Найти в Дзене
Сат Чит Ананда

Будда Пурнима или Весак - день явления в мир великого учителя Будды

Оглавление

Намасте всем читателям канала!) Пурнима месяца Вайшакха очень важная и насыщенная. Особенно для почитателей Бога Вишну. В этот день он явил в мире один из своих аватаров Будду. Да, в индуизме Будда считается воплощением Бога Вишну. Для буддистов Будда - отдельная личность, великий учитель, основатель мировой религии.

В этой статье мы посмотрим на Будду с точки зрения индуизма.

Вайшакха Пурнима также носит название Будда Пурнима. Считается, что это день Будда Джаянти - рождения или явления великого учителя. Дата по григорианскому календарю выпадает на апрель - май. В этом году праздник отмечается 12 мая.

Как я уже писала выше, в индуизме Будда - девятый аватар Бога Вишну, входящий в число десяти самых главных, дашаватара. Правда, на сегодняшний день все чаще Будду из этого числа главных аватаров исключают, замещая Баларамой или Хаягривой. В частности, в Южной Индии Будду практически не признают аватаром Вишну.

Будда не единственный аватар Вишну, день явления которого выпадает на Полнолуние (Пурниму) месяца Вайшакха. В этот день также празднуют Курма Джаянти. Подробнее об этом читайте тут:

И если раньше Курма Джаянти был намного менее популярным, чем Будда Джаянти, то сейчас на волне сепарации индуизма от буддизма и частого исключения Будды из числа десяти главных аватаров Вишну, значение Курма Джаянти растёт.

Однако так ли уж не похожи Курма и Будда? Индуисты обращаются с молитвами, проводят пуджу Курме, когда хотят произвести пахтание своего ума, очистить сознание, обрести его ясность и чистоту. Аналогично медитация на образ Будды способствует концентрации, стойкости и очищению сознания, достижению состояния Нирваны или самадхи, как оно называется в йоге, высшей точки медитации, когда личность растворяется в блаженстве познания Бога. Поэтому далеко не случайно, что дни явления Курмы и Будды совпадают, приходясь на одно и то же Полнолуние. Ничего у Бога не бывает просто так.

Будда Пурнима - двойной праздник для почитателей Будды, так как это не только день его рождения, но и день когда он достиг просветления. В этот же день Будда покинул затем этот мир, войдя в состояние Нирваны.

Три великих события в жизни Будды произошли в один и тот же день (по лунному ведическому календарю). Считается, что Яшодара - жена Гаутамы, его возничий Ченна и даже его лошадь Кантака родились в этот же день.

Будда как аватар Вишну и его учение

Рождение Будды
Рождение Будды

Будда родился в день полнолуния в 563 году до нашей эры. Это последний аватар из числа дашаватара, уже проявленных Богом Вишну. Согласно индуизму следующий аватар Калки появится в конце Кали-юги для установления Дхармы.

Вишну принял аватар Будды, чтобы дать наставления в сострадании, любви к ближнему, показать путь душе достижения освобождения из цикла перерождений, то есть мокши, в Кали - Югу. Путем сострадания, милосердия, любви к живым существам возможно спасение души в эту худшую эру. По сути буддизм как раз выделился из индуизма, неотъемлемой частью философии которого являлся. Будда лишь растолковал ведические положения для людей, живущих в Кали-югу.

В индуизме Будда изображается восседаюшим на цветке лотоса, с отметинами лотоса на ступнях и ладонях, в жёлтых одеждах, исполненный спокойствия и достоинства.

В Агни - Пуране так описывается, как должно изображать Будду:

Фигура Будды должна быть сделана спокойной, с длинными ушами, белым цветом лица, одетой в одежду и сидящей на лотосе лепестками вверх, дарующей благосклонность и защиту.
Будда - аватар Вишну
Будда - аватар Вишну

Отца Будды звали Суддходана, а мать - Майя Деви. При рождении мальчик получил имя Сиддхартха Гаутама, что значит "достигающий цели". Он принадлежал к семье Сакйа (Шакья) в варне Кшатриев - воинов (отсюда второе имя Будды - Шакья-муни, то есть "мудрец из семьи Шакья"). И только после обретения просветления Гаутама принял имя Будда, что значит просветленный. Этот аватар Вишну был женат, у него был сын Рахула. С точки зрения индуизма его жена Яшодара - воплощение Богини Лакшми.

Через несколько лет после свадьбы царевич Будда, имевший все благополучие мира, оставляет родителей, жену и ребёнка и уходит искать ответы на вопросы. У его отца-короля было три дворца, построенных для сына, и когда сыну было шестнадцать лет, король дал ему сорок тысяч танцовщиц. Все же тринадцатью годами позже (в 29 лет) Гаутама оставил все, чтобы найти, как он сам говорил, "свободу от рождений и бесконечных перевоплощений".

Это поведение Вишну-Будды не случайно. Как и в воплощениях Рамы и Кришны, Вишну здесь также показывает человечеству пример своей жизнью. В богатстве и изобилии в Кали-юге ум человека становится ленивым, тамасичным, нацеленным только на получение удовольствия. Личность удаляется от Бога, от пути достижения мокши, то есть освобождения из цикла перерождений, она становится нацелена на жизнь одним моментом. В Кали-югу человеку сложно развить непривязанность к материальному, к семье, к миру, особенно живя в относительной стабильности и достатке, поскольку именно в Кали-югу люди находятся на самом далёком расстоянии от Бога. И опыт непосредственного общения с Божественным для них затруднен.

Для того, чтобы вспомнить о цели жизни, для того, чтобы достичь самореализации, человеку придётся на время оставить свою благоустроенную жизнь и отправиться на путь самоограничений, медитации и духовного поиска.

Будда медитация
Будда медитация

Будда в своих поисках уединяется в лес и останавливается в нем под деревом бодхи (фикус). Там он обретает просветление. Таким образом, всем своим путем Вишну-Будда показывает путь людям, дабы те смогли установить утерянную связь с божественным началом мира.

Просветление произошло, когда Гаутаме было тридцать шесть лет. Он оставил тело, когда ему было восемьдесят. Все это время Будда проводил в странствиях, проповедуя людям утром, медитируя в полдень и ведя беседы с посетителями вечером. 

Hезадолго перед своим уходом Гаутама собрал своих учеников и дал последние наставления:

"Будьте источником света для самого себя", советовал он им. "Hе ищите прибежища во внешнем (материальном) мире. Быстро двигайтесь к Истине как к источнику света. Hайдите свое убежище в истине. Hе ищите истину в чем-то помимо самих себя".

Вот так в своем учении Будда не отказывался от того, чему нас учат Веды и древние индийские Писания, а, наоборот, он лишь снова подтвердил их истины и построил на них свое учение. Ведь Адвайта тоже сводится к тому, чтобы человек осознал истину - Тат Твам Аси, то есть "Ты есть То". А без глубокого погружения внутрь себя, медитации и йоги - это невозможно.

Будда не сомневался в существовании божественных и демонических сущностей. Он отрицал их, но только для того чтобы человек сосредоточил свой ум на способе избавления от страданий. Чтобы получить освобождение, ученик должен осуществить Четыре Благородные Истины. Они являются следующими: существование связано со страданием; причиной страдания является желания и привязанность к существованию; одним из способов избавления от страдания должно быть избавление от таких желаний; и чтобы избавится нужно следовать пути, который указал просветленный человек.  По сути, то же самое мы читаем во всех индийских Писаниях.

То, что сам Будда и его первые последователи не отрицали существование Богов как проявлений единого Брахмана, говорит тот факт, что величайший последователь буддизма царь Ашока в своих наскальных указах называет себя «Дэванампия» или «возлюбленный богами». В его время в буддизме не было богов. Так что, очевидно, он имел в виду индуистских Богов. Буддийские тексты, написанные бикшу, имеют в начале стотру Сарасвати, выражающую почтение индуистской богине учения. В древних буддистских храмах часто можно встретить мурти Ганеши.

Будда как аватар Вишну
Будда как аватар Вишну

Всю свою жизнь все наставления, учения и советы Будды имели только одну тему - Hирвана. Еще одним важным вопросом для него было: как достичь Hирваны? "Путь, который ведет к избавлению от страдания - это восьмиричный путь, а именно правильное понимание, правильное намерение, правильная речь, правильное действие, правильная жизнь, правильные усилия, правильное внимание и правильная концентрация". 

Знание (Джнана) не означает простое знакомство с книгами. Также, как это не означает мирское знание. Только тот человек, кто познал единство индивидуального сознания (Атмы) и Абсолюта (Брахмана) является реальным джнани (тем, кто обладает высшей мудростью). Истинная мудрость состоит в понимании Единства индивидуума и Абсолюта. Это достижимо через нирвану.

Но нирвана не является чем - то придуманным Буддой. В древних текстах индуизма, таких, как йога-сутры Патанджали, нирвана тоже встречается. Только там она носит название самадхи. Это высшая ступень и цель занятий йогой и медитацией. В ней человек обретает истинное блаженство, не сравнимое ни с чем другим. Его источник - Бог, Брахман, Абсолют, с которым в состоянии самадхи соединяется индивидуальная душа.

Только человек, раскрывший полностью свою духовность, может истинно осознать Божественность, пребывая в состоянии самадхи.

Самадхи — это равное отношение ума ко всему, непривязанность — это есть Самадхи. Рассматривать свет и темноту, радость и горе, приобретение и потерю на основе сознания, установленного в Абсолюте - это есть Самадхи. Причем это не интеллектуальный настрой ума, а внутреннее состояние сознания. 

Будда-Вишну в одном из индийских храмов
Будда-Вишну в одном из индийских храмов

Другая важная вещь в Кали - югу - ахимса. Только через отказ причинения страдания и боли другим живым существам, отказ от невегетарианской пищи люди смогут преодолеть внутренний тамас, избавиться от сетей кармы и продвигаться на духовном пути.

В век Кали-юги люди связаны искушениями, привязанностями, материальным, они очень далеки от Божественного, поэтому ахимса является, условием достижения освобождения.

Ахимса-Парамо-Дхарма (не причинение вреда - это Высшая Дхарма). Hикто не должен причинять вреда другим речью, действием или любым другим способом. Это дхарма для Кали-юги.

Убийство животных, которое в той или иной мере встречается в индийских Писаниях добуддийской эпохи, становится абсолютно не допустимым в Кали-югу.

Среди поучений Буддхи главными были: Сатья [Истина] и Дхарма [cледование Природному Закону]. Эти два утверждения являются учением Вед: "говорите Истину (Сатьям-Вада), следуйте Долгу (Дхармам-Чакра)". 

Будда не отрицал и другие истины индуизма - закон кармы и закон сансары, переселения душ.

Будда
Будда

Человек Кали-Юги тратит впустую свою жизнь в стремлении к мимолетным удовольствиям, наслаждениям, вещам и материальным благам. В то время, как ему следует обратить своё внимание внутрь себя.

 Когда Буддха проходил мимо, прося милостыню, его отец Суддходана позвал его и сказал: "Сын! Почему ты идешь как нищий? Я - король, а ты ведешь жизнь нищего. Это не правильно". Будда дал ему ответ: "Ты есть Брахман, и я есть Брахман. Ты - не отец, и я - не сын. Мы оба есть Брахман. В мире, воспринимаемом нашими чувствами (органами восприятия), вы принадлежите к королям, я принадлежу к самоотреченным. Ваше происхождение основано на привязанности (рага), мое происхождение основано на отказе (вирага). Для тех, у кого есть привязанности, они становятся болезнью (рога), а самоотреченные идут к освобождению." 

 Человек должен постепенно вырастать из своих материальных привязанностей и развивать божественную любовь. 

Классические сутры, описывающие учение Будды, говорят о возможности для человека соединения с Брахманом, что делает его учение тождественным учению Шанкарачарьи (Шанкары), великого святого индуизма, проповедовавшего адвайту. 

Однако далеко не все индийские Писания признают учения Будды. Сейчас доминирующей является такая позиция. Будда - это воплощение Вишну для того, чтобы увести асуров, угнетавших людей и дэвов, от ведических ритуалов, которые они не были достойны совершать, тем самым, лишить их силы. В частности в Сканда - Пуране Вишну говорит:

Став Буддой, я буду вводить в заблуждение с помощью ложных рассуждений и обмана асуров, которые, приняв ведические практики, будут беспокоить три мира.

Другие тексты индуизма изображают Будду в более позитивном ключе, как рожденного, чтобы остановить убийство животных. Однако только в нескольких из них упоминается поклонение Будде, например, в Вараха-пуране говорится, что тот, кто желает красоты, должен поклоняться ему. Некоторые индуистские храмы до 14-го века включают рельефы Будды с тем же почтением, которое они оказывают другим аватарам Вишну, но, хотя Будда является аватаром Вишну, ему редко поклоняются, как Кришне и Раме в индуизме.

Ритуалы Будда Пурнима

-8

В буддистских храмах в день рождения Гаутама Будды особенно много цветов - их приносят верующие. В этот праздник традиционным угощением считается кхир, сделанный из молока и риса или манной крупы, вермишели, зерен пшеницы. Кхир подается в память об истории Суджаты, девушки, которая при жизни Гаутамы Будды поднесла ему это блюдо.

С наступлением темноты люди повсюду зажигают лампады, сделанные из бамбука. 

Паломники со всего мира приходят в Бодх-Гайю, город, расположенный в штате Бихар в Индии, считающийся местом, где Будда обрел просветление. Там проводятся служения Будде, религиозные церемонии. Монахи собираются и проводят дискуссии, обмен опытом, заслушивают послание Далай-Ламы, декламируют священные Писания и поучения Будды. У дерева Бодхи, под которым Гаутама Будда обрел просветление, преданные Гаутамы Будды возносят особые молитвы

Верующие медитируют, надеясь получить благословения и достигнуть успеха на пути к цели - нирване.

Будда Пурнима - это самый священный день в буддистском календаре.

Благотворительность и раздача милостыни, одежды, еды, обуви, других предметов первой необходимости - ещё одна важная практика Будда Пурнимы.

Монах и Будда
Монах и Будда

Однако, как я уже упоминала выше, практика поклонения Будде в индуизме практически отсутствует на данный момент. Хотя он и аватар Бога Вишну.

Однако в некоторых частях Индии Будда Пурнима - это официальный государственный праздник. В частности, он является таковым в штатах Сикким, Ладакх, Аруначал-Прадеш, Бихар, части штата Химачал-Прадеш, на некоторых территориях штатов Западная Бенгалия и Махараштра.

В Национальном музее в Дели святые останки Будды в этот день открыты для всеобщего обозрения бесплатно.

Для индуистов Будда Пурнима - время поклонения Богу Вишну, ему проводят пуджи (службы), делают подношения, читают мантры, медитируют на его образ, в том числе на десять его аватаров просят благословений.

Счастливой Будда Пурнима!)