Когда говорят про советские самолёты, чаще вспоминают Ту-154 или Ил-62. Но якутский трудяга Як-42 до сих пор остаётся одним из самых недооценённых лайнеров, которые мы когда-либо выпускали. Он опередил своё время, но оказался никому не нужен.
«Як-42 мог стать нашим Embraer, но мы его просто отдали.»
Что это был за самолёт
Як-42 создавался как замена для старого Ту-134, но вышел куда мощнее и универсальнее. Он был рассчитан на короткие и средние маршруты. Вмещал до 120 пассажиров, имел реактивную тягу, и что важно — мог садиться на аэродромы с короткой полосой.
Характеристики Як-42:
- Длина: 36,38 м
- Размах крыла: 34,88 м
- Крейсерская скорость: 810 км/ч
- Дальность: до 2200 км с полной загрузкой
- Экипаж: 3 человека
- Двигатели: 3 × Д-36 — тягой по 6 500 кг
Кабина была удобная, с мягкой посадкой и приятной тишиной в полёте. Даже сегодня, спустя 40 лет, те, кто летал на Як-42, вспоминают его как самый комфортный из “советских”.
В чём его сила
1. Удачная схема. Задние двигатели и Т-образное хвостовое оперение снижали шум в салоне и увеличивали безопасность при отказе одного мотора.
2. Посадка на слабую полосу. Благодаря усиленному шасси и реверсу, мог садиться там, где другим запрещали.
3. Удобен для регионов. Он идеально подходил для России: небольшой, надёжный, прожорливый, но простой в обслуживании.
«Он мог возить пассажиров туда, где даже вертолёты боялись садиться.»
Почему отказались от Як-42
Причины банальны — развал Союза, обрушение экономики и наше собственное пренебрежение к своему же опыту.
- Производство остановили в 2003 году.
- Большая часть бортов продана за рубеж.
- Заводы в Саратове и Смоленске — закрыты.
- Документация — утеряна или попала в частные руки.
Были предложения модернизировать лайнер, заменить двигатели и авионику, но никто не стал вкладываться.
«Все смотрели на запад, а своё — ржавело в ангаре.»
Что потеряли
Потеряли универсальный региональный самолёт. Его можно было доработать под современные нормы — как это сделали китайцы с копией Ту-204 или бразильцы с Embraer.
Як-42 мог бы заменить зарубежные лайнеры в России, но не сложилось.
- Он подходил для маршрутов 500–2500 км.
- Он вмещал именно столько людей, сколько нужно большинству регионов.
- Он мог летать по 5 рейсов в день и спокойно обслуживаться в гаражных условиях.
Куда делись Як-42
Сегодня они ещё летают. Единичные экземпляры — в составе МЧС, ФСБ, лётных школ и даже в частных авиакомпаниях. Но их меньше 10 в рабочем состоянии.
«Это уже не лайнер, а раритет. А ведь ещё мог работать!»
Многие Як-42 списаны или ушли за копейки в Китай, Северную Корею, Болгарию и Югославию. В одних странах самолёт стал памятником, в других — учебным стендом.
Что могло быть иначе
Если бы Як-42 доработали:
- Установили современные двигатели — например, ПД-8.
- Обновили кабину под “стеклянную” панель.
- Поставили кресла нового образца и облегчённый интерьер.
- Внедрили цифровое управление и спутниковую навигацию.
Мы получили бы самолёт не хуже Superjet, но полностью свой, проверенный годами и рассчитанный на жёсткие условия.
Интересные факты про Як-42
- Это первый советский авиалайнер с турбовентиляторными моторами.
- Мог летать с грунтовок, благодаря мощному шасси.
- Як-42 летал даже в Антарктиду — его брали полярники.
- Один из бортов был переделан в VIP-самолёт для руководства страны.
Вывод
Як-42 — пример того, как можно потерять золото, глядя на стекляшки. Его не модернизировали, не продвинули, не довели до ума. Хотя всё было на руках. Это была та самая "средняя лошадка", которая нужна каждой авиакомпании: дешёвая, крепкая и надёжная.
«Нельзя было продавать. Потому что второго такого уже не будет.»
Друзья!
Автор канала перенёс операцию по удалению злокачественной опухоли головы, онкология 3 стадии, прошел курс химиотерапии и скоро в Москву. Как никогда нужна ваша поддержка! К тому же, монетизация на Дзене практически прекратилась.
Если хотите поддержать проект и помочь автору в это трудное время, можете отправить донат через кнопку в правом нижнем углу. Это официальная возможность от Дзена. Платеж через СБП в два клика.
Никого насильно не призываю и милостыню не прошу. Просто, для тех кто по-братски захочет поддержать, сообщаю о возможности.
Ваша поддержка очень важна, и мы благодарны каждому из вас!