Найти в Дзене

Забытые страницы. «Рассказы судебного следователя» А. А. Шкляревского

Без преувеличения можно сказать, что Александр Андреевич Шкляревский – основоположник российского уголовного романа, или детектива. Его короткая жизнь (46 лет) пришлась на 19 век, и поначалу ничто не предвещало погружение в данную тематику. Шкляревский был провинциальным приходским учителем, более 10 лет сеял разумное, доброе, вечное, затем начал писать в журналы статьи педагогического характера. Что именно побудило его ваять уголовные романы, доподлинно неизвестно, видимо многолетние наблюдения за подрастающим поколением. Так или иначе, но, написав несколько повестей о судебных расследованиях, Шкляревский перебрался в Петербург, где и продолжил детективное творчество с новой силой. «Рассказы судебного следователя», несмотря на скучное название, вещь весьма занимательная. Пересказывать новеллы смысла нет, сюжеты преступлений и расследований довольно просты, то есть они не запутаны, и упор делается на расследование. Тем не менее, истории интересны. Но Александр Шкляревский оказался тал

Без преувеличения можно сказать, что Александр Андреевич Шкляревский – основоположник российского уголовного романа, или детектива. Его короткая жизнь (46 лет) пришлась на 19 век, и поначалу ничто не предвещало погружение в данную тематику.

Шкляревский был провинциальным приходским учителем, более 10 лет сеял разумное, доброе, вечное, затем начал писать в журналы статьи педагогического характера. Что именно побудило его ваять уголовные романы, доподлинно неизвестно, видимо многолетние наблюдения за подрастающим поколением. Так или иначе, но, написав несколько повестей о судебных расследованиях, Шкляревский перебрался в Петербург, где и продолжил детективное творчество с новой силой.

«Рассказы судебного следователя», несмотря на скучное название, вещь весьма занимательная. Пересказывать новеллы смысла нет, сюжеты преступлений и расследований довольно просты, то есть они не запутаны, и упор делается на расследование. Тем не менее, истории интересны. Но Александр Шкляревский оказался талантливым литератором, его язык настолько ярок, сочен и образен, что каждая история, вышедшая из-под его пера, начинает казаться маленьким шедевром детективного жанра. Книгу очень приятно и уютно читать, получаешь истинное удовольствие и от языка, и от самих историй.

Почему Шкляревский при таких несомненных достоинствах оказался забыт? Потому что интеллектуальная публика второй половины 19 века в России сочла криминальный жанр в литературе недостойным внимания прогрессивной общественности. Детектив – это не литература, это низменное развлечение для низших, неразвитых слоев общества – примерно такие сентенции обрушивала либеральная интеллигенция на Шкляревского, Крестовского и иных писателей, отказывающихся проводить передовые революционные идеи в своих произведениях. Между прочим, устраивали даже обструкции типографиям, печатавшим книги Шкляревского.

А. А. Шкляревский
А. А. Шкляревский

И эта публика своего добилась – писателя перестали издавать и вообще забыли. Искренне рекомендую почитать его книги сегодня. Это хорошие добрые старые детективы с соблюдением всех законов жанра, отлично написанные и увлекательные – то, что надо для уютного вечера с книгой.