.
И если уж это всё не работает. И всё хреново. Тогда надо включаться в более широкие каналы продаж, прописывать глубинные Аватары клиента, строить воронки продаж и красиво оформлять контент-план на месяц.
Сколько стоит открыть детский бассейн? Бизнес-план
Бассейн с одной чашей “под ключ” выйдет вам сегодня в районе 7 млн рублей.
Если детально:
- Чаша из полипропилена, переливная ёмкость, форсунки, переливные решётки - 1 млн рублей с работами.
- Станция водоподготовки, комплект - 200 - 500 тыс. руб.
- Бочка, насос, электронагреватель, УФ-лампа: от 200 до 500 тыс. р.
- Трубы, фитинги, форсунки, датчики, электрика - 0,5 млн рублей.
- Вся обвязка, монтаж оборудования, работы - не менее 300 тыс. рублей.
Итого, чаша бассейна с оборудованием и обвязкой - стоит в районе 2,5-3 млн рублей.
Вентиляция - 1 млн рублей с работами.
Косметический ремонт “под ключ” - 1-2 млн руб.
Вывеска, стартовая реклама - 100-300 тыс. руб.
Мебель, оборудование - 1 млн руб.
ИП патент на первый год - 50000 руб. (доп. образование).
И ещё надо денег, чтобы как-то прожить первые три-шесть месяцев, пока выходите на нормальную загрузку.
Конечно, если смотреть опытным взглядом, можно то тут, то там подсократиться. Не обязательно делать дорогую вентиляцию. Станция станции рознь. И так далее. Всё так. И некоторые франшизы так и пишут: “Мол, за 4,5 млн руб. всё сделаем, как надо”.
Но суть не в этом. Добавьте сюда фактор конкуренции. Какова вероятность того, что завтра через дорогу кто-то откроет проект подороже и побогаче? Там будет полный клиентский сервис, прекрасная вентиляция, просторная раздевалка, дорогущая система водоподготовки.
Готовы ли вы конкурировать с таким проектом? Подумайте об этом. Мысль вслух: “Не экономьте!”. Если у вас только 3 миллиона рублей в кармане, не заходите в этот проект. Ищите инвестора, друга, брата. Делайте сразу так, чтобы потом не мучаться.
Вам действительно соберут проект и за 4 млн рублей. Уберут всё нужное и ненужное из проекта. Это так. Но дальше вы замучаетесь всё это обслуживать. Каждый день что-то будет происходит с водой, жалобы тренеров, клиентов, сотрудников. Подумайте об этом.
Технические моменты. Особенности эксплуатации детского бассейна
Очень коротко хочется сказать об авариях и форс-мажорах. Я всё это называю “защитой от дурака”. Если хотите спать спокойно, это доп. затраты, о которых стоит поговорить. Будете или нет вы это делать, ваше дело. Но мы же в статье описываем полное руководство по открытию детского бассейна, так что пару слов скажу.
Представьте, прорвало трубу, загрубела прокладка в насосе и начало где-то подкапывать, потекла чаша бассейна или переливная ёмкость. Значит, вам надо продумать систему аварийного сброса воды в канализацию. Как это реализовать, дело следующее. Пол под уклоном и дренажный насос. Аварийный трапы в полу - решения есть всякие. Вроде, недорогие, но денег просят.
Насосы выходят из строя. У вас, напомню, бассейн с одной чашей. Остановка стоит очень дорого для вас. На самом деле, почти смертельно дорого для бизнеса. Подумайте, а не купить ли резервный насос. И вообще не зарезервировать ли все ключевые агрегаты ещё на стадии проектирования.
Позовите опытного специалиста, который грамотно настроит станцию автоматической дозации. В Москве и Подмосковье я подрабатываю тем, что приезжаю настраивать станции. Самое распространённое, что я вижу - там стоят заводские установки. Система никак не адаптирована под конкретный бассейн. Отсюда собственники легко славливают глюки системы. Ладно бы, это была весёлая игрушка - сломалась ну и ладно.
Но речь идёт о возможной передозировке хлора или кислоты в чаше бассейна. А это прямая дорога к ожогам, головокружениям, покраснениям, удушью. И прочим “прелестям” химического отравления. Это жизнь и здоровье людей.
Почему-то мало кто задумывается о том, а что будет, если сломался электрод, если присутствуют частые скачки напряжения или залип датчик потока.
Хотите спать спокойно, продумайте резервные и аварийные ситуации.
Цены. Абонементы. Депозиты
Что бы тут хотелось сказать? Почти каждый второй директор, с кем я общался, хотел сделать “особенный” грудничковый бассейн. Через несколько лет - они превращались в обычный, с обычной услугой грудничкового плавания. На мой взгляд, нет смысла продавать ламборджини в грудничковом плавании. Это не та услуга и не тот сегмент. Попытки организовать очень дорогой бассейн в центре Москвы - закончились фиаско. Попыток таких было несколько у разных собственников, с разными бюджетами.
Мое мнение такое. Делайте средние по рынку цены. Если рядом нет конкурентов, берите за основу стоимость “средней+” стрижки в барбершопе или в салоне красоты за довольно популярную услугу. В Москве сейчас цена на грудничковое плавание держится в районе 1800-2500 руб. за 30 минут (на май 2025 г.). В Подмосковье - 1500-1800 руб. В регионах видел очень разные цены. Но ниже 1000 руб., скорее всего, делать цену бессмысленной.
В основном, все выбирают абонементную систему. Нет, не так. Единственная сеть в России, которая работает по депозитной системе - это мой “ГрудничОк”. Все выбирают абонементы. Если есть другие примеры, напишите в комментариях.
Абонементы понятны, привычны. Делать ли строгие (сгорает занятие день в день) и мягкие абонементы - решать вам. Везде есть плюсы и минусы. Напомню, вы - бассейн с одной чашей. Не надо подсматривать за тем, как устроено в крупных сетях, франшизах и у людей через дорогу. Тут вы решаете.
Сгорает или нет занятие день в день? Делать ли отмену по справке? Давать ли возможность продлений? Сколько дать на отработку каждого абонемента? Делать ли длинные абонементы?
Классика - это абонементы на 4, 8, 12 занятий. Дальше технология.
Делать ли доп. услуги, доп. доходы?
Товарка, да, продаётся. Подгузники, шапочки, очки - всё это можно продавать. Но если не наладили складской учёт, то подумайте несколько раз. Рабочая тема - вендинговый аппарат, куда вставляются одноразовые подгузники и прочая товарка. Оплата там же, через встроенную в аппарат кассу.
Продаётся заваренное вкусное кофе. Но тут нужен человек на месте, администратор, который будет за этим следить. Как я писал ранее, бассейны с одной чашей плохо выживают с двумя штатными администраторами. Поэтому дальше выбор - за вами. Хорошая кофемашина стоит дорого. Если сделать кофемашину с эквайрингом, по типу вендинга, да, нормальное решение. Но приглашать вендинг на субаренду - так себе идея. Там не бьётся математика. Нужен большой поток клиентов, чтобы вендинговому бизнесу наши детские бассейны были интересны. Поэтому лучше всего, если изначально в смету заложили покупку кофемашины и продумали, кто будет подавать, продавать.
Делать ли дополнительные услуги в чаше бассейна, решать снова вам. Какие услуги могут быть: сплит-тренировки, аква для беременных, watsu, курсы обучения. Тут самое главное вот в чём. Запустить то услугу не проблема. Но если она исчезает или становится невостребованной, как только покинул сотрудник, который её очень хорошо отрабатывал, то это не про бизнес.
Зачастую доп. услуги в воде вводят сами собственники, потому что сами являются тренерами и специализируются на чём-то. Тут никакого конфликта. Делайте! Вы сильны в гидрореабилитации, ездите на всякие курсы повышения квалификации, лично знакомы с Ольгой Гуляевой и так далее - запускайте, как отдельную услугу. Ставьте более высокую цену. И работайте.
Клиентская база. CRM
Век экселек и бумажных журналов закончился лет 5 назад. Хотя такие бассейны всё ещё существуют. Но это, точно, динозавры, и они, увы, вымрут. Самое простое, что важно понять, CRM-система сегодня - это безопасность вашего бизнеса. Без неё никуда. Рыночные цены вполне адекватные. За комплект “онлайн-запись + моб. приложение” просят в среднем до 10000 рублей в месяц. Это подъёмные деньги для бассейнов с одной чашей.
Берите Yclients - это самый быстрый совет. Сейчас это самая простая и удобная программа. Есть ещё List’Ок, Dikidi, AppEvent, 1С: Фитнес Клуб и, наверное, ещё штук 5 прямо сейчас борются за своё место под солнцем.
Что тут важно? Опишу на моём примере. У меня 1С: Фитнес Клуб. Там встроенный воцап-мессенджер с рассылками и триггерными событиями, там встроенная Манго-Телефония с записью всех разговоров прямо в 1С-ку. Плюс мобильное приложение для клиентов и для тренеров. И возможность не только записаться через моб. приложение, но и там же оплатить.
Этот набор выше я считаю самым полным и достаточным для работы с клиентской базой. Но это может быть дорого для вас на старте. Поэтому ищите более-менее полный набор. Вам важно видеть всю историю по клиенту: занятий, денег, пополнений, сроков мед. справок. Клиентам нужна возможность спокойно записаться в удобное для них время.
Сегодня мало кто звонит. Все на воцапе. А значит - это необходимый элемент бизнеса. И лучше - вся информация в режиме одного окна. Не должно быть так, что рабочий телефон с воцапом - единственный источник для общения с клиентом. Уводите это в CRM-систему через виджеты и модули.
Наличие CRM-системы - это также ваша независимость от администратора. Всё хранится в системе. Администратор сегодня есть, завтра уволился. Вся переписка с клиентом, все созвоны с клиентом, вся история его посещений и движений по лицевому счёту - остаётся в программе.
Отчётность. Учёт. Налоги
Проще всего, ИП на патенте. Никакой лишней возни с отчётностью. Это сейчас регистрируется онлайн, в два счёта.
Терминал в бассейне можете не ставить. Научите всех пользоваться куарингом (оплатой через QR-код). Да, отсекаются кредитные карты. Да, это определённая сложность с приёмом платежей, но упрощает фискализацию, наименьшая комиссия и упрощённая кассовая дисциплина. Ещё вариант, о котором писал выше, дать возможность оплачивать онлайн. Делаете страницу в Интернет. Или систему ссылок на оплату. В общем, технологии есть. Если у вас штатный администратор есть всегда, то да, ставьте кассу, бейте чеки по месту.
Если хотите, чтобы клиент в конце года смог вернуть налоговый вычет за образовательные услуги или за фитнес-услуги, то каждая его сумму должна быть пробита по кассе с выдачей чека. Играем в “белую”.
Насчёт того, использовать или нет серые схемы, моё мнение однозначное - перестаньте заниматься этой фигней. Никакой выгоды вдолгую от того, что вы 50-100 тысяч приняли с карты на карту и не пробили чек. Безопасность бизнеса, в том числе в том, чтобы исключить такие операции. Всё бьём через кассу. За всё выдаём чек.
Куда расти дальше? Как увеличить доход?
Если у вас бассейн с одной чашей - а мы в этой статье подробно разбираем этот формат, и вы видите в CRM-системе, что загрузка выше 65%, в среднем, по году, неизбежно захочется расти. Я вас понимаю. Сам был такой. Открыть второй филиал кажется самым простым и верным решением. На практике всё чуть сложнее.
Бассейны с одной чашей - рисковый продукт. Если вы уже год его тащите и выдаёте загрузку выше 65% - хвала, почёт и уважением вам. Но никакой гарантии, что там получится также, нет.
Операционно держать в руках один филиал - просто и понятно. Вы как будто чувствуете всё, что происходит внутри. Вы плюс-минус понимаете, кто когда хочет уйти из бассейна. Вы довольно быстро решаете мелкие задачи. Вся эта операционка в рамках бассейна с одной чашей - кажется довольно простой и понятной.
Но что делать дальше? Моё личное мнение - искать место для бассейна с двумя чашами под одной крышей. Но это моё мнение. Стоит ли где-то неподалёку открывать ещё один бассейн с одной чашей - не уверен, что стоит. Распыляется штат сотрудников. Тренеры перетекают из одного бассейна в другой. Надо в 2 раза больше тренеров. Доп. возня с администраторами. Много нюансов. Здесь бы нанять операционного директора, на два бассейна. Но такая скучная математика бизнеса, что нет у вас возможности купить за дорого время хорошего управленца.
Насколько хороший вы управленец? Сможете ли вы заниматься двумя бассейнами сразу - вопрос открытый.
Куда ещё можно расти? Организовать обучающие курсы. В общем, поднимать средний чек за счёт мастер-классов и обучалок. Получится - дерзайте. Дополнительные доходы никому не помешают.
Можно поднимать стоимость занятий. Но как показывает реальность, у услуги есть потолок. И выше него клиенты либо просто уходят к конкуренту, либо перестают ходить, либо начинают ходить реже. И если смотреть на длинной дистанции, то выигрыша от этого немного.
Можно заняться тотальной оптимизацией всех процессов. Бизнес - это всегда про то, что хотим больше выручке и меньше расходов. Займитесь второй стороной вопроса. Где можно сократиться? Что можно убрать без потери сервиса?
Возможно, пора сокращать время своего участия в проекте. Описать все процедуры. Сделать регламенты и инструкции. И передоверить, делегировать большинство задач на команду. Сделайте так, что всё работает само. Вам, как бы, стало скучно. И теперь хочется чем-то ещё заняться. Освободилось время - можно подумать о новом продукте, направлении. Но вы ведь не обязаны делать его только в сфере детских бассейнов?..
Проверки надзорными органами
По опыту, к нам в гости с удовольствием приходят:
- жильцы сверху, если вы реально накосячили при проектировании и не выполнили самые необходимые условия: вентиляция, осушение, укрепление, шумно;
- Роспотребнадзор. Сами приходят редко. Обычно действуют по жалобе. Тем более придут, если жалоб больше, чем одна-две.
Налоговой мы, как грудничковый бассейн, не больно то интересны. Мы - слишком маленькие, чтобы нами интересоваться. Платите вовремя налоги. Держите в порядке кассовую дисциплину. Формируйте правильно документы. И Налоговая вами не заинтересуется.
Может заглянуть в гости местный дежурный полицейский. Но его работа - следить за порядок во вверенном ему районе. Он может обратить внимание, что выполнены не все требования Закона о защите прав потребителей. Но в остальном, скорее, даёт о себе знать.
Чтобы приходили пожарники, такое от других предпринимателей не слышал. Только если по жалобе от кого-то.
В целом, микробизнес пока не особо “прессуют”. Ведите документацию. На стадии проектирования и открытия подготовьте необходимый набор документации. И всё будет хорошо.
Окупаемость детского бассейна с одной чашей
Личное моё мнение, если вы на открытие бассейна с нуля потратили в районе 5-7 миллионов и держите в штате двух администраторов, то считайте, что это никогда не окупится. Всё остальное - это философия и то, как считать.
Вот несколько риторических вопросов:
- Если вы встали в воду, как тренер - по какому тарифу считать вашу зарплату и время, что вы тратите на этот бизнес?
- Если Вы сами работаете администратором в смене “2 через 2” - это как расценивать?
- Если Вы занимаетесь водоподготовкой, закупкой канистр с химией, промывкой и уплотнением системы - это считать в расходы?
- Сколько часов в день/неделю/месяц вы тратите на этот детский бассейн с одной чашей? Сколько времени таким образом отнимается у других сфер вашей жизни: семьи, спорта, отдыха. Это как считать?
- Если Вы сами учите своих тренеров, администраторов - это сколько должно стоить?
Повторю, моё мнение, бассейн с одной чашей - это самопожертвование во имя чего-то большего, чем просто заработок на грудничковом плавании. Чтобы в это залазить, надо очень-очень-очень хорошо подумать.
Когда я сажусь на онлайн-консультациях и слушаю тех, кто хочет открыться, я предлагаю простую игру. Давайте представим, что всё плохо. И давайте вместе посчитаем, выживает ли проект при загрузке 30% в течение трёх месяцев? Если нет, то очень хорошо, что смог вас отговорить, а вы не потратили свои честно заработанные деньги на проект с иллюзорной прибылью.
Проекты с двумя чашами бассейна считаются чуть более вкуснее и приятнее. Но, повторю, в этой статье мы разбираем только одночашевые грудничковые бассейны, коих пока всё ещё большинство по стране.
Бассейн с одной чашей может окупиться только при стечении двух условий: вы - тренер и готовы работать в своём проекте и вы купили этот бассейн, как готовый бизнес, за копейки на Авито или Циан. Что-то в районе 1-2 миллионов рублей. Или и того меньше. Вы, возможно, удивитесь, но таких полно. Предприниматели устали вести этот бизнес. И они готовы от него избавиться, лишь бы перекрыть кредиты перед банками и, что ещё важнее, перед клиентами (деньги, висящие на абонементах).
Тут, конечно, есть нюансы. Покупая на Авито, вы покупаете “кота в мешке”. И если не очень разбираетесь в тонкостях проектирования и строительства бассейна, то можете “сесть в лужу”. Но как покупать детский бассейн, как готовый - это отдельная история. Напишите в комментариях, возможно, расскажу о факторах чуть подробнее.
Краткий итог
Самый простой вывод. Не делайте бассейн на кредитные деньги. Ничего хорошего не выйдет из этого. Особенно, бассейн с одной чашей.
Окупаемость, правда, совсем отличается от той, что красиво пишут в презентациях почти все франшизы (выше мы перечислили часть из них).
Самая большая трудность - создать постоянство в работе тренеров. Детский бассейн завязан, связан и повязан на людях. Можно автоматизировать почти все процессы. Даже убрать администраторов из системы. Но вот тренеров - пока никак. Возможно, придёт то время, когда мамочки, пройдя краткосрочный курс на тренера, встанут сами в воду и начнут тренировать своих детей. Но пока это лишь гипотеза.
Пока приходиться возиться с тренерским штабом. Нанимать. Ругаться. Требовать. Обучать. Следить за порядком. Это всё стоит времени, сил, энергии.
Нет никакой сказки. Детский бассейн, как бизнес - не игрушка. Не надо его дарить своим любимым женщинам, не разобравшись на старте со всей этой “кухней”. Специалистов, которые реально знают, как это работает изнутри - буквально единицы по стране. Я, вроде, один из них. Но повторю, гордиться нечем. Сто бассейнов я не построил. Тысячи тренеров не обучил. Да, разобрался во всём. Мне пришлось. Но стоит ли повторять вам этот опыт с нуля? Подумайте. Может, вас привлекает ещё что-то, кроме сферы услуг, образования, спорта…
С уважением, Александр Щепин.
Пишите: schepinav@ya.ru.