Образ домового, кажется, знаком каждому из нас. Но как мы к нему относимся? Точно не так же серьезно, как наши предки, у которых дом, который покинул домовой считался проклятым. Домовой для нас сегодня - это больше персонаж из сказок или мультфильмов, часто фигурки домовых можно увидеть в сувенирных лавках. Очень популярны были одно время веничики, на которых "сидел домовой". Хозяйка вешала такой веничек на кухне и таким образом задабривала домового.
До сих пор можно услышать тем, кто жалуется на необъяснимые явления дома, мол "а ты блюдце молочка домовому оставь, уваж, он и перестанет вас донимать". Давайте познакомимся с этим духом дома поближе.
Домового считают духом добрым и называют хозяином дома, а также хозяином как над человеком, так и над скотом, и кроме того называют «батюшко домовой». Домовой ходит по всему дому, а местопребыванием предпочитает подполье. По народному убеждению, если он любит всю семью, то она будет жить богато и счастливо, а если же нет, то будет носить какую-то тяготу и не будет зажиточна. Если полюбит двор и скотину, то в доме будет большой приплод скота и он будет всегда здоров и сыт, а если же нет, то не будет приплода на дворе; скот будет постоянно нездоров и часто будет околевать; по народному названию, будет «ускотье». Если же не залюбит одну известную скотину, то отгоняет ее от корма, и валит даже с ног, и всячески ее мучит, иногда до смерти.
Из книги А. Бурцева "Русские народные сказки и суеверные рассказы про нечистую силу": Федот Кириллов деревни Глубокова рассказывал:
«У моего отца Кирилла Александрова домовой не залюбил бурого мерина и почти каждую ночь привязывал его к яслям хвостом; когда отвяжут, то закатит под ясли. Так побились-побились с этим мерином и продали.
У тестя моего Василия Сергеева был на дворе хлев, в который если поставят корову или телушку, то за ногами у каждой будет виться из соломы жгут и навьется до того, что нельзя будет ходить. Так случалось постоянно, и отступились от хлева — не стали ставить никакую скотину. Должно быть, место в хлеве было не по домовому».
Кроме того, если домовой залюбит известную лошадь, то заплетает в гриве косы, которые если выстригут, то вскоре заплетет новые. Также случается и с женщинами, у которых домовой заплетает косы. Про этот случай рассказывал крестьянин дер. Тюшляева Иван Кондратьев следующее:
«Домовой любил мою умершую мать, по ночам во сне заплетал ей косу в волосах, особую от других, которые она делала сама. Если она косу эту отстрижет, то заболит голова, и косу он скоро заплетет новую. Однажды спал я вместе с матерью и проснулся, ночь была месячная, и накинул на шею матери свою руку, и под руку попала кошка, она сидела на затылке — на волосах, и была не наша, а какая-то серая. На другой день я спросил у матери о чужой кошке, и она мне сказала: „Полно, дурак, это был домовой, заплетал у меня косу“».
Домовые если залюбят на дворе скотину, то дают корму по ночам.
Ходит поверье, что домовой одного дома, победив домового другого дома, уносит корм в свой дом. Так, у одного мужичка стало пропадать в повети сено, Поветь — помещение под навесом на крестьянском дворе и он об этом сказал соседу, который на это ему ответил, что надо узнать — не домовой ли из другого дома уносит сено, и научил мужика, как это сделать.
Мужик встал ночью с уздой в руках в тайное место и стал дожидаться прихода домового за сеном. Действительно, пришел небольшого роста человек и стал накладывать в вожжи сено; тогда мужик выскочил из засады и со скверными матерными словами стал хлестать уздой домового, который сейчас же исчез, и с тех пор сено не стало пропадать. Домовой, как говорит народ, может принимать различные виды.
В северорусских сказаниях домовой предстает как строгий и требовательный хозяин дома, чьё благоволение нужно заслужить. Его уважали за помощь в хозяйстве, но одновременно опасались, зная, что гнев домового может привести к бедам. В южных и западных регионах его образ становится менее суровым, но более озорным: здесь он выступает как проказливое существо, способное доставить немало хлопот своим проделками. Он мог мучить скотину и портить предметы обихода.
В связи с этим не стоит забывать, что до домового мог "дослужиться" Игоша. Чаще всего именно этому существу приписывали различные неурядицы и проделки.
Домовой считался хранителем уюта, здоровья, плодородия, защиты домашних животных посредником между миром живых и потусторонним. В народных верованиях домовой был добрым существом, которое помогало в быту, но в случае неуважения или нарушений мог наделать неприятностей. Благосклонность нужно было заслужить — регулярные подношения и уважение к традициям обеспечивали доброжелательное отношение духа. Небрежение или вызов могло привести к гневу домового, который выражался в поломках, ссорах и даже болезнях.
Даже при переезде в новый дом, о домовом не забывали .Существует обычай зазывать домового с собой в новый дом; кланяются на место, где был старый дом, до трех раз, и при каждом поклоне говорят: «Батюшка домовой, пойдем со мной, я в новый дом, и ты со мной»; а когда семья разделится на две, то вновь выделившийся хозяин зазывает из старого дома в свой новый своего домового.
Обычай звать Домового с собой при переезде в новый дом известен преимуществен но в русской традиции. Оставшийся в старом доме дух, плачет и воет по ночам, а не позвавшую его семью в новом доме ждут несчастья. Еще один способ перевести Домового в новый дом с частью старого хозяйства: хлебом, лаптями, веником и др. В старой усадьбе открывают ворота и со словами «Хозяин домовой, пойдем со мной в новый дом» переносят эти вещи в новое жилище. Так же было верование, что домового можно переселить в новое жилище, набрав горящих углей из печи старого дома и перенести их в печь нового.
Спасибо, что дочитали статью до конца!
В следующей статье мы подробнее поговорим о том как выглядел домовой и откуда появился.