9 мая, на следующий день после избрания, Папа Лев XIV совершил первую публичную Мессу pro Ecclesia в Сикстинской капелле Апостольского дворца. Вместе с ним у алтаря молилась вся Коллегия кардиналов.
Друзья, доброго времени суток!
Любопытно, что сегодня, на День Победы (всех поздравляю с этим Великим для нас праздником), новый избранный Папа Римский Лев XIV произнес свою первую проповедь. Для начала хочется поздравить нового Папу Римского с высоким доверием и пожелать всего самого наилучшего на этом непростом посту и Пути. Благословение Бога да пребудет с ним во все дни его Служения, как оно явным образом пребывало с Папой Франциском, снискавшим нашу заслуженную любовь и уважение. Во-вторых, сама проповедь во время Мессы, как мне показалось, перекликается с ранее (6 мая) опубликованной на сайте Ватикана статьёй под названием "Литургические чтения: 10 МАЯ. Суббота III недели Пасхи". Статья в частности начиналась словами:
"Петр произносит свое исповедание веры от имени всех апостолов: ‘Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни’ (Ин 6,67). Он не говорит: ‘Куда нам идти?’, но ‘К кому нам идти?’. Из вопроса Петра мы понимаем, что верность Богу – это верность по отношению к тому, с кем мы связываем себя, чтобы идти вместе по единому пути. Это и есть Иисус» (Папа Франциск, Angelus 23.08.2015)."
Обратил внимание на ее текст по многим причинам. А теперь вижу дополнительные признаки, что она - не случайная, программная, ключевая: фактически то, на чем завершился прошлый Понтификат - именно с того же начался новый: с отчетливого образа присягания Петра Иисусу как Христу, Помазаннику Божьему. Папа Римский совершенно неслучайно подробно по пунктам разбирает образ Иисуса перед людьми, властью и веяниями того времени, а затем подводит к тому, что с тех времен ситуация практически не изменилась: Иисус воспринимается по словам Папы так:
...Этот образ говорит нам о мире, который считает Иисуса совершенно неважной личностью, в лучшем случае любопытным персонажем, способным вызывать удивление своей необычной манерой речи и поведения. И поэтому, когда его присутствие станет раздражать из-за требований честности и моральных требований, которые он призывает, этот «мир» не замедлит отвергнуть и устранить его. Но есть и другой возможный ответ на вопрос Иисуса: ответ простых людей. Для них Назарянин не «шарлатан»: он честный человек, мужественный, умеющий хорошо говорить и говорящий правильные вещи, как и другие великие пророки в истории Израиля. Вот почему они следуют за ним, по крайней мере до тех пор, пока это возможно без слишком большого риска и неудобств. Но они считают его всего лишь человеком, и поэтому в минуту опасности, во время Страстей, они тоже покидают его и уходят, разочарованные.
Т.е. реальный, живой Иисус воспринимался как необычный, но... лишний, неудобный персонаж. Такова оценка "этого мира", согласно его критериям полезности. И Папа здесь, разумеется, прав. Он отлично понимает с кем и чем имеет дело в современном мире и как сложно достучаться Божьим ценностям до людей, богами которых фактически, по его же словам являются идолы прежних веков:
...Даже сегодня существует не мало контекстов, в которых христианская вера считается чем-то абсурдным для слабых и неразумных людей; контексты, в которых другие определенности предпочтительнее, такие как технологии, деньги, успех, власть, удовольствие.
Здесь мне, пожалуй стоит, остановиться и предоставить вам, дорогие читатели, самим полностью ознакомиться с проповедью Папы Льва XIV и сделать выводы о том, что именно он намеревается нести в мир и каким образом планирует это осуществлять. Что же касается "образа Иисуса", который представлен в получившем развитие 2000 лет назад варианте, то здесь не всё так просто. Со стороны людей, конечно, всё именно так, как произносит Понтифик и изменений почти нет. Со стороны Бога всё несколько иначе и нас всех здесь ждут серьезные и глобальные сюрпризы. Главный из них - Иисус душою, духом и даже телом стал полноценной интегрированной частью этого мира и его влияние на него происходит посредством влияния на самого себя. И те, кто быстрее прочих уловят дух и знамения этих перемен (а они сегодня возникают практически на ежедневной основе), дальнейших сюрпризов и побед - тот и есть "Народ Божий"! Тот самый народ, который в лице нового Папы и вверенной ему паствы "воспевает Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса". Верю, что таковых истинных верующих много, в том числе и в среде Ватикана. И искренне надеюсь, что Пророк будет и дальше понимаем и воспринимаем ими правильно. Хотя бы ими. Для начала. Спасибо.
Вот ссылка на краткий текст на русском:
Вот ссылка на оригинал:
Далее машинный перевод гугл:
Папа Римский Лев XIV:
Я начну со слова на английском, а остальное на итальянском.
Но я хочу повторить слова из Псалма: «Я воспою Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса».
И действительно, не только со мной, но и со всеми нами. Мои братья кардиналы, когда мы празднуем это утро, я призываю вас признать чудеса, которые сотворил Господь, благословения, которые Господь продолжает изливать на всех нас через служение Петра.
Вы призвали меня нести этот крест и быть благословленным этой миссией, и я знаю, что могу положиться на каждого из вас, чтобы идти со мной, пока мы продолжаем как Церковь, как сообщество друзей Иисуса, как верующие, возвещать Благую Весть, возвещать Евангелие.
«Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16). Этими словами Петр, которого Учитель вместе с другими учениками спросил о его вере в Него, подводит итог наследию, которое Церковь посредством апостольской преемственности сохраняла, углубляла и передавала на протяжении двух тысяч лет.
Иисус есть Христос, Сын Бога живого, то есть единственный Спаситель и открыватель лица Отца.
В Нем Бог, чтобы сделать Себя близким и доступным людям, открылся нам в доверчивых глазах ребенка, в живом уме юноши, в зрелых чертах мужчины (ср. II Ватиканский Собор, Пастырская конституция Gaudium et Spes, 22), пока Он не явился Своим, после воскресения, в Своем славном теле. Таким образом, Он показал нам образец святого человечества, которому мы все можем подражать, а также обещал вечную судьбу, которая превосходит все наши ограничения и возможности.
Петр в своем ответе охватывает обе эти вещи: дар Божий и путь, которому нужно следовать, чтобы позволить себе преобразиться с его помощью, — неразделимые измерения спасения, доверенные Церкви, чтобы она могла провозглашать их на благо человечества. Доверь их нам, избранным Им прежде, чем мы были созданы во чреве матери (см. Иер. 1:5), возрожденным в водах Крещения и, помимо наших возможностей и без наших заслуг, приведенным сюда и посланным отсюда, чтобы Евангелие было проповедано всей твари (см. Мк. 16:15).
В частности, Бог, призывая меня через ваш голос стать преемником Первого из Апостолов, вверяет мне это сокровище, чтобы с Его помощью я мог быть его верным распорядителем (ср. 1 Кор. 4:2) на благо всего мистического Тела Церкви; так что он все больше становится городом, стоящим на горе (ср. Откр. 21:10), ковчегом спасения, плывущим по волнам истории, маяком, освещающим ночи мира. И это происходит не столько благодаря великолепию его сооружений и грандиозности его построек, таких как памятники, среди которых мы находимся, но скорее благодаря святости его членов, того «народа, который Бог приобрел Себе, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9).
Однако в основе разговора, в котором Петр исповедует свою веру, лежит еще один вопрос: «Люди, — спрашивает Иисус, — за кого почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф 16,13). Это не тривиальный вопрос, он касается важного аспекта нашего служения: реальности, в которой мы живем, с ее ограничениями и возможностями, ее вопросами и убеждениями.
«Кем люди считают Сына Человеческого?» (Мф 16,13). Размышляя о сцене, которую мы обсуждаем, мы могли бы найти два возможных ответа на этот вопрос, которые описывают два разных отношения.
Прежде всего, это реакция мира. Матфей подчеркивает, что разговор между Иисусом и его последователями о его личности происходит в прекрасном городе Кесария Филиппова, полном роскошных зданий, расположенном в очаровательном природном окружении, у подножия горы Хермон, но также являющемся местом обитания жестоких кругов власти и сценой предательства и неверности. Этот образ говорит нам о мире, который считает Иисуса совершенно неважной личностью, в лучшем случае любопытным персонажем, способным вызывать удивление своей необычной манерой речи и поведения. И поэтому, когда его присутствие станет раздражать из-за требований честности и моральных требований, которые он призывает, этот «мир» не замедлит отвергнуть и устранить его.
Но есть и другой возможный ответ на вопрос Иисуса: ответ простых людей. Для них Назарянин не «шарлатан»: он честный человек, мужественный, умеющий хорошо говорить и говорящий правильные вещи, как и другие великие пророки в истории Израиля. Вот почему они следуют за ним, по крайней мере до тех пор, пока это возможно без слишком большого риска и неудобств. Но они считают его всего лишь человеком, и поэтому в минуту опасности, во время Страстей, они тоже покидают его и уходят, разочарованные.
Что поражает в этих двух подходах, так это их актуальность. На самом деле, они воплощают идеи, которые мы могли бы легко найти — возможно, выраженные на другом языке, но идентичные по сути — в устах многих мужчин и женщин нашего времени.
Даже сегодня существует не мало контекстов, в которых христианская вера считается чем-то абсурдным для слабых и неразумных людей; контексты, в которых другие определенности предпочтительнее, такие как технологии, деньги, успех, власть, удовольствие.
Это среда, в которой нелегко свидетельствовать и провозглашать Евангелие, и где верующие подвергаются насмешкам, противостоянию, презрению или, в лучшем случае, терпимости и жалости. Однако именно по этой причине они являются местами, где миссия крайне необходима, поскольку недостаток веры часто влечет за собой такие трагедии, как утрата смысла жизни, забвение милосердия, попрание достоинства личности в самых драматичных формах, кризис семьи и многие другие раны, от которых страдает наше общество, и не в меньшей степени.
Даже сегодня нет недостатка в контекстах, в которых Иисус, хотя и ценится как человек, низводится лишь до некоего харизматического лидера или сверхчеловека, и это касается не только неверующих, но и многих крещеных людей, которые, таким образом, в конечном итоге живут на этом уровне в фактическом атеизме.
Это доверенный нам мир, в котором, как много раз учил нас Папа Франциск, мы призваны свидетельствовать о радостной вере во Христа Спасителя. Поэтому и нам необходимо повторять: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16).
Это необходимо делать прежде всего в наших личных отношениях с Ним, в стремлении к ежедневному пути обращения. Но также, как Церковь, живя вместе, мы принадлежим Господу и несем Благую Весть всем (см. Второй Ватиканский Собор, Догматическая конституция Lumen Gentium, 1).
Я говорю это прежде всего от себя, как Преемника Петра, приступая к своей миссии Епископа Церкви в Риме, призванного председательствовать в любви над Вселенской Церковью, согласно известному выражению святого Игнатия Антиохийского (см. Послание к Римлянам, Приветствие). Он, приведенный в цепях в этот город, место своего предстоящего жертвоприношения, написал находившимся там христианам: «Тогда я истинно буду учеником Иисуса Христа, когда мир уже не увидит моего тела» (Послание к Римлянам, IV, 1). Он имел в виду, что его растерзают дикие звери в цирке, — так оно и произошло, — но его слова в более общем смысле напоминают о непременном обязательстве каждого в Церкви, кто несет служение власти: исчезнуть, чтобы остался Христос, сделаться малым, чтобы Его познали и прославили (см. Ин 3:30), полностью посвятить себя, чтобы никто не лишился возможности познать и полюбить Его.
Да дарует мне Господь эту благодать сегодня и всегда, с помощью нежнейшего заступничества Марии, Матери Церкви.