Найти в Дзене
Культурный рассвет

Боевые киносборники - уникальный жанр советского кино времен войны

В честь большого и важного праздника хочется вспомнить, что столь драматическое событие в жизни советского общества, как Великая Отечественная война, не могло не породить необычных форм искусства, которых в таком виде до него не существовало. Для кино СССР такой формой стали боевые киносборники. С формальной точки зрения любой боевой киносборник представлял собой альманах из нескольких короткометражных сюжетов. Но уникальным для истории кинематографа этот жанр делало разнообразие форм, стилей и жанров, содержащихся внутри любого такого сборника. И действительно, чего там только нет! Например, знаменитый герой Максим из "Трилогии о Максиме" Козинцева и Трауберга (народного хита 1930-х годов) буквально сходит с экрана, чтобы поговорить со зрителями. Чапаев, уплывая от белогвардейских пуль в 1919-м, не тонет, как в оригинальном фильме братьев Васильевых, а выплывает из реки в 1941-м, чтобы помочь новому поколению красноармейцев бить немца. Есть и небольшая новелла про Гитлера, к котором

В честь большого и важного праздника хочется вспомнить, что столь драматическое событие в жизни советского общества, как Великая Отечественная война, не могло не породить необычных форм искусства, которых в таком виде до него не существовало. Для кино СССР такой формой стали боевые киносборники.

С формальной точки зрения любой боевой киносборник представлял собой альманах из нескольких короткометражных сюжетов. Но уникальным для истории кинематографа этот жанр делало разнообразие форм, стилей и жанров, содержащихся внутри любого такого сборника. И действительно, чего там только нет!

Например, знаменитый герой Максим из "Трилогии о Максиме" Козинцева и Трауберга (народного хита 1930-х годов) буквально сходит с экрана, чтобы поговорить со зрителями.

Чапаев, уплывая от белогвардейских пуль в 1919-м, не тонет, как в оригинальном фильме братьев Васильевых, а выплывает из реки в 1941-м, чтобы помочь новому поколению красноармейцев бить немца.

Есть и небольшая новелла про Гитлера, к которому является, - кто бы вы думали? - тевтонский рыцарь из "Александра Невского" Сергея Эйзенштейна (отсылка также подчеркивается узнаваемым саундтреком Прокофьева), только весь в озёрной тине, и говорит Адольфу, что они (тевтонцы, стало быть) избрали фюрера "почетным утопленником". А были эпизоды, когда художественный вымысел уступал место реальности, и с аудиторией через интервью говорили простые бойцы РККА, с которыми корреспонденты общались на фронте.

Всего подобных сборников за войну вышло 12 штук.

В разработке каждого участвовали как режиссеры первой величины вроде Герасимова, Пудовкина, Александрова, так и менее известные: Иван Мутанов, Евгений Червяков, Александр Оленин, Леонид Альцев и др. В каждом из них встречаются удивительные творческие решения для своего времени: дерзкие, изобретательные, иногда радикально опережающие свое время.

И каждый из них наглядно показывает классовый и истинно народный характер развернувшейся борьбы.

_________________

Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!