Найти в Дзене
ЮРГПУ(НПИ )

«ЖИЗНЬ – КАК ОНА ЕСТЬ». ЧИТАЯ МЕМУАРЫ ПРАДЕДА-АРТИЛЛЕРИСТА

В военное лихолетье прошлого века советскую артиллерию именовали «Богом войны». Одним из бравых артиллеристов, чьи орудия ураганным огнём косили врага, был мой прадед Семён Митрофанович Синельников –подполковник, ветеран Советско-финской войны 1939-1940 гг. и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Каждое прожитое событие фронтовых лет Семён Митрофанович крепко держал в своей памяти и сохранил для нас – внуков и правнуков – эти воспоминания, отбив их на печатной машинке и назвав семьдесят пять страниц «говорящего» текста «Жизнь – как она есть». Мне не довелось знать прадедушку лично (он умер в 1990 году), но через потёртые чернильные строки в преддверии празднования Дня Великой Победы я «познакомилась» с этим отважным, справедливым и душевным человеком. Семён Митрофанович родился в 1914 году в городе Ростове-на-Дону. Окончив рабочий автодорожный факультет, в 1936 году он поступил в 1-ое Московское Артиллерийское училище, с уверенностью избрав для себя боевое поприще артиллериста. «По

В военное лихолетье прошлого века советскую артиллерию именовали «Богом войны». Одним из бравых артиллеристов, чьи орудия ураганным огнём косили врага, был мой прадед Семён Митрофанович Синельников подполковник, ветеран Советско-финской войны 1939-1940 гг. и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Семён Митрофанович Синельников
Семён Митрофанович Синельников
Семён Митрофанович Синельников
Семён Митрофанович Синельников

Каждое прожитое событие фронтовых лет Семён Митрофанович крепко держал в своей памяти и сохранил для нас – внуков и правнуков – эти воспоминания, отбив их на печатной машинке и назвав семьдесят пять страниц «говорящего» текста «Жизнь – как она есть». Мне не довелось знать прадедушку лично (он умер в 1990 году), но через потёртые чернильные строки в преддверии празднования Дня Великой Победы я «познакомилась» с этим отважным, справедливым и душевным человеком.

Семён Митрофанович родился в 1914 году в городе Ростове-на-Дону. Окончив рабочий автодорожный факультет, в 1936 году он поступил в 1-ое Московское Артиллерийское училище, с уверенностью избрав для себя боевое поприще артиллериста.

«После окончания 1-го Московского Артиллерийского училища в начале января месяца 1939 года, в пригородном поезде из Ленинграда я ехал в город Лугу, куда получил назначение для прохождения военной службы. Стоя у окна вагона, я смотрел в незамёрзшую часть стекла на незнакомую местность. Чем ближе подъезжал к Луге, тем всё чаще и чаще видел в сливающемся потоке сады и дачные домики, перемежающиеся высокими деревьями, ветки которых низко свисали от тяжести налипшего на них пухлого январского снега…», – такими были мысли двадцатипятилетнего вчерашнего курсанта, в ближайшем будущем – командира 1-го огневого взвода школы младших командиров города Луги. Пребывая, как всегда, в хорошем настроении, молодой лейтенант Синельников приближался к отправной точке своей военной службы.

Прадед - курсант 1-го Московского Артиллерийского училища 1936-1939 гг.
Прадед - курсант 1-го Московского Артиллерийского училища 1936-1939 гг.

В Луге накануне вступления в должность у Семёна Митрофановича состоялась беседа с начальником школы, старшим лейтенантом Агеевым, который наставлял новоиспечённого командира, как следует обращаться со своими подчинёнными.

«Воспитывайте подчинённых личным примером, – советовал старший лейтенант. – Справедливым спокойным требованием, и никогда не кричите на подчинённых. Помните, что криком подчинённых не воспитаешь, не сделаешь их послушными, тем более готовыми к самопожертвованию. Научите подчинённых выполнять упражнения на снарядах, ползать по-пластунски, владеть личным оружием, в рукопашной схватке смело наносить штыковые удары, метко стрелять и особенно отлично выполнять обязанности при ведении боевых артиллерийских стрельб. Вот тогда они вас полюбят и выполнят любое ваше приказание с охотой, что является высшей солдатской наградой для командиров!»

«В этом плане до тех пор со мной никто не беседовал так глубоко и сердечно, и никто, следовательно, до этого не мог так хорошо и положительно повлиять на меня», – с большой благодарностью отзывался прадед о том разговоре, который вспоминал на протяжении всей своей командирской деятельности, и старался следовать советам опытного начальника.

«Мы - люди военные, – сказал в заключение беседы товарищ Агеев. – И наша специальность и обязанность уметь отлично бить врага в войне, а она к нам приближается…».

В Ленинградском военном округе осенью 1939 года была объявлена мобилизация. Тогда и начал формироваться 447-ой пушечный артиллерийский Рославльский Краснознамённый полк. Командиром полка был назначен майор А.А. Маврин – снайпер артиллерийской стрельбы, воспитавший немало отличных бойцов.

А.А. Маврин - боевой командир 447-ого артиллерийского полка
А.А. Маврин - боевой командир 447-ого артиллерийского полка

В ноябре 1939 года началась Советско-финская война. В составе 447-го артиллерийского полка Семён Митрофанович Синельников – командир 2-ой батареи – громил врага в районе Финского залива. Прадед отмечал, что в этой войне советские войска понесли большие потери, а значительную роль в сопротивлении белофиннов играли укрепления: «Пожалуй, нигде в мире природные условия никогда не были и не будут так благоприятны для строительства оборонительных сооружений и сплошных линий обороны, как в Финляндии». Однако, несмотря на то, что союзником белофиннов была сама природа, они не выдержали неумолимого напора Красной армии.

13 марта 1940 года при штурме Выборга 2-я батарея 447-го артиллерийского полка поддерживала наступление пехоты. Пехотный батальон достиг железнодорожной выемки и залёг под сплошным пулемётным и миномётным огнём, который не давал красноармейцам поднять головы. С.М. Синельников вместе с командиром взвода управления, двумя разведчиками и радистом на танке выехали на подмогу пехотинцам. Стоило им приблизиться к линии огня, как враги сразу обстреляли танк из малокалиберных миномётов. «При этом обстреле я почувствовал, как будто кто-то набил мне на голову железный колпак...», – вспоминал прадед, который был ранен в голову осколком от разорвавшейся мины. С тяжёлым ранением С.М. Синельников быстро подготовил данные и открыл огонь по вероятным позициям врага, откуда непрерывно строчили автоматы и пулемёты. Вскоре белофинны прекратили обстрел. Под прикрытием огня батареи советская пехота пошла в атаку и заняла железнодорожную выемку, а также две господствующие высоты за ней, впоследствии выйдя к восточной окраине города Выборг. В этот день был объявлен конец Советско-финской войны.

Артиллеристы 447 КАП. 1939-1940 гг. Прадед второй справа
Артиллеристы 447 КАП. 1939-1940 гг. Прадед второй справа
447-ой артиллерийский полк после Советско-финской войны. Фото сделано в Финляндии
447-ой артиллерийский полк после Советско-финской войны. Фото сделано в Финляндии

Семён Митрофанович попал в госпиталь, но от продолжительного лечения категорически отказался – рвался назад, охранять рубежи Родины. Спустя годы прадеду – уже подполковнику в отставке – тяжёлое ранение напоминало о себе.

В борьбе с белофиннами 2-я батарея 447-го артиллерийского полка под командованием С.М. Синельникова не потеряла ни одного бойца. За мужество и отвагу, проявленные в Советско-финской войне, Семён Митрофанович был представлен к двум боевым наградам – ордену Красного Знамени по 447-му полку и к ордену Красной Звезды по отряду моряков.

Великую Отечественную войну прадед встретил 22 июня 1941 года в Северном военном городке Бреста, в одном километре от крепости. Там с августа 1940 года дислоцировался 447-ой пушечный артиллерийский Рославльский Краснознамённый полк. Полным ходом шли боевые учения, регулярно проводились политические информации и другие мероприятия, направленные на укрепление морального духа воинов, закалку мужества и выработку стойкости к трудностям. В Брестском гарнизоне 447-ой полк занимал первое место среди артиллерийских частей по боевой, политической, военно-спортивной подготовке и самодеятельности.

Май 1941 год. Северный городок Бреста. Комиссия осматривает технику 447-ого полка
Май 1941 год. Северный городок Бреста. Комиссия осматривает технику 447-ого полка

«Никто официально нам не говорил, но мы чувствовали, что приближается война с немцами, которые систематически нарушали воздушное пространство в районе границы», – вспоминал прадед.

21 июня 1941 года на плацу Северного городка перед строем полка С.М. Синельникову был вручен знак «Отличник РККА». Дивизион, начальником штаба которого на тот момент был мой прадед, получил особое поручение – 22 июня провести показательные артиллерийские стрельбы на Брестском полигоне.

«Вечером 21 июня я осмотрел имущество взвода управления дивизиона, подготовку батарей к выезду, проверил снаряды и подготовил карту с маршрутом движения в район полигона, осмотрел планшеты, приборы разведки, связи радиостанции и, будучи уверенным в полной готовности подразделений дивизиона к выезду и выполнению боевой артиллерийской стрельбы, уже после отбоя пошёл отдыхать. Был уверен в успехе завтрашнего дня. Когда я шёл к себе в квартиру, обратил внимание на абсолютно безоблачное звёздное небо. Стояла необыкновенная тишина, даже листья на деревьях как бы застыли, висели в полном спокойствии, чего я раньше никогда не наблюдал в природе. Всё это предвещало отличную погоду на завтра. Несмотря на 17-18-часовую нагрузку, усталости не чувствовал. Разве мог я подумать, что тишина этой ночи – ЗЛОВЕЩАЯ!».

Проснулся Семён Митрофанович от звуков грома, как ему тогда показалось. Стрелки часов показывали четыре утра. «Вечером всё небо было усеяно звёздами... и вдруг гром?» – удивился про себя лейтенант, лёжа в постели, снова услышал громовой шум и понял, что это гремят залпы артиллерийских орудий.

Быстро поднявшись, Семён Митрофанович глянул в окно, выходившее прямо на артпарк. Орудия, трактора, машины – всё стояло на своих местах, по парку спокойно ходил часовой. Несколько мгновений лейтенант пребывал в недоумении и вдруг увидел море огня, вылетевшее из стволов немецких орудий. Оказалось, первым под удар фашистов попал Южный военный городок Бреста, но враг уже был на подходе к Северному...

Фашистов, начавших свой восточный разбойничий поход, пограничные войска Красной армии встречали яростными контратаками. Артиллеристы стремились нанести врагу как можно больше урона, чтобы не допустить его скорого и лёгкого продвижения вглубь земель священной Родины. С восточной окраины Бреста открыли огонь по противнику и железнодорожному мосту через реку Буг, задержав продвижение немцев, батареи 447-го артиллерийского полка, в том числе 2-я, орудия которой вывел из артпарка начальник штаба дивизиона Синельников вместе с лейтенантом Борушко и замполитом Андреевым.

Артиллеристы 447-го пушечного артиллерийского Рославльского Краснознамённого полка, именовавшиеся по фамилии своего командира «мавринцами», прошли большой путь в Великую Отечественную войну. Они освобождали города Слуцк, Рогачёв, Бобруйск, Гомель, Могилёв, Смоленск, Орёл, Калугу, участвовали в обороне Тулы, защищая Москву.

Самодеятельность 447-ого полка. 1942 год
Самодеятельность 447-ого полка. 1942 год
-9
447-ой полк в лесу под деревней Орловка. 1943 год
447-ой полк в лесу под деревней Орловка. 1943 год

В город Тулу 447-ой полк прибыл 29 октября 1941 года. Массированные вражеские танковые атаки оружейной столицы, стоящей на пути к Москве, начались утром следующего дня. Вместе со служащими и рабочими на защиту родного города встало практически всё его население, в том числе дети, которые тоже включались в оборону, давая отпор фашистам. «Такой активности и готовности к самопожертвованию во имя Победы мы не встречали до сих пор ни в одном городе, который нам довелось оборонять, – отмечал прадед. – Известно, что жители города оказывали бескорыстную помощь бойцам, командирам частей Красной армии и своими действиями воодушевляли их на героические подвиги...». Туляки не дрогнули перед немецко-фашистским игом. Тула выстояла.

Статья С.М. Синельникова для газеты "Коммунар"
Статья С.М. Синельникова для газеты "Коммунар"
Встреча ветеранов в Туле с 17 по 22 августа 1976 года
Встреча ветеранов в Туле с 17 по 22 августа 1976 года

За успешную оборону города Тулы многие советские солдаты и командиры были удостоены наград. Начальник штаба дивизиона, лейтенант С.М. Синельников был награждён медалью «За отвагу». Благодарные жители оружейной столицы увековечили память об артиллеристах-мавринцах, установив мемориальную доску на одном из домов, который в период обороны города служил для 447-го полка штабом.

После войны совет ветеранов 447-го пушечного артиллерийского Рославльского Краснознамённого полка, председателем которого был избран Семён Митрофанович Синельников, в знак высокого уважения к тулякам ходатайствовал перед ЦК КПСС, Президиумом Верховного Совета и Советом министров СССР о присвоении Туле почётного звания «Город-герой». «Городом-героем» Тула стала 7 декабря 1976 года.

Долгожданный день Победы 1945 года прадед встретил под Берлином, однако уже не в составе родного 447-го артиллерийского полка: «В 447-ом корпусном артиллерийском полку я служил с 1 сентября 1939 года, с начала формирования полка. Службу начал в звании лейтенанта, командовал 2-ой батареей, в этом же звании занимал должность начальника штаба 1 и 2-го дивизионов, повышен в звании до старшего лейтенанта. Командовал 2-ым дивизионом, на этой должности мне было присвоено звание капитана, а затем майора».

447-ой полк. Прадед ровно по центру впереди
447-ой полк. Прадед ровно по центру впереди
Боевой командир Маврин в окружении своих бойцов. Прадед самый крайний справа
Боевой командир Маврин в окружении своих бойцов. Прадед самый крайний справа
447-ой артиллерийский полк. Прадед ровно по центру
447-ой артиллерийский полк. Прадед ровно по центру
-16
1945-1946 гг. Прадед в Германии, Берлин
1945-1946 гг. Прадед в Германии, Берлин

В 1943 году из полка майор Синельников был отозван в начавшееся весеннее наступление советских войск. В должности старшего помощника начальника разведотдела штаба 4-го артиллерийского корпуса прорыва он воевал на Курской дуге. Освобождал Варшаву и штурмовал Берлин Семён Митрофанович, уже будучи в рядах 142-ой пушечной артиллерийской бригады.

Когда война закончилась, 142-я бригада была расформирована. С.М. Синельников продолжал служить в Группе советских войск в Германии. В 50-х годах из-за осложнений от полученных ранений прадед ушёл в отставку в звании подполковника.

За подвиги в Советско-финской войне и Великой Отечественной войне Семён Митрофанович получил ряд наград: две медали «За отвагу», два ордена Красного Знамени, медаль «За оборону Москвы», медаль «За взятие Берлина», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медаль «За боевые заслуги», орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени.

Совет ветеранов 447-го пушечного артиллерийского Рославльского Краснознамённого полка в послевоенные годы развернул большую работу по поддержке семей участников Великой Отечественной войны. Председатель совета ветеранов С.М. Синельников лично помогал жёнам и детям своих погибших боевых товарищей в получении добротного жилья. По ходатайству артиллеристов-мавринцев на могиле их любимого командира, гвардии полковника Александра Александровича Маврина, который погиб в 1943-м, был установлен памятник.

-18
Памятник А.А. Маврину от Совета ветеранов 447 КАП
Памятник А.А. Маврину от Совета ветеранов 447 КАП

-20
Встреча в Луге с 13 по 19 августа 1979 года
Встреча в Луге с 13 по 19 августа 1979 года
-22

В целях сокращения количества «белых пятен» в истории Великой Отечественной войны, солдаты и командиры 447-го полка, а также члены семей военнослужащих-мавринцев готовили для публикации книгу под названием «Артиллеристы славы не искали». В основной части книги ветераны планировали рассказать о судьбе приграничных войск, которые наряду с защитниками Брестской крепости в роковые дни июня 1941 года героически сдерживали натиск первых волн немецко-фашистских захватчиков. Книга не была издана, а собранная информация сохранилась отрывками.

-23

Оглядываясь назад, на свою жизнь, Семён Митрофанович писал далеко не только о себе. Его автобиография наполнена именами! Среди людей, запавших в память и сердце прадедушки, – опытные наставники, талантливые ученики, друзья-сослуживцы и их семьи, доблестные командиры, рабочие-трудяги, храбрые женщины и дети… все те, кто плечом к плечу шли защищать наше Отечество.

Вскоре после войны Семён Митрофанович женился, построил дом в городе Шахты Ростовской области. Работал в кинотеатре, преподавал гражданскую оборону в городских школах, девять лет трудился на заводе по ремонту и сборке бытовой техники.

Прадед, прабабушка и их сосед около дома в городе Шахты
Прадед, прабабушка и их сосед около дома в городе Шахты
Семён Митрофанович вместе с дочерью Ларисой и сыном Владимиром
Семён Митрофанович вместе с дочерью Ларисой и сыном Владимиром

У Семёна Митрофановича Синельникова – трое детей, пятеро внуков, десять правнуков. Очень символично, что вторая дочь героя-артиллериста, моя бабушка Лариса Семёновна, родилась 19 ноября, в День ракетных войск и артиллерии. На мой вопрос о прадедушке она ответила: «Папа был замечательным. Добрым, чутким, отзывчивым. Очень любил жизнь, любил людей. Всегда боролся за справедливость. Вот таким он был».

С теплящейся в сердце благодарностью обращаюсь к моей бабушке за возможностью побольше узнать о Герое нашей семьи.

14 сентября 1979 год. Прадеду исполнилось 65 лет
14 сентября 1979 год. Прадеду исполнилось 65 лет

Прадед избрал путь военного, путь защитника Родины. Прочитав его мемуары, я сделала для себя открытие: у прадедушки была тяга к писательству. Эта увлечённость прямо прослеживается в самом тексте, а при жизни Семён Митрофанович писал статьи и публиковался в газетах... Теперь пишу и я.

Его интерес, его заветы, его стремления живут в нас – потомках артиллериста 447-го полка, ради которых он воевал.

автор Светлана Зубкова, корреспондент пресс-службы ЮРГПУ(НПИ)

подготовлено по материалам военной биографии подполковника С.М. Синельникова, а также сайта: https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero93666156/

фото из архива семьи С.М. Синельникова


#юргпу_нпи #Победа80 #память_жива #бессмертныйполкНПИ