Найти в Дзене

Field Recording: гайд для музыкантов и звукорежиссёров, работающих в DAW (версия май 2025)

Field recording («полевaя» запись) — это способ захватить уникальные звуки окружающей среды, которые затруднительно получить из готовых библиотек в нужном качестве. Зачем клавишнику или битмейкеру? Почему многие твердят о 32‑bit float? Формат даёт огромный динамический запас. Даже если в поле вы забыли убрать гейн и сигнал «засветился», в DAW можно спокойно уменьшить уровень без клиппинга. Микрофоны Аксессуары 1. Копирование и бэкап: минимум две копии на разных носителях + облако. 2. Организация: 3. Конвертация: Не перекодируйте 32‑bit float в 24‑bit до финального мастеринга, иначе потеряете запас. 4. Чистка: 5. Нормализация: для семплов в библиотеках удобно –1 dBTP; для фоли (от англ. Foley) – оставьте реальный динамический диапазон. 1. Ударные: 2. Текстуры и пад‑слои: 3. Реверберационные импульсы: 4. Foley для видео: 5. Модульные FX‑цепи: Field recording — это инвестиция в звук, который будет только у вас. Технологии, вроде 32‑bit float, делают процесс всё доступнее, но главное оста
Оглавление
Field Recording
Field Recording

1. Зачем это нужно

Field recording («полевaя» запись) — это способ захватить уникальные звуки окружающей среды, которые затруднительно получить из готовых библиотек в нужном качестве.

Зачем клавишнику или битмейкеру?

  • Создать неповторимый саунд‑банк: шорох тормозящих трамваев, хлопки двери старого лифта, влажный амбиент соснового бора при ветре — всё это превращается в ударные, подложки или текстуры для музыки.
  • Усилить реализм треков, фолея и саунд‑дизайна.
  • Добавить «воздух» и «сцену» в перепродакшн.
  • Работать на заказ: кино, игры, VR/AR, подкасты.

2. План перед выездом

  1. Цель. Чётко сформулируйте, что именно ищете: ударные транзиенты? длинный хвост реверберации? шум толпы? скрип ворот заброшенного лагеря?
  2. Локация и время. Записывайте ночью, когда меньше транспорта; ловите рассвет, если нужен «просыпающийся» город.
  3. Чек‑лист:
  • Рекордер + запасные аккумуляторы/PowerBank/батарейки.
  • Карта памяти с запасом.
  • Ветрозащита (deadcat / Rycote).
  • Наушники закрытого типа.
  • Блокнот или мобильный диктофон для голосовых заметок метаданных.

3. Оборудование (2024‑2025)

  • Zoom H1 essential (карманный) - 32‑bit float, X/Y микрофоны, минимальный вес, подходит для быстрых «скетчей»;
  • Zoom H4 essential (универсал) - 32‑bit float, 2 XLR входа, SD‑карта, встроенные эффекты;
  • Tascam Portacapture X8 (мультитрек) - 6+2 каналов, сменные микрофонные модули, 32‑bit float, сенсорный UI, time‑code опции;
  • Zoom F8n Pro (профи-сет) - 8 входов, лу‑кадровый TC, 32‑bit float, dual A/D поток, подходит для кино.

Почему многие твердят о 32‑bit float? Формат даёт огромный динамический запас. Даже если в поле вы забыли убрать гейн и сигнал «засветился», в DAW можно спокойно уменьшить уровень без клиппинга.

Микрофоны

  • Встроенные XY/AB — достаточно для быстрых идей.
  • Стандарт XLR — добавьте пару конденсаторов (ORTF) или MS‑капсулу (mid‑side) для гибкой стереосцены.
  • Бинауральные «ушки» — наушники с капсулами внутри для иммерсивной атмосферы.

Аксессуары

  • Rycote/deadcat + blimp = защита от порывов ветра.
  • Лёгкий карбоновый штатив или «горилла».
  • Паукообразный shock‑mount.
  • SD UHS‑I V30 или выше, иначе запишете не всё.

4. Техника записи

  1. Тишина перед хлопком: всегда оставляйте несколько секунд «чистого» амбиента — это пригодится для шумоподавления.
  2. Левелинг: если пишете 24‑bit — держите пики −12…−6 dBFS. На 32‑bit float можете поставить -18 dBFS и забыть, но батареи и память не бесконечны.
  3. Резерв: дублируйте запись (Dual Rec) на −12 dB, если рекордер позволяет.
  4. Метаданные: сразу же проговорите в микрофон «15 апреля 2025 г., 6 утра, парк, пруд, утки, ORTF, 48 кГц» — через месяц это спасёт от хаоса.

5. Импорт и подготовка в DAW

1. Копирование и бэкап: минимум две копии на разных носителях + облако.

2. Организация:

  • Папки по дате / локации.
  • Префикс _BPM и ключ (если тональный материал). Хотя я чаще пишу сперва ключ, а затем уже скорость bpm, но от случая к случаю оно по-разному.

3. Конвертация: Не перекодируйте 32‑bit float в 24‑bit до финального мастеринга, иначе потеряете запас.

4. Чистка:

  • RX или Spectralayers → De‑click, De‑hum, De‑noise.
  • Вручную вырежьте громкие БПЛА и лай собак.

5. Нормализация: для семплов в библиотеках удобно –1 dBTP; для фоли (от англ. Foley) – оставьте реальный динамический диапазон.

6. Креативные применения

1. Ударные:

  • Из хлопков дверей нарезать кик‑снейр‑клапы (FL Studio → Edison/Slicex).
  • Лейеринг с синтезированным бас‑драмом, чтобы добавить органики.

2. Текстуры и пад‑слои:

  • Загрузите длинный амбиент в гранулярный Fruity Granulizer, настройте random panning + stretch = живой дрон.

3. Реверберационные импульсы:

  • Хлопок в тоннеле → обрежьте до 2‑3 сек, сохраните WAV.
  • Загрузите в Fruity Convolver или Convology XT и применяйте к синтам.

4. Foley для видео:

  • Записи шагов и одежды синхронизируйте по тайм-коду в FL Studio или Reaper с видео‑окном.

5. Модульные FX‑цепи:

  • Разделите частотные полосы (multiband split).
  • Обработайте каждую разными сатураторами, затем сведите.

7. Правовые и этические вопросы

  • В большинстве стран общественные места можно писать, но не публикуйте частные разговоры без согласия.
  • Для съёмки в заведениях потребуются permits.
  • Полезно носить бейдж «Sound Recording — Do Not Disturb».

8. Чек‑лист «вышел из дома»

  1. Рекордер заряжен?
  2. SD‑карта отформатирована?
  3. Установлена правильная частота дискретизации (48 кГц — универсально)?
  4. Ветрозащита на месте?
  5. Имя проекта/папки создано?
  6. Номер телефона на рекордере (если потеряете).

9. Заключение

Field recording — это инвестиция в звук, который будет только у вас. Технологии, вроде 32‑bit float, делают процесс всё доступнее, но главное остаётся неизменным: ваше ухо, терпение и любопытство к миру звуков. Берите рекордер и собирайте материал — именно он отличит ваш следующий трек или саунд‑дизайн от сотен других.