Найти в Дзене

Игрушка для богача или наглядное пособие для грешника? Загадки и механизмы 'Chaussure à patin.

Представьте, обычный с виду башмачок из прошлого… А теперь забудьте всё, что представили! Эта штуковина из Лувра – настоящий квест из XVII века, вырезанный в слоновой кости. Открываешь одну панельку – библейская сцена, другую – выскакивает демон! Готовы заглянуть внутрь и узнать, какой путь от Рая до самого Ада зашифровал там неизвестный гений? Обещаю, будет интересно.

В 1650 году, когда на подошве этого костяного башмачка была вырезана дата, Европа все еще ощущала горький привкус Тридцатилетней войны. Воздух был густо пропитан запахом пороха и ferventной верой, а границы между земным и небесным, спасением и проклятием казались опасно тонкими. Именно в это время, в Германии или Нидерландах, неизвестный мастер взял в руки бивень слона, прибывший по опасным торговым путям, и начал вырезать не просто украшение, а своего рода визуальную проповедь, микрокосм надежд и страхов своего времени. Каждый скрытый механизм, каждая крошечная фигурка этого артефакта – это эхо мира, отчаянно ищущего смысл среди хаоса.

-2

С первого взгляда он пленяет изяществом. Небольшой, длиной всего в двадцать с небольшим сантиметров, башмачок на платформе, вырезанный из молочно-белой слоновой кости, кажется дорогой игрушкой или причудливым аксессуаром модника середины XVII века. Тончайшая работа резчика оживляет его поверхность: здесь и подобие вышивки, и крупная розетка, и перламутровые вставки, мерцающие призрачным светом.

-3

Датированный 1650 годом и созданный анонимным гением где-то на землях Германии или Нидерландов, этот предмет хранит в себе куда больше, чем можно предположить. Он – шкатулка Пандоры христианского мира, открывающаяся неспешно, слой за слоем, обнажая перед изумленным зрителем целую вселенную верований, страхов и надежд той далекой эпохи.

-4

Внешний мир, запечатленный на поверхности башмака, полон блеска и суеты. Кажется, сама жизнь бьет ключом: горделиво гарцует король, символизируя земную власть; виднеется корабль, готовый отправиться в рискованное плавание за богатством или славой; разложены военные трофеи, напоминающие о битвах и триумфах.

-5
Но эта мирская помпа обманчива. Внезапно, из искусно скрытого потайного люка на пружине выскакивает ухмыляющийся демон – гротескное напоминание о вездесущности зла, о тонкой грани между видимым благополучием и скрытой угрозой.

Перевернем башмак. Его подошва – не просто основание, а первая глава этого костяного повествования. Здесь выгравирована дата – "1650" – и гербы, возможно, ключ к разгадке личности первого владельца. Под каблуком, местом, попирающим землю, изображен Самсон, ветхозаветный силач, одолевающий филистимлянина.

-6

Этот образ символизирует победу праведности над врагами веры, торжество духа над плотью. Далее, под сводом стопы, разворачивается драма грехопадения: вот Ева, только что сотворенная из ребра Адама; вот они оба у запретного Древа Познания; и, наконец, их изгнание из Эдемского сада – первородный грех, открывший врата страданиям и смерти в мир.

-7
-8
-9
-10

Рядом с этими сценами – крылатые песочные часы, безжалостный символ memento mori, напоминание о том, что время человеческой жизни скоротечно, а смерть, вошедшая в мир через ослушание первых людей, неминуема.

Путешествие во внутренний мир башмака начинается с открытия его основной части. Подобно диптиху, он распахивается, и взору предстают новые рельефы. С одной стороны – Жертвоприношение Исаака. Напряженная сцена, где вера Авраама подвергается страшному испытанию, а ангел в последний момент останавливает занесенную над сыном руку, служит мощным символом послушания Божьей воле и грядущей искупительной жертвы Христа.

-11

Напротив – многофигурная композиция Страшного Суда, где праведники обретают вечное блаженство, а грешники низвергаются в ад. Но и это лишь преддверие к еще более сокровенным тайнам.

Эти первые рельефы сами служат створками, скрывающими следующие уровни. Под изображением Жертвоприношения Исаака обнаруживается нарисованная сцена Распятия. Возможно, она осталась незавершенной, и эта деталь добавляет загадочности: то ли мастер не успел закончить работу, то ли в этом был особый символический замысел, подчеркивающий непреходящее значение этого события.

-12

Вторая створка, прикрытая Страшным Судом, скрывает на своей оборотной стороне целый калейдоскоп христианских образов: Бичевание Христа, напоминающее о Его страданиях; Стигматизация Святого Франциска Ассизского, обретшего на своем теле знаки Христовых ран как высшее проявление сопереживания и святости; и нежный образ Мадонны с Младенцем – символ надежды и божественной любви.

За этой створкой расположены два крошечных, вращающихся друг над другом барабана. На них вырезаны миниатюрные фигурки мужчин и женщин, среди которых вновь появляется демон, – возможно, это аллегории мирских соблазнов или сцены морального выбора, перед которым постоянно оказывается человек.

Но самая поразительная тайна башмачка прибережена напоследок. Внутри, в глубине, виднеется небольшая ажурная решетка, похожая на оконце исповедальни. Если сдвинуть и ее, срабатывает еще один пружинный механизм, и из недр артефакта с неожиданной резкостью выскакивает крошечная, но ужасающая скульптурная группа: два демона с искаженными злобой лицами волокут несчастного грешника прямиком в зубастую пасть Левиафана – библейского чудовища, олицетворяющего адские глубины.

Все эти фигурки ярко расписаны, что усиливает драматизм и без того шокирующей сцены. Это кульминация всего повествования – наглядное и безжалостное предостережение о последствиях греховной жизни.

Кто и зачем создал этот сложнейший механизм, это "богословие в слоновой кости"?

-14

Середина XVII века – время расцвета так называемых Kunstkammer, кабинетов редкостей, где состоятельные коллекционеры собирали удивительные творения природы и человеческих рук. Наш башмак идеально вписался бы в такую коллекцию, поражая воображение хитроумными механизмами и тонкостью работы. Одновременно он мог служить и предметом для частной девоциональной практики – объектом для глубокой медитации, где каждый элемент, каждая открывающаяся сцена побуждали к размышлениям о вере, грехе, покаянии и спасении. Слоновая кость, дорогой и экзотический материал, подчеркивала ценность и значимость предмета.

В 1845 году этот шедевр приобрел Александр-Шарль Соважо, страстный французский коллекционер, чей "Livre d'achat" (Книга покупок) сохранил запись: "модель башмака с платформой времен Людовика XIII из резной слоновой кости, 1675 (ошибка в датировке) / 90 франков". Уже в 1856 году, благодаря его щедрому дару, башмачок оказался в Лувре, где и поныне продолжает удивлять и волновать посетителей.

-15

Он стоит в тишине музейного зала, этот костяной башмак, уже почти четыре столетия безмолвно рассказывая свою историю. Историю о мире, где вера была столь же реальна, как хлеб насущный, а страх перед адскими муками – ощутим почти физически. Он напоминает о времени, когда искусство не только услаждало взор, но и служило проводником к самым глубоким вопросам человеческого бытия.

И сегодня, вглядываясь в его миниатюрные сцены, мы можем попытаться услышать эхо той эпохи, почувствовать напряженную духовную жизнь людей, для которых этот башмачок был чем-то неизмеримо большим, чем просто искусная безделушка. Он был картой их моральной вселенной, где каждый шаг имел значение, а путь мог привести как к вечному свету, так и в непроглядную тьму. Какую из скрытых створок этого артефакта нашей собственной души мы решаемся открыть сегодня?

Косвенные, но все же факты.

Символизм обуви: В христианской иконографии обувь иногда символизировала паломничество, готовность следовать по духовному пути или, наоборот, оставление мирской жизни (как при снятии обуви перед входом в святое место).

Мастера по слоновой кости: В XVII веке центрами искусной резьбы по слоновой кости в Европе были Фландрия, Германия и Италия. Мастера часто работали при дворах или для церкви, создавая как религиозные, так и светские предметы роскоши.

"Патин" (Pattens): Башмаки на платформе (патины) были популярны в Европе с XIV по XVII век. Изначально они служили практической цели – защищать дорогую обувь и ноги от грязи и нечистот на улицах. Со временем они также стали элементом моды.

Механические диковины: XVII век был эпохой увлечения автоматами и сложными механизмами. Многие из них создавались для развлечения аристократии и демонстрации технического прогресса, но, как видно на примере башмака, механика могла служить и религиозно-дидактическим целям.

Александр-Шарль Соважо (1781-1860): Подаривший башмак Лувру, был известным французским художником, скрипачом и коллекционером, особенно ценившим предметы средневекового и ренессансного искусства. Его коллекция, переданная Лувру, значительно обогатила музей.

Читать также...