Найти в Дзене
Черный Крест

Классический этап: философия Платона. Учение о бытии и познании. Понятия "телеология", "субстанция"

Введение

Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.) – один из величайших философов античности, ученик Сократа и учитель Аристотеля, чьи труды заложили фундамент западной философской традиции. Платон разработал всеобъемлющую философскую систему, включающую онтологию (учение о бытии), гносеологию (теорию познания), этику, политическую философию и эстетику. В центре его философии находится знаменитая теория идей (или форм), которая решающим образом повлияла на последующее развитие философской мысли.

В отличие от натурфилософов досократического периода, Платон сосредоточился не на изучении физической природы, а на поиске вневременных, неизменных принципов бытия. Продолжая сократовский поворот к исследованию понятий и определений, Платон создал первую всеобъемлющую идеалистическую систему в истории философии.

Биография и исторический контекст

Платон родился в аристократической афинской семье. В юности он был свидетелем последних лет Пелопоннесской войны и кризиса афинской демократии. В молодости Платон встретил Сократа и стал его учеником. Казнь Сократа в 399 г. до н.э. стала для Платона глубоким потрясением и повлияла на его отношение к существующим политическим системам.

После смерти Сократа Платон совершил несколько путешествий, посетив Египет, Кирену, Южную Италию и Сицилию, где он пытался (безуспешно) реализовать свои политические идеалы при дворе сиракузских тиранов Дионисия Старшего и Дионисия Младшего.

Около 387 г. до н.э. Платон основал в Афинах философскую школу – Академию, которая просуществовала почти тысячу лет, до 529 г. н.э., когда была закрыта императором Юстинианом. В Академии преподавались философия, математика, астрономия и другие науки.

Платон оставил обширное письменное наследие, преимущественно в форме диалогов, главным действующим лицом которых чаще всего выступает Сократ (хотя многие идеи, выраженные от имени Сократа, особенно в поздних диалогах, принадлежат самому Платону).

Учение о бытии (онтология Платона)

Онтология Платона представляет собой первую развернутую идеалистическую концепцию бытия в западной философии. Ее центральным элементом является теория идей (или форм).

Теория идей (эйдосов)

В основе платоновской онтологии лежит учение об идеях (εἶδος, ἰδέα) как истинном, вечном и неизменном бытии, в противоположность чувственному, изменчивому и иллюзорному миру вещей:

1. Дуализм бытия. Платон разделяет всю реальность на два мира:

· Мир идей (эйдосов): вечный, неизменный, познаваемый только разумом

· Чувственный мир: изменчивый, преходящий, воспринимаемый чувствами

2. Характеристики идей:

· Идеи вечны и неизменны

· Они независимы от пространства и времени

· Обладают абсолютной полнотой качеств, которые они воплощают (идея красоты абсолютно прекрасна)

· Являются подлинной причиной существования и свойств чувственных вещей

· Образуют иерархию, на вершине которой находится идея Блага

3. Отношения между идеями и вещами. Платон описывает отношение между чувственными вещами и идеями через несколько понятий:

· Причастность (μέθεξις): вещи "причастны" идеям

· Подражание (μίμησις): вещи "подражают" идеям

· Присутствие (παρουσία): идеи "присутствуют" в вещах

4. Иерархия идей. Идеи образуют сложную иерархическую систему. На вершине иерархии находится идея Блага (ἡ τοῦ ἀγαθοῦ ἰδέα), которая является источником бытия и познаваемости всех остальных идей, аналогично тому, как солнце является источником света и жизни в чувственном мире.

Концепция субстанции в философии Платона

Хотя Платон не использовал термин "субстанция" (οὐσία) в том же смысле, что поздние философы, его учение об идеях заложило основу для последующего развития этого понятия:

1. Идеи как истинные сущности. Для Платона идеи являются подлинными сущностями, в отличие от преходящих вещей. Они обладают самостоятельным существованием и не зависят от чего-либо иного.

2. Неизменность и самотождественность. Ключевые характеристики субстанции – неизменность, самотождественность и независимое существование – характеризуют платоновские идеи.

3. Идеи как причины бытия. Идеи являются причинами существования и определенных качеств вещей, что также является важным аспектом понятия субстанции.

4. Развитие концепции Аристотелем. Аристотель, критикуя и развивая учение Платона, разработал более подробную концепцию субстанции (οὐσία), которая стала одним из центральных понятий западной метафизики.

Космология Платона

Космологические представления Платона, наиболее полно изложенные в диалоге "Тимей", тесно связаны с его онтологией:

1. Демиург как творец. Космос, по Платону, не возник случайно, а был создан божественным мастером, Демиургом (δημιουργός). Демиург не творит мир из ничего, а упорядочивает уже существующую материю по образцу идей.

2. Телеологическое объяснение космоса. Платон утверждает, что мир создан для блага и потому является наилучшим из возможных. Демиург при создании мира руководствовался идеей Блага.

3. Космос как живое существо. Платон рассматривает мир как единый живой организм, обладающий душой и разумом.

4. Материя (χώρα). Платон описывает материю как "восприемницу и кормилицу всякого рождения", неопределенную и бесформенную, но способную принимать формы в соответствии с идеями.

5. Геометрическая структура элементов. Элементы (огонь, воздух, вода, земля) Платон связывает с правильными многогранниками (пирамида, октаэдр, икосаэдр, куб), что представляет собой первую попытку математического описания физической реальности.

Учение о познании (гносеология Платона)

Гносеология Платона неразрывно связана с его онтологией: характер познания определяется характером объекта, который познается.

Виды познания

Платон различает несколько видов познания, соответствующих различным уровням реальности:

1. Мнение (δόξα) – познание чувственно воспринимаемых вещей:

· Предположение или воображение (εἰκασία) – познание образов и теней вещей

· Вера (πίστις) – познание самих чувственных вещей

2. Знание (ἐπιστήμη) – познание идей (эйдосов):

· Рассудок (διάνοια) – дискурсивное, рассуждающее познание, как в математике

· Разум (νόησις) – непосредственное, интуитивное постижение идей

Эту структуру познания Платон иллюстрирует в "Государстве" с помощью аналогии с "разделенной линией" (γραμμὴ διχὰ τετμημένη), где каждый сегмент линии соответствует определенному виду познания и соответствующему классу объектов.

Теория припоминания (анамнезис)

Для объяснения того, как душа может познавать идеи, недоступные чувственному восприятию, Платон разрабатывает теорию припоминания (ἀνάμνησις):

1. Предсуществование души. Душа существовала до своего воплощения в теле и непосредственно созерцала идеи.

2. Забвение. При рождении душа забывает непосредственное знание идей.

3. Познание как припоминание. Встречаясь с несовершенными подобиями идей в чувственном мире, душа "припоминает" соответствующие идеи.

4. Роль диалектики. Платоновский метод диалектики помогает душе припомнить забытое знание через систематическое исследование понятий и их взаимосвязей.

Теория припоминания представлена в диалогах "Менон" (знаменитый пример с рабом, который "вспоминает" геометрические истины) и "Федон".

Аллегория пещеры

Знаменитая аллегория пещеры из VII книги "Государства" представляет собой наглядную иллюстрацию платоновской гносеологии:

1. Узники в пещере, прикованные так, что видят только тени на стене, символизируют обычных людей, принимающих тени (мнения, иллюзии) за реальность.

2. Освобождение узника и его болезненный выход из пещеры на свет представляет собой процесс философского образования.

3. Солнечный свет символизирует идею Блага, которая является источником познаваемости всех идей.

4. Возвращение в пещеру и непонимание со стороны других узников показывает трудности, с которыми сталкивается философ, пытающийся передать свое знание обществу.

Диалектика как метод познания

Для достижения истинного знания Платон разрабатывает метод диалектики (διαλεκτική), который представляет собой развитие сократовского метода:

1. Определение понятий через указание их родовых и видовых признаков.

2. Разделение (деление) понятий на логические части и классы.

3. Восхождение от частных форм к более общим.

4. Синоптическое видение – способность видеть единство во множестве и множество в единстве.

5. Гипотетический метод – выдвижение и проверка гипотез путем выведения следствий.

Диалектика, по Платону, представляет собой вершину познания, позволяющую постичь связи между идеями и в конечном счете – идею Блага.

Телеология в философии Платона

Телеология (от греч. τέλος – "цель" и λόγος – "учение") – учение о целевой причинности, о целесообразности бытия. Телеологический подход противостоит механистическому, который объясняет явления только через действующие причины.

Телеологический принцип в онтологии Платона

Телеология пронизывает всю платоновскую систему:

1. Идея Блага как высшая цель. На вершине иерархии идей находится идея Блага, которая является не только причиной бытия и познаваемости других идей, но и целью, к которой всё стремится.

2. Целесообразность космоса. В "Тимее" Платон утверждает, что мир создан по модели совершенного живого существа и для блага: "Он [демиург] был благ, а у благого не может возникнуть никакой зависти к чему бы то ни было. Будучи чужд зависти, он пожелал, чтобы всё возникло как можно более подобным ему самому".

3. Телеологическое объяснение в противовес механистическому. В диалоге "Федон" Платон критикует натурфилософов за то, что они объясняют явления только через материальные причины, игнорируя целевые. Через Сократа он говорит: "Одно дело — подлинная причина, а другое — то, без чего причина не могла бы быть причиной".

4. Природа как целесообразное устройство. Платон рассматривает природу не как результат случайных процессов, а как реализацию разумного замысла. Природные процессы направлены к определенным целям, которые соответствуют идеям.

5. Душа как самодвижущееся начало. Душа, согласно Платону, является источником целенаправленного движения в мире. В диалоге "Федр" он определяет душу как "то, что движет само себя", противопоставляя ее механическому движению.

Телеология в этике и политической философии

Телеологический подход распространяется и на платоновскую этику и политическую философию:

1. Благо как цель человеческой жизни. Человеческая жизнь должна быть направлена к достижению блага, что требует познания идеи Блага.

2. Добродетель как достижение целесообразного состояния души. Добродетель понимается как гармония и правильное соотношение частей души, где каждая часть выполняет свою функцию.

3. Государство как реализация идеи справедливости. Идеальное государство Платона организовано в соответствии с идеей справедливости, которая предполагает, что каждый элемент общества выполняет свою естественную функцию.

Влияние платоновской телеологии

Телеологический подход Платона оказал огромное влияние на последующую философию:

1. Аристотель развил телеологию Платона, сделав понятие цели (τέλος) центральным элементом своей метафизики и этики.

2. Неоплатонизм усилил телеологические аспекты платоновской философии, развив идею эманации и возвращения всего сущего к Единому.

3. Христианская философия адаптировала платоновскую телеологию, интерпретируя идею Блага как Бога и рассматривая мир как созданный для божественной цели.

4. Современная критика. В Новое время телеологический подход Платона подвергся критике со стороны механистической науки, но интерес к телеологии возродился в философии биологии и этике.

Критика и развитие идей Платона

Критика платоновской онтологии

Платоновская теория идей уже в античности подверглась серьезной критике:

1. Аристотель выдвинул ряд аргументов против теории идей в "Метафизике", в частности, аргумент "третьего человека": если для объяснения сходства между конкретными людьми мы вводим идею человека, то для объяснения сходства между идеей человека и конкретными людьми потребуется "третий человек", и так до бесконечности.

2. Проблема соотношения идей и вещей. Понятия "причастности", "подражания" и "присутствия", используемые Платоном для объяснения связи между идеями и вещами, остаются метафорическими и не дают ясного решения проблемы.

3. Историческое развитие критики. Последующие философские школы (стоики, эпикурейцы) критиковали платоновский дуализм, предлагая более монистические онтологии.

Влияние на последующую философию

Несмотря на критику, философия Платона оказала огромное влияние на последующее развитие философской мысли:

1. Неоплатонизм (Плотин, Прокл) развил и систематизировал платоновское учение, сделав акцент на его мистических и религиозных аспектах.

2. Христианская философия (Августин, Боэций) адаптировала многие элементы платонизма для обоснования христианских догматов.

3. Ренессансный платонизм (Фичино, Пико делла Мирандола) возродил интерес к платоновской философии и способствовал её интеграции в культуру Возрождения.

4. Немецкий идеализм (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) можно рассматривать как продолжение и трансформацию платоновской идеалистической традиции.

5. Современная философия продолжает обращаться к Платону, находя в его учении источник вдохновения для решения современных проблем в области метафизики, эпистемологии, этики и политической философии.

Заключение

Философия Платона представляет собой первую всеобъемлющую идеалистическую систему в истории западной мысли. Его учение о бытии, центрированное на теории идей, предлагает решение фундаментальных проблем онтологии через постулирование двух уровней реальности: вечного мира идей и изменчивого чувственного мира.

Гносеология Платона, тесно связанная с его онтологией, разделяет познание на мнение (о чувственном мире) и знание (об идеях), развивая теорию припоминания для объяснения возможности познания идей человеческой душой.

Телеологический принцип пронизывает всю платоновскую систему, от космологии до этики, постулируя Благо как высшую цель, к которой стремится всё сущее. Этот подход оказал огромное влияние на последующее развитие телеологической мысли в западной философии.

Понятие субстанции, хотя и не разработанное Платоном эксплицитно, имплицитно присутствует в его учении об идеях как истинных, неизменных и самотождественных сущностях, служащих причиной бытия чувственных вещей.

Несмотря на критику со стороны последующих философов, учение Платона о бытии и познании остается одним из самых влиятельных в истории философии, продолжая вдохновлять и стимулировать философскую мысль на протяжении более двух тысячелетий