Как человек, который родился и вырос в Калининградском Регионе хорошо знаю типологию и стилевые особенности довоенной архитектуры , в частности- провинциальную архитектуру Восточной Пруссии. Cельское домостроение – особый вид строительства ,который на протяжении веков практически не изменил своих принципов , принципов построения конструктивного скелета и формы .В свою очередь форма на протяжении примерно 10 веков оставалась также неизменной, изменялась в небольшой степени декорация формы, в зависимости от климатических особенностей. Набор декора невелик: фахверк -основа,каркас, основной компонент здания, заполнение стен между элементами фахверка-саманная смесь: либо кирпич сырец, либо глина, смешанная с соломой , керамическая либо сланцевая черепица, уложенная на дощатый настил елочкой. Все это имело цвет и форму и позволяло в небольшой степени получать некоторую индивидуальность в пределах жестких технологических ограничений.
В начале 20 века в Пруссии начали набирать тенденции новые подходы к массовой застройке, высказанные архитекторами –социологами-теоретиками, такими как Отто Вагнер(Австрия), Камилло Зитте (Австрия), Эбенизер Говард(Великобритания).
Предлагалось рассредоточить население больших городов и промышленных зон в пригороды, города-спутники , предоставив при этом населению право и возможность проживать в небольших коттеджах с приусадебными участками и работать поблизости, на небольших производствах или фабриках как альтернатива большим промышленным комплексам. Справедливо считалось, что таким образом произойдет гуманизация повседневной жизни человека и позволит ему не утратить социальные связи между членами семьи и обществом в целом и дать отдельному человеку надежду и уверенность в том, что промышленная революция с ее конвейерным, а следовательно бездушным подходом будет уравновешена экологичным проведением досуга вне производства.
При этом предполагалось строительство высококлассных дорог, связывающих небольшие города-спутники с промышленными городами. Идея оказалась очень здравой и привлекательной и была хорошо принята социумом.
После прихода в Германии к власти партии Гитлера населению было предложено оздоровление экономики и всего образа жизни . Немедленно были развернуты все ресурсы государства именно в этом направлении. Записки Альберта Шпеера * позволяют детально проследить как эти идеи горячо поддержало население и которые шаг за шагом воплощались в реальном времени.
*Альберт Шпеер, личный архитектор Гитлера, теоретик застройки Берлина, Министр вооружения и военной промышленности.
Итак, на территории Восточной Пруссии в 1935 году в местечке Stablack был построен город-сад, оригинальное название Gartenstadt Stablack,близ города Багратионовск( Pruessisch Eylau).
Проект предполагал типовую,с небольшими вариациями застройку одноэтажными с мансардой домами и небольшими земельными участками под сады ,примерно 7 соток, для нескольких сословий. Это были мелкие фермеры, сельхозрабочие, военные, госслужащие, пожарные, учителя, рабочие на заводе по производству оружия, который был построен несколько раньше.
В городе кроме коттеджей предполагалось построить : протестанскую кирху, начальную многоклассную школу, магазин с продуктами и промышленными товарами, а также Ратушу и рыночную площадь.
Кроме того, концепт комплексной застройки предполагал также заботу о физическом состоянии населения . На северной окраине города был запланирован и позднее построен открытый бассейн с разной глубиной , вышками для прыжков в воду, кабинками для переодевания и большой террасой. Город строился в общей сложности 3,5 года. В 1939 году ,с началом Второй Мировой войны, работы были остановлены. К этому времени была полностью выстроена селитебная территория ,кирха ,школа, казармы, открытый бассейн. Не были построены Ратуша и рыночная площадь с административной частью города.
В настоящее время вся градостроительная структура и сами дома прекрасно сохранились, действует лицей, сохранилась кирха. Открытый бассейн сохранил остатки бетонных ванн, но сильно пострадал и зарос сорняком.
Сохранившиеся коттеджи за послевоенные годы не очень сильно изменились, кое где даже сохранили не только первоначальный вид и оригинальность отделки, но и деревянные оконные и дверные блоки с характерными деталями. Большая удача , что практически на всех домах сохранилась оригинальная керамическая черепица »Прусская волна». Ее не спутаешь ни с одной другой, это настолько совершенное изделие, что по всей видимости ее можно занести в одно из самых удачных достижений человека наряду с кирпичом как сочетание формы и функции
Интересный факт. Я провел небольшие исследования волны черепицы и обнаружил, что ее пропорции и характерный изгиб очень точно вписываются в соотношения Золотого сечения. Это и так было ясно, но натурные измерения это подтвердили. Мне бы очень хотелось, чтобы производство именно этой модели было заново возобновлено, так как это является несомненным достоянием и важным элементом регионального культурного кода.
С уважением, автор канала, архитектор Сергей Чечин.
WhatsApp ,т.+79814715739, Дзен канал :https://dzen.ru/chechinsergey
website: https://chechinsergey.com E-mail: sericc@yandex.ru
Продолжение следует