Найти в Дзене

Как Мамаев курган позаимствовал идеи у Микеланджело и древних греков

Оказывается, мемориал на Мамаевом кургане полон заимствований из
античного искусства. Поднимаясь на него, я сразу подумал: «что-то мне
все это напоминает…» И ответы нашлись быстро. Стоило лишь прокрутить в
голове виданное в музеях мира. Судите сами... Скульптура "Стоять насмерть" Грозный автоматчик, что высится из бассейна, - без одежд и с неоформленной нижней частью, - явно напоминает кентавра или, как минимум, Геракла. Его рельефные мышцы создает отсылку к Бельведерскому торсу, который выставляется в залах Ватикана. Площадь героев Здесь пять из шести парных памятников транслируют образ обессиленного/умирающего тела, которое поддерживает второй человек, соратник. Так ведь это старинная, библейская сцена «Снятие с креста», многократно изображавшаяся в европейской культуре. А конкретно - версия Микеланджело из Флорентийского собора. Скорбящая мать Даже думать нечего – перед нами Пиета: так на западе называется эпизод оплакивания Богоматерью умершего Христа. Тоже довольно популярный с

Оказывается, мемориал на Мамаевом кургане полон заимствований из
античного искусства. Поднимаясь на него, я сразу подумал: «что-то мне
все это напоминает…» И ответы нашлись быстро. Стоило лишь прокрутить в
голове виданное в музеях мира. Судите сами...

Скульптура "Стоять насмерть"

Грозный автоматчик, что высится из бассейна, - без одежд и с неоформленной нижней частью, - явно напоминает кентавра или, как минимум, Геракла. Его рельефные мышцы создает отсылку к Бельведерскому торсу, который выставляется в залах Ватикана.

Площадь героев

Здесь пять из шести парных памятников транслируют образ обессиленного/умирающего тела, которое поддерживает второй человек, соратник. Так ведь это старинная, библейская сцена «Снятие с креста», многократно изображавшаяся в европейской культуре. А конкретно - версия Микеланджело из Флорентийского собора.

-2

Скорбящая мать

Даже думать нечего – перед нами Пиета: так на западе называется эпизод оплакивания Богоматерью умершего Христа. Тоже довольно популярный сюжет у средневековых художников, но для сравнения я опять возьму работу Микеланджело, на сей раз из Собора святого Петра в Риме.

-3
-4

Зал воинской славы

Идя дальше, узким проходом в стене, попадешь будто в римский Пантеон. В потолке - такое же отверстие для естественного освещения. Рука с факелом по центру зала напоминает жертвенник с огнем. А по стенам – доски с именами триумфаторов, но почивших…

-5

Родина-мать

В ней определенно узнаются очертания Ники Самофракийской, демонстрируемой в парижском Лувре. Она же - Афина, она же - победа вполне могла бы держать меч согласно древнегреческой мифологии, что и воплотил в бетоне и металле уже современный скульптор Вучетич.

-6

У него очевидно была насмотренность целого пласта работ, как из эпохи античности, так и периода Возрождения. Только вот эллинскую героику и христианскую страдательность он переработал в духе советского монументализма. Я прям удивлен, как такое пропустила правительственная комиссия. Однако все встает на свои места, если вспомнить, что…

Во время Великой Отечественной произошло переосмысление исторических и легендарных личностей прошлого. Принималось даже нечто мифическое ради высокой морали, героизма и стойкости. А в Древней Греции великие подвиги совершали как раз боги.

-7

Думаю, поэтому в композициях Мамаева кургана столько параллелей с античностью. Не зря же там на Стене-знамени написано: «…и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку? Смертны ли они?!»

P.S. Статья не ставит целью кого-то оскорбить или дискредитировать. Это лишь искусствоведческий сравнительный экскурс. Тот же Микеланджело изучал работы и стремился подражать античным скульпторам. Такое часто бывает в любом творчестве.