Найти в Дзене
SMM и Маркетинг

SWOT-анализ

Оглавление

Многие слышали о SWOT анализе, но мало кто знает когда его стоит
применять и для каких целей. Сегодня мы кратко затронем эту тему,
разберем для чего стоит использовать данный анализ, его достоинства и
недостатки, а также рассмотрим как самостоятельно провести его. В конце
статьи вы найдете шаблон для SWOT анализа и краткий пример из практики.

Задачи SWOT анализа

SWOT анализ помогает определять внешние и внутренние факторы, которые влияют на развитие бизнеса. К внутренним факторам относятся: сильные и слабые стороны проекта. К внешним же факторам относятся: возможности и угрозы.

С помощью анализа появляется четкое понимание ситуации в компании. На основе полученных данных мы можем разработать эффективную стратегию, которая позволит сократить риски и даст преимущества.

Основные задачи SWOT анализа:
— Определить сильные и слабые стороны компании;
— Определить возможные угрозы и точки роста для проекта;
— Определить, как компания может использовать сильные стороны против возможных неконтролируемых угроз;
— Определить направления развития компании;
— Адаптироваться к изменениям;
— Оценить риски.

Достоинство и Недостатки

У SWOT анализа есть как свои плюсы, так и минусы, которые необходимо знать. К достоинствам данного анализа можно отнести следующее:
— SWOT можно применить в разных сферах (бизнес, блог, услуги, товары и тд);— При данном типе нет ограничений в выборе элементов для анализа (например, можно провести анализ услуги только с точки зрения премиум клиента);
— Данный анализ можно сделать как для планирования на длительный срок, так и для быстрой оценки ситуации;
— Не требует специальных знаний и выполнить может любой человек.

Хотя данный анализ многофункционален и прост в работе, существуют определенные минусы. К недостаткам можно отнести следующее:
— SWOT отражает ситуацию здесь и сейчас, и в случае появления новых факторов, данный анализ необходимо проводить вновь;
— Нет конкретики, в итоге мы получаем лишь общую картину и шаги для достижений целей необходимо разрабатывать отдельно;
— При анализе много зависит от специалиста (аналитика) и от точности данных, которыми он располагает. Очень легко допустить ошибку.

Как сделать SWOT-анализ

Перед началом анализа необходимо поставить цель, для чего вы решили провести его. После того как вы обозначили цель, необходимо создать таблицу 2x2. Она состоит из четырех элементов - Сильные стороны (Strength), Слабые стороны (Weaknesses), Возможности (Opportunities) и Угрозы (Threats). В конце раздела вы найдете шаблон и пример SWOT анализа.

-2

Теперь нам необходимо провести анализ компании и заполнить таблицу. Если вам сложно выделить ключевые факторы для каждой области, то вы можете ответить на ряд вопросов, которые помогут вам в этом.

Strengths (Сильные стороны) — факторы, которые проект делает отлично, и (или) что отличает вас от конкурентов.
— Какие у вас есть преимущества относительно конкурентов?
— Какие особые характеристики у вашей продукции?
— Чем вы отличаетесь от конкурентов?
— Какие бизнес-процессы считаются успешными?
— Каких ресурсы есть у вас, но нет у конкурентов?
— Почему клиенты выбирают именно вас?
— Что вашей аудитории нравится в вашем проекте?
— Какие ценности движут проектом?
— В чем заключается ваше уникальное торговое предложение (УТП)?

Weaknesses (Слабые стороны) — это недостатки проекта, то, что затрудняет развитие, мешает быть конкурентоспособным или (и) факторы, которые являются сильной стороной ваших конкурентов.

— В чем преимущество конкурентов перед вашей компанией?
— Что вашей аудитории НЕ нравится в вашем проекте?
— Какие процессы необходимо улучшить?
— Какие ресурсы есть у конкурентов, которых нет у вас?
— Что нужно компании, чтобы быть конкурентоспособным?
— Какие есть недостатки маркетинга, рекламы, социальных сетей?
— Что ваша компания могла бы делать лучше?
— Какие факторы часто упоминаются в отрицательных отзывах?
— Почему клиенты отменяют заказы или уходят ни с чем?

Opportunities (Возможности) — это внешние факторы, которые могут повлиять на рост проекта.

— Какие события могут повлиять на развитие?
— Какие тренды появляются в индустрии?
— Есть ли рост спроса на ваш продукт?
— Как можно улучшить процессы компании?
— Как можно увеличить лояльность аудитории?
— Эффективно ли распределяются ресурсы проекта?
— Какие ресурсы и инструменты используются не на полную?
— Какие каналы продвижения работают, а какие не были затронуты ни разу?
— Что нужно сделать для увеличения узнаваемости и количество продаж ?
— Ожидаются изменения в законодательстве (новые законы или изменения старых), которые могут положительно отразиться на развитии компании?

Threats (угрозы) — все факторы, которые могут повлиять отрицательно на проект вне проекта.

— Есть ли серьезные изменения в сфере вашего проекта?
— Ожидаются изменения в законодательстве (новые законы или изменения старых), которые могут отрицательно отразиться на развитии компании?
— Есть ли снижение спроса на ваш продукт?
— Кто ваш главный конкурент (существующий или потенциальный)?
— Какие факторы могут стать риском для проекта?
— Какие факторы (события/проблемы) могут повлечь снижение прибыли?
— В каком случае может быть нанесен вред вашему проекту?
— Как на ваш проект влияет политическая ситуация в мире/стране?

После того как мы выделили сильные и слабые стороны, а также выяснили
возможные угрозы и точки роста, приступаем к анализу и подведем итоги.
Для удобства заполним дополнительную таблицу.

-3

Разберем каждый блок более подробно:

  1. S+O (Сильные стороны + Возможности) - здесь нам необходимо выделить те факторы, которые помогут компании стать еще лучше.
  2. W+O (Слабые стороны + Возможности) - в данном блоке нам необходимо ответить на вопрос - как можно уменьшить или вовсе устранить слабые стороны.
  3. S+T (Сильные стороны + Угрозы) - здесь нам необходимо выделить сильные стороны, которые помогут защитить компанию от угроз
  4. W+T (Слабые стороны + Угрозы) - в данном блоке нам нужно выделить самые слабые места и понять, как можно снизить влияние на них.

На основе полученной информации можно разработать план действий и вносить корректировки в работу компании. Также стоит провести повторный SWOT анализ, чтобы сравнить результат спустя некоторое время (от 3 до 6 месяцев). Ниже вы сможете найти шаблон и пример SWOT анализа для юридического центра.

Скачать:
Шаблон таблицы:
Яндекс | Telegram
Пример в высоком разрешении:
Яндекс

Пример SWOT-анализа юридической фирмы за 2021 год
Пример SWOT-анализа юридической фирмы за 2021 год

Вывод

SWOT - это простой и очень эффективный инструмент для выявления сильных и слабых сторон проекта. Данный анализ дает возможность усилить свое положение на рынке и быть более конкурентоспособным. Так же SWOT анализ позволяет определить точки роста и покажет возможные угрозы, которые можно минимизировать.

Еще больше статей:
Сайт -
https://mikesatou.com/
Telegram -
https://t.me/mike_satou
VK -
https://vk.com/mike_satou