Все изложенное ниже не совпадает с общепризнанными концепциям о русском сказочном творчестве, но художественная роспись стен в королевском монастыре Ват Пхра Кео в Бангкоке позволяет по-новому взглянуть на русские сказки.
В наши дни индусы считают, что эпос "Рамаяна" – древнейшее литературное произведение на планете, в котором описана романтическая любовь, ставшая поводом к войне. По их летосчислению, всё это произошло в эпоху Трета-юги, то есть около 850 тысяч лет назад. В повествовании говорится, что главные герои обладают сверхспособностями, могут менять физическое состояние и имеют воздушные колесницы. Описывается, как противники в сражениях используют лук со стрелами и копья, последствием применения которых становятся геологические катастрофы и атмосферные катаклизмы на Земле.
Этим вступлением автор желает связать эпоху древних миграций людского рода (первые арийцы) от пространства с деградирующей природной средой со сказаниями о той самой войне, которые веками передавались из уст в уста знатоками культовых обрядов и молитв. Рукописный вид эти предания ("Рамаяна" от имени главного героя Рама), как считается в научном мире, обрели не ранее III в. до н. э.
Кстати, письменность самой древней протоиндской цивилизации до сих пор остается нерасшифрованной, и, более того, не известен язык, на котором она сделана. Потому и не мудрено, что предгорьях южных Гималаев в средневековом государстве Ланна, существовавшей с XIII по XVIII век и занимавшая весь север нынешнего Таиланда, часть восточной Бирмы и северного Китая появилась своя версия о древней войне – "Рамакиен»", что означает "Слава Рамы". Сюжет "Рамакиен" во многом повторяет сюжет индийского эпоса, но есть различия, и они весьма существенны.
1. Канва повествования в "Рамаяне" сдвинута в сторону романтических отношений Рамы и Ситы, то в "Рамакиен" в сторону описания сражений, стратегии и военной хитрости.
2. Повествование в "Рамаяне" в отличии от "Рамакиен" ограничено рождением Ситы и кульминацией всего индийского эпоса – испытанием ее огонем (восшествие на костер).
3. В отличии от "Рамаяны" в "Рамакиен" есть пролог повествования (завязка), действие которого происходит в небесном мире, а все последующие события в земном мире.
4. В отличии от "Рамаяны" в "Рамакиен" более счастливый конец повествования.
5. Если в "Рамаяне" один поход на Лангку, то в "Рамакиен" их два. Значимая роль во втором походе отведена Сатруту и Пхроту, братьям Рама, Асурапату и Матчану, сыновьям Ханумана и черной обезьяне Нилпату.
6. Большинство подвигов Рамы в "Рамаяне" – это подвиги Ханумана в "Рамакиен".
7. Хануман в "Рамакиен" изображен более ярче чем главный герой. Именно с ним связано появление знаковых фигур в эпосе морской русалки Суфан-Мачи и волшебница Беньягай. Именно с ним связано проникновение в подземный мир и за небесную сферу.
И к чему вся эта прелюдия, а к тому, что миграционные потоки рождают новые этносы, народы и хранителям памяти с каждым веком все сложнее излагать сакральный характер того, что уже не имеет их четкого видения и разумения.
И уже в упрощенном виде, с течением долгих лет и столетий, на этой основе возникают первые сказки – вольный пересказ древних событий.
Во II веке н. э. появляются ранние архаические славянские сказки, в которых нет первозданного повествования о древней войне и событий, связанных с ней. Но глубинная память предков-мигрантов всё-таки сохранила тех реальных героев, их мотивы и сам сюжет, которые в значительной мере изменились в силу природного ландшафта и окружающего мировоззрения.
А что самое интересное – в русских волшебных сказках уж слишком основательно отражён тайский эпос "Рамакиен". Наверное, потому и не случайно они часто начинались с «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» – с символа того места, которое было наделено богатством и процветанием и куда не добраться ни пешему, ни конному.
Чтобы в этом удостовериться достаточно взглянуть на художественную роспись эпоса "Рамакиен".
ФРЕСКИ ЭПОСА «РАМАКИЕН»
Настенные росписи галерей монастыря Ват Пхра Кео, расположенные вокруг храма Изумрудного Будды в Бангкоке, иллюстрируют эпос "Рамакиен". Их начали создавать сразу же при постройке самого храмового комплекса в 1783 году по приказу Рамы I, первого короля династии Чакри.
Все росписи, расположенные на стенах галереи, сведены в 173 панели. Каждая панель представляет собой мизансцену из большого количества изображений и наглядно воспроизводит практически все основные эпизоды повествования.
Эпос "Рамакиен". Правитель с далекого острова в океане, Тоцакан, восхищенный красотой Сиды, хитростью похищает ее. Принц Рам, законный муж Сиды, отправляется на ее поиски и в дремучем лесу встречает демона Кумпона, у которого половина тела была в земле, а пасть с острыми клыками — посредине огромного брюха.
Поэма-сказка Александра Пушкина "Руслан и Людмила".
По сюжету сказки, колдун Черномор похищает Людмилу, и Руслан отправляется на поиски невесты. Здесь же имеется яркий эпизод его встречи и поединка с живой головой великана-богатыря.
Эпос "Рамакиен". Царь Тоцарот по злому навету одной из трех своих жён отправляет любимого сына Рама в ссылку на 14 лет. С ним в добровольное изгнание уходит его молодая жена Сида.
Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди. Одна из трёх сестёр, пообещав родить царю богатыря, выходит за него замуж. Но зависть сестёр и их клевета порождают расправу над царицей с сыном. Отправленные в бочке по морю, они чудом избегают гибели, а после знакомства Гвидона с царевной Лебедью их жизнь налаживается.
Эпос "Рамакиен". Хануман, верный друг и помощник принца Рамы, ловит морскую русалку и отпускает ее взамен на то, чтобы не разрушать дорогу-мост на остров демонов.
Сказка о рыбаке и рыбке. Старик ловит золотую рыбку и отпускает ее в море взамен на три желания.
Эпос "Рамакиен". Главный герой эпоса Рам пригвождает демона Унарата зазубренной стрелой к скале. Чтобы тот оставался пригвожденным, он создает «хрустального петуха», который кричал, если стрела сдвигалась, и страж вбивал ее обратно на место.
Сказка о золотом петушке. Царь Дадон получает в дар верного сторожа – золотого петушка, который «…чуть опасность, где видна, шевельнется, встрепенется, к той сторонке обернется. И кричит: «Кири-ку-ку…»
Эпос "Рамакиен". Астролог Пифек неоднократно демонстрирует ясновидение при помощи магической книги.
Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. «… покатилось тут яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, и стали на блюдечке города видны – один за другим, а потом стали видны корабли на морях, и полки на полях, и гор высота, и небес красота: месяц за солнышком катится, звёзды в хоровод собираются – и как-то всё красиво – на диво, что ни в сказке сказать, ни пером описать...»
Эпос "Рамакиен". Царствующий демон Тоцакан, похитив Сиду, на небесной колеснице летит на остров Лангка, но на помощь ей взлетает царь птиц Садайю, который когтями и клювом изламывает воздушную колесницу.
Сказка о ковре-самолете. « ... много богатств имеет тот колдун, но больше всего дорожит он своим чудесным ковром-самолетом. Обладает этот ковер чудесным свойством: стоит на него только сесть и приказать ему отнести себя куда-нибудь, как ковер-самолет тотчас же доставит того человека куда нужно».
Эпос "Рамакиен". В-первый раз могущественное кольцо Сиды (свадебный подарок Рама, аватара бога Нарая в земном мире) упоминается в эпосе при ее похищении Тоцаканом. Сняв с пальца пленницы кольцо, он побеждает им царя птиц Садайю.
Во-второй раз, когда Сида просит передать своему сыну это кольцо, с помощью которого тот освобождается из плена.
Сказка "Волшебное кольцо". «… задумался змеиный царь, а потом снял кольцо с руки и отдал Семену и сказал ему потихоньку на ухо, как надо действовать кольцом, чтобы вызвать волшебную силу».
Эпос "Рамакиен". Тоцакан предлагает Сиде все материальные блага, только бы получить ее согласия на ответную любовь, в противном случае – заключение под стражу.
Сказка "Василиса Премудрая".
Кащей-Бессмертный за отказ выйти за него замуж грозится превратить Василису в каменную статую.
Что Сида не поддается сладким речам, не пугается расправы, сохраняя любовь и верность Раму, что Василиса не поддается сладким речам, не пугается расправы, сохраняя любовь и верность Ивану.
Эпос "Рамакиен". Монтхо, жена Тоцакана и мать Сиды, изначально была лягушкой, но за свою безграничную жертвенность в дар от богов получила человеческий облик. В желании помочь Тоцакану в войне с Рамом, она приготовила ему чудесный эликсир, который может воскрешать мертвых.
Сказка «Царевна-лягушка». Героиня, то снимая, то надевая лягушачью кожу, становится либо царевной Василисой, либо лягушкой.
Кроме того, Василиса обладает волшебной силой, когда на царском пиру она бросает в озеро косточки птиц, превратив их в живых лебедей.
Эпос "Рамакиен". Демон Паклан ночью поднимается из вод озера, чтобы напасть на спящих на его берегу обезьян и затянуть их в топь.
Сказ "Синюшкин колодец". «… набрёл Илья на колодец и захотел из него напиться воды. А из водяного окошка вышла старушонка вся синяя – бабка Синюшка. Не дала она ему воды напиться, даже хотела затянуть Илью в колодец».
Сказка "Марья-искусница". Иванушка ищет свою мать, похищенную Водяным, и спускается на дно омута.
Эпос "Рамакиен". Демонице Симхике дарована сила ловить любые живые существа за отбрасываемую ими тень на воды океана и проглатывать их.
Сказка "Конёк-горбунок". Рыба-кит проглатывает 30 кораблей.
Эпос "Рамакиен". Чтобы освободить похищенного в подземный мир принца Рама, Хануман проникает туда через стебель огромного лотоса, который поднимается во время лунного затмения из глубины озера.
Сказка "Подземные царства".
Иван-царевич следует за серебряной птичкой, которая залетает под железную плиту в подземельную яму, куда он спускается, обвязавшись веревкой. Сказка "Варвара-краса, длинная коса".
Герои через колодец попадают в подземный мир. Былина "Садко".
Садко, не мудрствуя лукаво, просто прыгает в ледяные волны озера Ильмень, чтобы встретить всё, что уготовано ему судьбой.
Эпос "Рамакиен". По ходу повествования существенную помощь Хануману в поисках Сиды оказывают разнообразные персонажи эпоса.
Почти в каждой русской сказке есть старичок-боровичок, который неожиданно появляется перед главным героем, дает полезный совет и исчезает.
Эпос "Рамакиен". Демон Вирун Чамбанг проводит магический ритуал для получения невидимости в битве с Рамом. "Прозрачность охватывает всё тело Вирун Чамбанга так, что исчезает даже тень".
Поэма-сказка "Руслан и Людмила". Людмила шапкой завертела; / На брови, прямо, набекрень / И задом наперед надела. И что ж? о чудо старых дней! / Людмила в зеркале пропала; / Перевернула – перед ней / Людмила прежняя предстала; / Назад надела – снова нет.
Эпос "Рамакиен" Повелителя демонов Тоцакана нельзя убить, потому что его сердце хранится в хрустальной колбе, но если ее отыскать и раздавить находящееся в ней сердце, то смерть в тот же миг настигнет его.
Сказка "Василиса Премудрая".
Тайна победы над Кащеем Бессмертным кроется: «в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук зарыт под дубом, дуб растёт на острове, остров в море-океане». Иван-царевич разбивает яйцо и достаёт иглу, на конце которой – смерть Кащея.
Эпос "Рамакиен". Демон Насур во время битвы с армией обезьян опускает свое тело на землю и, широко раскрыв рот, подгребает в него руками тысячи обезьян, пожирая их заживо. Рам вспарывает живот монстра, и мертвые обезьяны вываливаются наружу. Бог Ин приносит живую воду, которая возвращает их к жизни.
В поэме-сказке "Руслан и Людмила" старик оживляет Руслана с помощью живой и мертвой воды.
Эпос "Рамакиен" Рам стрелами отсекает Тоцакану все его десять голов, но они вновь тут же отрастают, так что даже не видно следов ран.
Былина "Добрыня Никитич и Змей Горыныч". Добрыня также отрубает чудищу все головы, и они тут же прирастают к телу.
Эпос "Рамакиен". Демон Кумпханкан, и Тоцакан, и чародей Гунпол используют медитацию, безостановочно повторяя мантры (сакральные звуковые формулы, состоящая из определённых слогов или слов), оно же – заклинательное пение, выполняющее роль некоего пароля, для обретения сверхспособности для себя или для своего оружия.
Сказка "Сивка-бурка".
Пароль-заклинание, которым пользуется Иван-царевич: «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!».
В сказке "Василиса Прекрасная" пароль – заклинание: "Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, к лесу задом, а ко мне передом".
В сказке "По щучьему велению" пароль-заклинание: «По щучьему велению, по моему хотению…».
Эпос "Рамакиен" Чтобы не быть узнанными, Тоцакан при похищении Сиды оборачивается в отшельника, демон Марит принимает образ золото-шёрстного оленя, а волшебница Беньягай перевоплощается в Сиду, пытаясь ввести в заблуждение Рама.
В русских сказках, одной из их особенностей героев является перевоплощение в других живых существ или неодушевленные объекты.
«Иван царевич и Серый волк» – волк становится златогривым конем.
«Финист Ясный сокол» – богатырь-молодец Финист превращается в сокола.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» – Иванушка становится козлёночком, когда попил из лужи.
«Баба-Яга» – брошенные Бабой-Ягой гребешок становится лесом, а полотенце речкой.
«Снегурочка» – снежная баба превращается в живую девушку.
«Сказка о царе Салтане» – царевич Гвидон воплощается в шмеля.
«Сказка о царе Салтане» – Царевна Лебедь может быть то птицей лебедь, то прекрасной молодицей.
Спасибо за внимание :)
Ссылки
Список литературы
1. Пушкин А.С. Избранные произведения в 2-х томах. – М.: Художественная литература, 1978.
2. Библиотека русского фольклора в 10-томах. – М.: Сов. Россия, 1991.
3. Библиотека русской фантастики том 1. Сказания о чудесах. – М.: Сов. Россия, 1990.
4. Библиотека русской фантастики том 3. Волшебно–богатырские повести – М.: Сов. Россия, 1990.
5. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. – М.: Наука, 1984–1985.
6. Афанасьев А.Н. Русские заветные сказки. – М.: Наука, 1984–1985.
7. Альбом Иван Билибин. Сказки. – М.: Белый город, Воскресный день, 2022.
8. Волшебное кольцо. Русские сказки. – М.: Сов. Россия, 1960.
9. Русские народные сказки. – М.: Художественная литература, 198