Найти в Дзене
Города, поезда и горы

Маршрут по "Трассе мужества". Поезд с №137/138 в 137-138-й день года. Часть 1. Иркутск-Абакан (с ВБС до Барнаула)

Всем добрый день! Расправившись с темой про "Поезда с начальной / конечной станцией...", у меня высвободилось немного времени и появилось желание написать про поезда с № N в n-ый день года немного поподробнее. То есть попробую по мере наличия сил и времени на каждый поезд отводить по публикации. Если надоест, то вернусь к прежнему формату, когда в одной статье мы охватывали все соответствующие номера. И так уж получилось, что на эту попытку выпал поезд сообщением из моего родного города - Иркутск-Абакан. В далеком уже 2013 году выдалось мне совершить путешествие по этой дороге со студентами. На последнем поезде, который уходил из Иркутска в столицу Хакасии перед их отменой на долгие годы. График у него тогда был гораздо медленнее, чем у современного. В пути мы провели две ночи. Час погуляли по Тайшету, четыре часа - по Саянской, пару часов - еще где-то, но уже вообще в упор не помню где. А потом назад таким же способом. Стоял тот поезд у каждого столба, особенно на участке после Тайшет

Всем добрый день! Расправившись с темой про "Поезда с начальной / конечной станцией...", у меня высвободилось немного времени и появилось желание написать про поезда с № N в n-ый день года немного поподробнее. То есть попробую по мере наличия сил и времени на каждый поезд отводить по публикации. Если надоест, то вернусь к прежнему формату, когда в одной статье мы охватывали все соответствующие номера. И так уж получилось, что на эту попытку выпал поезд сообщением из моего родного города - Иркутск-Абакан. В далеком уже 2013 году выдалось мне совершить путешествие по этой дороге со студентами. На последнем поезде, который уходил из Иркутска в столицу Хакасии перед их отменой на долгие годы. График у него тогда был гораздо медленнее, чем у современного. В пути мы провели две ночи. Час погуляли по Тайшету, четыре часа - по Саянской, пару часов - еще где-то, но уже вообще в упор не помню где. А потом назад таким же способом. Стоял тот поезд у каждого столба, особенно на участке после Тайшета, конечно. Был конец марта, темнело все-таки еще рановато и всеми красотами участка мы насладиться не успели. Но общее впечатление о маршруте, конечно, сложилось.

Сейчас поезд в пути чуть больше суток. Причем разница на пути "туда" и "обратно" на май 2025 года была всего лишь 3 минуты. Но вот скорости по участкам прилично отличались друг от друга при движении в разные стороны. Давайте с графика по участкам и начнем:

Построено автором по данным с Туту
Построено автором по данным с Туту

И тут четко можно выделить одну особенность:

  • поезд из Иркутска в сторону Абакана быстрее на участке от Ангарска до Зимы;
  • поезд от Абакана до Иркутска быстрее на участке Тайшета до Зимы.

А вот на других участках их скорости достаточно близки друг к другу.

Возьмем самый первый участок. Ну Иркутск-Пассажирский - Иркутск-Сортировочный понятно можно пропустить - понятно, что на этих 8 км да еще и с мостом через Иркут и станцией Военный городок сильно-то и не разгонишься. И там, и там - 12 минут. А вот общее время до Ангарска на 40 км:

  • в сторону Абакана - 59 минут, а обратно - 49 минут. Соответственно вот и скорости сильно разнящиеся. Причем понятно, что вся эта разница 10 минут возникает на 32-километровом участке от Сортировки до Ангарска.

А на участке Ангарск-Усолье-Сибирское - на 28 км разница 5 минут, но уже в другую сторону. Самая большая разница в скорости будет возникать на участке Черемхово-Зима. Там она в районе 20 км/ч при движении разные стороны. В результате от Иркутска до Зимы время в пути 4 часа 23 минуты, а обратно - аж 5 часов 41 минута.

Но к Тайшету все выровняется. От Иркутска до Тайшета 12 часов 25 минут, а обратно 12 часов 33 минуты. Ну и дальше всё стабильно. Причем у этого поезда существует один-единственный график до Абакана и два графика в обратную сторону. И разница между этими двумя графиками тоже формируется достаточно интересно. Она возникает сразу же после Абакана. Уже к Минусинску, а это всего лишь участок 18 км, разница составляет 1 минуту. Дальше - больше. И в итоге она становится совсем уж неприличной к станции Тагул - 54 минуты.

Из Тайшета поезда отправятся с разницей между графиками лишь 22 минуты, а потом она снова начнет расти. К Зиме разница будет 53 минуты. И вот здесь она и самоликвидируется: стоянка поезда по одному графику 27 минут, а по другому - 80 минут.

И тут еще вот что интересно. Из Иркутска в направлении Абакана поезд следует до Тайшета в одном графике с одним из многочисленных графиков поезда Иркутск-Анапа. А вот назад у него свой путь, ни с кем не связанный. Соответственно и разница между двумя его графиками - это только его разница.

Самый протяженный перегон без остановок - это 129 км от Абакумовки до ст. Тагул (если я правильно понимаю, то это Бирюсинск, южная окраина). Недалеко от нее участок Кошурниково-Мана - 118 км, и Нижнеудинск-Тулун - 116 км. Больше сотни еще лишь участок Мана-Саянская - 102 км. А вот два самых коротких - это Иркутск-Пасс.-Иркутск-Сорт и Тайшет-Тагул - 8 и 11 км соответственно.

Самый скоростной участок Усолье-Сибирское-Черемхово - 72,86 км/ч и Курагино-Туба - 72,42 км/ч. На обратном пути в Иркутск скорость на протяженном перегоне ни разу не "переваливает" за 70 км/ч. Причем Черемхово-Усолье-Сибирское с его 51 км/ч чуть ли не один из самых медленных (конечно, если не считать коротких перегонов, о которых я уже сказал, где поезд и разогнаться то не успевает).

Ну а самая главная достопримечательность всего маршрута - это, конечно же, Козинский виадук, да и вообще весь участок Джебь-Щетинкино (перегон Кошурниково - Мана). Мы его проезжали в темноте, а вот сейчас и туда, и обратно он в светлое время суток! И только за одно это можно поставить жирные "5+" составителям нового графика для поезда №137/138.

Козинский виадук. Фото с сайта  https://company.rzd.ru/ru/10112/page/564603?material_id=20. Взято с Яндекс.Картинки
Козинский виадук. Фото с сайта https://company.rzd.ru/ru/10112/page/564603?material_id=20. Взято с Яндекс.Картинки

Если он реально теперь вот так подсвечивается ночью, то это тоже очень красиво!

Фото с сайта https://www.krsk.kp.ru/daily/1712103/4342293/. Взято с Яндекс.Картинки
Фото с сайта https://www.krsk.kp.ru/daily/1712103/4342293/. Взято с Яндекс.Картинки

Теперь по виадуку два пути (а был один, когда мы проезжали его). Реконструкция длилась 6 лет, а движение поездов не останавливалось. С одной стороны, молодцы, конечно, железнодорожные строители, что реализовали этот проект. С другой... Знаете, сколько всего лет ушло на строительство "Трассы мужества"? Семь! - 1958-1965. А тут шесть лет ушло на возведение второго пути. Впрочем, я часто говорю, что построить заново - это иногда легче, чем перестроить. Вот в этом году переделывали теплицу. Каркас остался старым, а вот все бруски, на которые лёг карбонат - делали новые. Плюс двери и форточки новые. Да убиться это было переделывать! А тут еще и движение не останавливали!

Козинский виадук - это настолько мощное сооружение, что его отлично видно из космоса на спутниковых снимках:

Google.Earth
Google.Earth

Ну и вообще весь этот участок Джебь - Щетинкино - это просто "Мекка" для любителей железнодорожных видов! Несколько тоннелей, несколько поворотов, в том числе на 180 градусов, перепад высот под 250 метров! Есть там, например, вот такое место:

Google.Earth
Google.Earth

Смотрите: расстояние между линиями железной дороги около 140 метров. А по высоте разницу знаете? 45 метров! Вот такой подъем на этой петле!

"Трасса мужества" - иначе и не назовешь эту дорогу. Есть и одна полная драматизма страница в ее истории. В годы войны на изыскания вдоль планируемой трассы ушла группа из трёх человек:

  • Александр Кошурников;
  • Алексей Журавлев;
  • Константин Стофато.

Все они трагически погибли во время этой экспедиции в 1942 году. Их именами названы сегодня станции на этой дороге. Ну а последние строки из письма А. Кошурникова сохранили в камне:

Взято с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Железнодорожная_линия_Абакан_—_Тайшет#Строительство
Взято с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Железнодорожная_линия_Абакан_—_Тайшет#Строительство

И еще одно пояснение. Если вы внимательно смотрели на график скорости по участкам, то не могли не заметить, что там в виде подписей к точкам появился еще и ряд чисел: 0,7; 1,5; 5,1... Это я вооружился статсборником и выписал численность населения городов, поселков, сельских поселений, где поезд имеет остановку, по состоянию на 1 января 2024 года. Понятно, что это всё очень приблизительно, и иногда станция располагается несколько в стороне от крупнейшего населенного пункта округи. Но в целом представление сформировать можно. Итак, дублирую график еще раз:

Построено автором по данным с Туту и Росстата
Построено автором по данным с Туту и Росстата

Крупнейшим городом на маршруте является Иркутск. Я уже писал как-то в другом блоке публикаций на канале, что, скорее всего, в 2026 году мой город "вылетит" из числа 600-тысячников. И что может остановить это падение - я даже не знаю. Хотя, впрочем, знаю. Нужно присоединить к городу какой-нибудь коттеджный поселок Иркутского района, и браво отчитаться, что за 2026 год численность населения города Иркутск не только не сократилась, но выросла. И я вполне допускаю такой вариант, кстати. Но объективно численность населения падает, а рождаемость в 1 квартале 2025 года вообще была катастрофической. Вот я вспоминаю своих студентов лет 20-25 назад. Обязательно в группе было 3-4 человека с детьми (примерно 15-20%). Сейчас - максимум 1 человек, но чаще вообще ни одного. Но объективно из числа населенных пунктов на рассматриваемом маршруте Иркутск - крупнейший. На втором месте не Абакан. Ангарск. 217 тыс. чел. Тут с динамикой численности всё еще печальнее - когда-то было 269 тыс. чел. Минус 52 тысячи. А вот на третьем месте уже Абакан с его 186 тыс. И вот здесь, кстати, динамика другая. По сравнению с 1989 годом численность населения Абакана возросла на 30 тыс. чел.!

Еще более-менее крупными населенными пунктами на маршруте следования поезда являются Усолье-Сибирское, Минусинск и Черемхово. Остальные уже менее 50 тыс. чел. Для некоторых станций я указал значение ближайшего более крупного населенного пункта. Например, для ст. Тагул - это население Бирюсинска. Но в целом нашел для всех станций, коих только промежуточных - 21. Средняя численность населения составляет в районе 63 тыс. чел., но понятно, что это не более чем средняя по больнице. Общая же суммарная численность населения тех пунктов, где поезд делает остановку, у меня получилась около 1,4 млн. чел.

А вообще-то в Абакане история вагонов этого поезда не заканчивается. С ними там проведут маневровые работы, после чего они отправятся дальше в Барнаул с поездом Абакан-Москва. И если я правильно понимаю, то это вообще абсолютно все вагоны (№№16-20; нумерация для конца июля 2025 года), которые прибыли сюда из Иркутска.

На обратном пути та же история, но с менее продолжительной стоянкой в Абакане - лишь 35 минут, после чего вагоны с пассажирами из Барнаула отправятся в Иркутск. То есть в Абакане ничего и не разворачивается!

Пользуется ли этот поезд спросом? Fifty-fifty, как говорят англичане. Например, я готовил эту статью 10 мая. По состоянию на 18 мая в продаже на направление Иркутск-Абакан было еще 25 купейных мест и 90 плацкартных (вагоны 2 + 3). На 12 мая - 12 купе и 42 плацкарта. Но если у вас есть свободное время и свободные деньги, то маршрут очень даже неплох!

Спасибо, что следите за каналом! До встречи!