Надир-шах Афшар (примерно 6 августа 1698 года или 22 октября 1688 года – 20 июня 1747 года) был основателем династии Афшаридов и одним из самых могущественных правителей в истории Ирана (Персии), правящим в качестве шаха с 1736 по 1747 год. Его описывают как "последнего великого азиатского военного завоевателя". Из-за его военных талантов некоторые историки называют его «Наполеоном Персии», «Мечом Персии» или Вторым Александром. Надир принадлежал к туркменскому племени Афшаров, которое было одним из семи племен Кызылбашей, помогавших династии Сефевидов установить свою власть в Иране.
Восхождение к Власти
Надир вырос в последние годы династии Сефевидов, которая правила Ираном с 1502 года. К началу XVIII века государство находилось в серьезном упадке, а правящий шах Солта́н Хусейн был слабым правителем. В этот период хаоса в Иране восстание афганцев под предводительством Махмуда Хотаки свергло шаха, а давние враги Сефевидов — османы и русские — захватили иранские территории. Русско-персидская война (1722–1723) привела к захвату Россией земель на Северном и Южном Кавказе, а также в северной части материкового Ирана, включая Дербент, Баку, Гилян, Мазендеран и Астрабад. Османы заняли территории в Грузии, Иранском Азербайджане и Армении.
Надир объединил иранские земли и изгнал захватчиков. Он достиг такого могущества, что в 1736 году решил свергнуть последних представителей династии Сефевидов и сам стать шахом.
Он сначала подчинился местному афганскому губернатору Мешхеда, но затем восстал и собрал собственную небольшую армию. Сын Солта́на Хусейна, провозгласивший себя шахом Тахма́спом II, нашел поддержку у племени Каджаров. Тахмасп и лидер Каджаров Фатх Али Хан (предок Ага Мохаммад Хана Каджара) связались с Надиром и попросили его присоединиться к их делу, чтобы изгнать афганцев из Хорасана. Надир согласился и стал фигурой национального значения. Когда Надир раскрыл предательскую переписку Фатх Али Хана с Малеком Махмудом, Тахмасп казнил его и сделал Надира главнокомандующим своей армией. Надир принял титул Тахма́сп Коли (Слуга Тахма́спа).
Надир одержал ряд значительных побед над афганцами Хотаки: разгромил их при Дамгане и Мурче-Хорте. Он вошел в Исфахан и передал власть Тахма́спу. Граждане радовались, но Надир разграбил город, чтобы заплатить своей армии. Тахмасп назначил Надира губернатором многих восточных провинций, включая его родной Хорасан. Надир преследовал и окончательно разгромил Ашрафа, который был убит своими же последователями. В 1738 году Надир-шах осадил и уничтожил последний оплот Хотаки в Кандагаре. Рядом с Кандагаром он построил новый город, который назвал «Надирабад».
Провозглашение Шахом
Отношения между Надиром и Тахма́спом ухудшились, так как последний стал завидовать военным успехам своего полководца. В отсутствие Надира Тахмасп предпринял необдуманный поход на Ереван, в результате чего потерял все недавние завоевания Надира и подписал договор, уступив Грузию и Армению османам в обмен на Тебриз. Надир, разъяренный, увидел, что настало время отстранить Тахма́спа от власти. Он осудил договор и заручился поддержкой народа для войны против османов. В Исфахане Надир напоил Тахма́спа и показал его придворным, спросив, годен ли человек в таком состоянии для правления. В 1732 году он заставил Тахма́спа отречься от престола в пользу его малолетнего сына Аббаса III, регентом при котором стал сам Надир.
После великой охоты на Муганской равнине (ныне разделена между Азербайджаном и Ираном) Надир предложил своим ближайшим соратникам провозгласить его новым королем (шахом) вместо юного Аббаса III. По предложению Хасана-Али Бег Бестами, Надир собрал всех самых выдающихся государственных деятелей, чтобы получить их согласие в «подписанном и скрепленном печатью документе согласия». Приглашения на собрание были разосланы в ноябре 1735 года, а люди начали прибывать в январе 1736 года. В том же месяце Надир провел курултай (великое собрание в традициях Чингисхана и Тимура) на Муганской равнине. Муганская равнина была выбрана специально из-за ее размера и «изобилия корма».
На курултае собралось около 100 000 человек, включая военных, гражданских и религиозных чиновников, городских и сельских лидеров. Было построено 12 000 временных сооружений из дерева и тростника, включая мечети и базары. Все согласились с предложением Надира стать новым королем, многие с энтузиазмом, остальные из страха перед гневом Надира, если они проявят поддержку свергнутых Сефевидов. 8 марта 1736 года, в день, который его астрологи сочли особенно благоприятным, Надир был коронован как Шах Ирана в присутствии «исключительно большого собрания», состоящего из знати, военной и религиозной элиты нации, а также османского посла Али-паши. В истории празднования Навруза (21 марта) совпадает с объявлением Надира шахом.
Он заключил соглашение со знатью и духовенством, что займет должность шаха только при условии, что они воздержатся от проклятий в адрес Омара и Усмана, избегут самоистязания до крови на Ашуре, признают суннитские практики законными и будут подчиняться детям и родственникам Надира после его смерти, тем самым основав династию на свое имя. По сути, он переориентировал Персию на суннитский ислам. Нотабли приняли это.
Религиозная Политика
Сефевиды сделали шиитский ислам государственной религией Ирана. Надир, возможно, был воспитан как шиит, но позже заменил шиитское право версией, более совместимой с суннитским правом, назвав ее «джафаритской школой». Он сделал это, отчасти чтобы ослабить влияние радикального шиитского ислама на государство, угодить своим сторонникам, а также улучшить отношения с другими суннитскими державами, такими как Османская империя. Он полагал, что сефевидский шиитский ислам усилил конфликт с суннитской Османской империей.
Он предложил, чтобы Иран принял форму шиитского ислама, которую он назвал «джафаритской», в честь шестого шиитского имама Джафара ас-Садика. Он запретил некоторые шиитские практики, особенно оскорбительные для суннитов, такие как проклятие первых трех халифов ислама. Надир надеялся, что «джафаризм» будет принят в качестве пятой школы (мазхаба) суннитского ислама, и что османы позволят его приверженцам совершать хадж (паломничество) в Мекку, находившуюся на их территории. Османы отказались признать джафаризм пятым мазхабом, но разрешили иранским паломникам совершать хадж.
Лично Надир, как говорят, был равнодушен к религии. Французский иезуит, служивший его личным врачом, сообщал, что трудно понять, какой религии он придерживался, и многие из тех, кто знал его лучше всего, говорили, что у него ее вовсе не было.
Среди его реформ было введение того, что стало известно как колах-е Надери — шляпа с четырьмя вершинами, символизирующими первых четырех халифов ислама. Альтернативно, сообщалось, что четыре вершины символизировали территории Персии, Индии, Туркестана и Хорезма.
Надир отвлекал деньги, идущие шиитским муллам, и перенаправлял их в свою армию.
Военные Кампании и Расширение Империи
Надир вел многочисленные кампании на Ближнем Востоке, Кавказе, в Центральной Азии и Южной Азии. Он вышел победителем из битв при Герате, Михмандусте, Мурче-Хорте, Киркуке, Егхеварде, Хайберском перевале, Карнале и Карсе. Его многочисленные кампании создали великую империю, которая на пике своего развития кратко охватывала всю или часть современных территорий Афганистана, Армении, Азербайджана, Бахрейна, Грузии, Индии, Ирана, Ирака, Турции, Туркменистана, Омана, Пакистана, Узбекистана, Северного Кавказа и Персидского залива.
Первая Османская Война и Возвращение Кавказа
Весной 1730 года Надир атаковал османов и вернул большую часть территорий, потерянных во время недавнего хаоса. Русские также согласились вывести все свои войска с иранской территории по договору в Гяндже в марте 1735 года. В результате было восстановлено иранское господство над всем Кавказом и северной частью материкового Ирана.
Надир решил вернуть территории в Армении и Грузии, захватив османский Багдад и предложив его в обмен на потерянные провинции. Однако его план провалился, когда в 1733 году его армия была разгромлена османским генералом Топал Османом-пашой недалеко от Багдада. Это было единственное поражение Надира в битве. Надир быстро восстановил инициативу, снова столкнулся с Топал-пашой с большей силой, разгромил и убил его. К лету 1735 года иранские Армения и Грузия снова стали его.
Вторжение в Индию
В 1738 году, после завоевания Кандагара, Надир обратил внимание на Империю Великих Моголов в Индии. Это некогда могущественное государство на востоке находилось в упадке. Правитель Мухаммад Шах был бессилен. Надир использовал предлог того, что афганские мятежники укрылись в Индии. Он вторгся в милитаристически слабую, но чрезвычайно богатую империю. В блестящей кампании против губернатора Пешавара он провел свой отряд через труднопроходимые горные перевалы, застав вражеские силы у Хайберского перевала врасплох и нанеся им полное поражение. Это привело к захвату Газни, Кабула, Пешавара, Синда и Лахора. Русским генералом и историком Кишмишевым этот фланговый марш назван «военным шедевром».
Продвигаясь вглубь Индии, он пересек реку Инд до конца года. Мухаммад Шах собрал армию численностью около 300 000 человек. Несмотря на то, что его армия была в шесть раз меньше, Надир-шах разгромил армию Великих Моголов менее чем за три часа в огромной битве при Карнале 13 февраля 1739 года.
После этой победы Надир захватил Мухаммад Шаха и вошел в Дели. Когда распространился слух, что Надир был убит, некоторые индийцы атаковали и убили иранских солдат. Надир, в ярости, приказал своим солдатам разграбить город. За один день (22 марта) было убито от 20 000 до 30 000 индийцев, и до 10 000 женщин и детей были взяты в рабство. Мухаммад Шах был вынужден молить Надира о пощаде.
Надир-шах согласился отступить, но Мухаммад Шах заплатил, сдав ключи от своей казны и потеряв даже сказочный Павлиний трон. Павлиний трон с тех пор стал символом иранской имперской мощи. По оценкам, Надир увез с собой сокровища на сумму до 700 миллионов рупий. Среди прочих драгоценных камней Надир также разграбил алмазы Кохинур («Гора Света») и Дарьянур («Море Света»). Иранские войска покинули Дели в начале мая 1739 года, но перед отъездом Надир вернул Мухаммад Шаху все территории к востоку от Инда, которые он захватил. Добыча была загружена на 700 слонов, 4 000 верблюдов и 12 000 лошадей.
Во время обратного пути через горы в Северном Пенджабе сикхи напали на армию Надира, захватив значительную часть добычи и освободив большинство пленников. Персы не смогли преследовать сикхов из-за тяжести оставшейся добычи и сильной жары. Надир узнал о потерях в Лахоре. Оставшаяся добыча была настолько велика, что Надир смог отменить налоги в Иране на три года после своего возвращения. Историки полагают, что вторжение в Индию было предпринято, чтобы дать стране передышку после потрясений и пополнить казну для продолжения войн против османов и на Северном Кавказе.
Центральная Азия и Северный Кавказ
Индийская кампания была вершиной карьеры Надира. После этого он стал все более деспотичным.
В 1740 году он завоевал Хивинское ханство. После подчинения Бухарского ханства, Надир хотел женить своего сына Резу Коли Мирзу на старшей дочери хана, так как она была потомком его героя Чингисхана. Реза отказался, и Надир сам женился на девушке.
Надир считал Мерв (ныне Байрамали, Туркменистан) жизненно важным для своей северо-восточной обороны. Он стремился сделать правителя Бухары своим вассалом, подражая предыдущим великим завоевателям монголо-тимуридского происхождения. По мнению британского ученого Питера Эвери, отношение Надира к Бухаре было ирредентистским. Он отправлял ремесленников и средства в Мерв, пытаясь восстановить его процветание и отстроить плотину.
В 1741 году Надир решил наказать Дагестан за смерть своего брата Ибрагима Коли в походе несколькими годами ранее. Во время похода Надир был легко ранен при покушении в Мазендеране. Он начал подозревать своего сына. Его ухудшающееся здоровье делало его нрав еще более скверным. Иранцам было трудно продвигаться в Дагестане из-за партизанской войны лезгинских, а также аварских и лакских племен. Хотя Надиру удалось захватить большую часть Дагестана, эффективная партизанская война сделала иранское завоевание этого региона кратковременным. Через несколько лет Надир был вынужден отступить из Дагестана.
Аравия и Вторая Османская Война
Надир захватил остров Бахрейн у арабов. В 1743 году он завоевал Оман и его столицу Маскат.
В 1743 году Надир начал вторую войну против Османской империи. Несмотря на огромную армию, в этой кампании Надир проявил мало своего прежнего военного блеска. Война завершилась в 1746 году подписанием мирного договора в Кердене, по которому османы согласились позволить Надиру занять Наджаф. Жестокие попытки захвата Османской империи и ответ Надира привели к ослаблению обеих стран.
Внутренняя Политика
Надир изменил систему иранской чеканки монет. Он чеканил серебряные монеты, называемые «Надери», которые были равны могольской рупии. Надир отменил практику оплаты солдат земельными владениями. Подобно поздним Сефевидам, он переселял племена. Надир-шах преобразовал Шахсеван, кочевую группу, чье имя буквально означает «любитель шаха», в племенное объединение, защищавшее Иран от соседних османов и русских. Кроме того, он увеличил число солдат под своим командованием и сократил число солдат под племенным и провинциальным контролем.
Его реформы, возможно, укрепили страну, но мало что сделали для улучшения страдающей экономики Ирана. Он всегда платил своим войскам вовремя, несмотря ни на что. В последние годы Надир стал все более жестоким, требуя все больше налогов для финансирования своих военных кампаний.
Когда Надир осаждал город, он строил свой собственный город за стенами. Его лагерь был наполнен рынками, мечетями, банями, кофейнями и конюшнями. Он делал это, чтобы показать осажденным, что его армия останется надолго, предотвратить распространение болезней среди своих войск и занять время своих солдат.
Последние Годы и Смерть
В последние годы Надир становился все более параноидальным, приказывая убивать большое количество подозреваемых врагов. В 1741 году он заподозрил своего сына Резу Коли Мирзу в причастности к покушению на свою жизнь. Хотя Реза Коли горячо протестовал против своей невиновности, Надир приказал ослепить его в наказание, и его глаза были принесены ему на подносе. Когда приказ был выполнен, Надир сразу же пожалел об этом, воскликнув своим придворным: «Что такое отец? Что такое сын?». Вскоре после этого Надир начал казнить дворян, бывших свидетелями ослепления его сына.
Новые восстания вспыхивали, и Надир жестоко подавлял их, строя башни из черепов своих жертв в подражание своему герою Тимуру. В 1747 году Надир отправился в Хорасан, чтобы наказать курдских повстанцев. Некоторые из его офицеров и придворных опасались, что он собирается казнить их, и сговорились против него. Среди заговорщиков были двое его родственников: Мухаммад Кули Хан, капитан гвардии, и Салах Хан, управляющий двором Надира.
Надир-шах был убит 20 июня 1747 года в Кучане, Хорасан. Он был застигнут врасплох во сне примерно пятнадцатью заговорщиками и заколот. Надир успел убить двух убийц, прежде чем умер.
Самый подробный отчет об убийстве Надира исходит от Пьера Луи Базена, врача Надира на момент его смерти. По его словам, около пятнадцати заговорщиков ворвались в спальню Надира. Шум разбудил его, он крикнул:
«Кто идет? Где мой меч? Принесите мне мое оружие!». Заговорщики испугались, но главные организаторы заставили их вернуться. Надир еще не успел одеться; Мухаммад Кули Хан ворвался первым и ударил его мечом, свалив на землю. Двое или трое других последовали примеру. Надир, весь в крови, попытался встать и воскликнул: «Почему вы хотите убить меня? Пощадите мою жизнь, и все, что у меня есть, будет вашим!». Пока он молил, Салах Хан подбежал и отсек ему голову, которую передал поджидавшему солдату.
Наследие
После смерти Надира ему наследовал его племянник Али Коли, назвавший себя Адель Шахом («праведный царь»). Адель Шах, вероятно, был замешан в заговоре. Адель Шах был свергнут в течение года. Вскоре после смерти Надира его империя быстро распалась, и Иран погрузился в гражданскую войну. Почти все провинциальные губернаторы объявили независимость и основали свои государства. Оман и узбекские ханства Бухара и Хива вернули независимость. Османская империя вернула потерянные территории в Западной Армении и Месопотамии. Эрекле II и Теймураз II в Грузии, которым Надир сам в 1744 году пожаловал титулы царей за их лояльную службу, воспользовались нестабильностью и объявили де-факто независимость. Остальные иранские территории на Кавказе распались на различные ханства. На дальнем востоке Ахмад Шах Дуррани провозгласил независимость, положив начало современному Афганистану. Иран окончательно потерял Бахрейн. В конечном итоге Карим Хан основал династию Зендов и стал правителем Ирана к 1760 году.
Надир-шах был хорошо известен европейской общественности того времени. Его индийская кампания привлекла внимание Ост-Индской компании к крайней слабости Империи Великих Моголов и возможности расширения, чтобы заполнить вакуум власти. Считается, что без Надира британское правление в Индии пришло бы позже или в другой форме.
Надир презирал слабого Мухаммад Шаха, называя его низким распутником и марионеточным правителем. Он имел сильный характер, не хвастался своим происхождением и часто говорил о своем простом начале. Он был суров в повседневной жизни, предпочитал простую одежду и презирал придворную изысканность и роскошь. Он всегда предпочитал общаться на тюркском языке, если только собеседник не говорил только на персидском. Надир приобрел навыки чтения и письма, вероятно, позднее в жизни.
Иосиф Сталин, лидер Советского Союза, восхищался им и называл его учителем (наряду с Иваном Грозным). Наполеон Бонапарт с юных лет читал о Надире и восхищался им, считая себя новым Надиром.
Военный успех Надира был почти беспрецедентным для мусульманских шахов. Он сознательно избегал использования зеленого цвета на своем флаге, так как зеленый ассоциировался с шиитским исламом и династией Сефевидов.
Заключение
Надир-шах Афшар был фигурой огромного масштаба и противоречий. Он вырос из скромного происхождения до статуса одного из величайших военных командиров своего времени, объединив Иран и восстановив его положение после периода хаоса и вторжений. Его победы, особенно в Индии, принесли ему легендарное богатство и известность, но его военные расходы тяжело легли на экономику страны. В последние годы его правление омрачилось растущей паранойей, жестокостью и вымогательством, что в конечном итоге привело к его насильственной смерти и быстрому распаду его vast империи. Несмотря на короткое существование его империи, Надир-шах оставил неизгладимый след в истории, будучи признанным как военный гений и влиятельная фигура, чьи действия имели далеко идущие последствия для региона и за его пределами.