Когда в 2013 году компания Naughty Dog выпустила «Одни из нас», игра произвела фурор среди геймеров и установила новый стандарт повествования в видеоиграх. В первом сезоне адаптации «Одних из нас» на канале HBO все рецензенты говорили одно и то же: люди хвалили историю за её неподдельный реализм и эмоциональную глубину.
Джоэл (Педро Паскаль) и Элли (Белла Рамзи) — невероятно притягательные персонажи, и наблюдать за развитием их отношений было захватывающе. Но даже погрузившись в плотно сплетённую историю «Одни из нас», легко не заметить, насколько нелепы многие детали во вселенной сериала. Как и многие другие отличные постапокалиптические сериалы, «Одни из нас» полон совершенно невероятных сюжетных поворотов и откровенно глупых деталей, которые не имеют смысла в мире, где предположительно прошло 20 лет с момента заражения, похожего на зомби-апокалипсис.
Заземленная инфекция не очень реалистична
В каждой истории об апокалипсисе от зрителей требуется определённая доля скептицизма, но «Одни из нас» изо всех сил старается, чтобы апокалиптическая инфекция выглядела реалистично. Сериал HBO показывает нам несколько ключевых моментов первых дней эпидемии, объясняя, что сама инфекция возникает из-за грибка кордицепса, который воздействует на мозг. В реальной жизни кордицепс поражает тела и мозг различных насекомых, но в сериале предполагается, что грибок мог эволюционировать — возможно, из-за изменения климата — и заражать людей.
Конечно, на самом деле всё устроено не так. Микологи объясняют, что различные грибы, способные проникать в тела насекомых, проделали большую работу, чтобы получить эту способность. Грибы эволюционировали на протяжении миллионов лет, и каждый вид грибов специализируется только на одном виде насекомых, поэтому мы определённо можем считать себя в безопасности. К счастью, «Одни из нас» так хорошо продаёт не только кордицепс, но и заражённых людей, которых он контролирует, что нам не составляет труда игнорировать реальность.
Джоэл, избегать заражения глупо
Грибок, который разрушает общество, не заражает людей через грибную пиццу. Вместо этого кордицепс, показанный в сериале, загрязняет муку и быстро распространяется по всему миру. Такая завязка помогает передать внезапность и повсеместность заражения, но она также приводит к крайне глупому совпадению, которое мы все вынуждены игнорировать: диета Аткинса спасает Джоэлу жизнь.
В первой серии «Одни из нас» мы знакомимся с Джоэлом и его дочерью Сарой, у которых совершенно обычная жизнь. Когда Джоэл не работает и не заботится о дочери, он, по-видимому, следит за тенденциями в области здравоохранения, потому что в сериале есть шутка о том, что он сидит на диете Аткинса. Джоэл упоминает эту диету в разговоре с соседкой, чтобы не есть её стряпню, но эта шутка также ненавязчиво намекает зрителям на то, как Джоэл избегает заражения: диета Аткинса — это безуглеводная диета. Джоэл старательно избегает углеводов в преддверии апокалипсиса, так что его модная диета 2000-х, возможно, помогает ему выжить. Значит ли это, что кето-диета — это современная диета для избегания апокалипсиса ?
В каком состоянии на самом деле находится мир ?
«Одни из нас» заходит дальше, чем многие другие постапокалиптические истории, объясняя, как начинается заражение не совсем зомби. Однако сериал не затрагивает десятилетия между первоначальной вспышкой и годом, когда на самом деле начинается история Джоэла и Элли. Мы почти не видим, что произошло с обществом в более широком масштабе, но дела определённо идут не очень хорошо.
В Бостоне Федеральное агентство по ликвидации последствий стихийных бедствий (FEDRA), по-видимому, управляет городом в условиях военного положения, но FEDRA не похоже на широко распространённую организацию. Как только Джоэл и Элли покидают город, они сталкиваются со всевозможными бродячими бандами и ни с чем, что хоть отдалённо напоминало бы законное правительство. Некоторые города полностью заброшены, а другие находятся под контролем мародёров. FEDRA, похоже, является единственным оставшимся государственным учреждением, но неясно, какую территорию они на самом деле контролируют. Канзас-Сити сверг FEDRA, но «Цикады», похоже, всё ещё противостоят им по всей стране.
"Одни из нас" используют удивительные спецэффекты, чтобы перенести нас в свой апокалиптический мир, но состояние этого мира на самом деле не имеет особого смысла. Особый способ распада общества отлично подходит для драмы о поездке Джоэла через всю страну с Элли, но если мы хотим отправиться в путешествие вместе с ними, мы должны игнорировать тот факт, что мир, кажется, создан для того, чтобы служить истории.
Где все маски ?
В «Одних из нас» не только заражённые люди бегают вокруг и сеют хаос. Мы видим, что кордицепс жив и здоров даже спустя 20 лет после начала эпидемии. Здания покрыты грибковыми наростами, и кордицепс пробрался во многие сырые места, покинутые людьми. Персонажи принимают множество мер предосторожности по отношению к заражённым, но почти ничего не делают, чтобы защититься от самого грибка.
В играх «Одни из нас» кордицепс распространяется с помощью грибковых спор, которые заполняют воздух в закрытых помещениях и ветхих зданиях. Персонажи игры носят маски, чтобы защитить себя, хотя, возможно, даже они слишком беспечно относятся к мерам предосторожности. В сериале грибок распространяется с помощью своих мерзких усиков, поэтому риск заражения воздушно-капельным путём не так велик. Тем не менее, смерть Тесс во втором эпизоде первого сезона показывает нам, что всё ещё есть основания носить маску постоянно. Возможно, в этом конкретном апокалипсисе трудно достать большие пластиковые респираторы, но вы всё равно ожидаете, что люди будут делать всё возможное, чтобы избежать контакта с любым видом грибка.
Джоэл и Элли отправляются в классическое путешествие по дороге
«Одни из нас» можно назвать сериалом ужасов или постапокалиптической историей, но это ещё и история о путешествии. Джоэл и Элли покидают Бостон в самом первом эпизоде, и их путешествие по стране проходит через весь первый сезон. Любой, кто играл в «Одни из нас. Часть II», знает, что в будущем сериала будет ещё много путешествий. История была бы совсем другой, если бы Джоэл и Элли не отправились в путь вместе, поэтому мы все готовы закрыть глаза на то, что их первоначальный способ передвижения не имеет никакого смысла.
Джоэл и Элли берут машину из дома Билла и едут на ней до самого Канзас-Сити. Мы знаем, что Билл был серьёзным выживальщиком, но всё равно трудно понять, откуда у него мог взяться бензин после двух десятилетий жизни в постапокалиптическом мире. Ещё труднее понять, как Джоэл и Элли смогли найти достаточно бензина, чтобы проехать половину страны. Бензин портится за три-шесть месяцев, и именно так во всех фильмах «Безумный Макс» из выживших, сражающихся за нефтяные насосы и нефтеперерабатывающие заводы, были сделаны драмы на десятилетия. На самом деле, в «Последних из нас» никто не должен был садиться за руль, но это не делает путешествие Джоэла и Элли менее захватывающим.
Торговый центр все еще жив
В первом сезоне «Одни из нас» в эпизоде «Оставленные» адаптируется сюжет приквела, который был включён в оригинальную игру в качестве загружаемого контента (DLC). В этой истории Элли встречается с Джоэлом до того, как они познакомились, и исследует свои отношения с другой девочкой по имени Райли (Сторм Рейд). Они обе растут в Бостоне под властью ФЭДРА, и их повседневная жизнь организована так же, как в военной академии. В этом эпизоде Элли и Райли пробираются в старый заброшенный торговый центр и прекрасно проводят время, исследуя реликвии доинфицированной эпохи.
История «Оставленной позади» играет огромную роль в развитии характера Элли и раскрытии некоторых аспектов более масштабной вселенной сериала. Актёрская игра в этом эпизоде искренняя и душераздирающая, что помогает игнорировать бессмысленные части истории.
Тот факт, что торговый центр в «Оставленных позади» вообще может быть включён, вызывает у нас множество вопросов об электрической инфраструктуре постапокалиптического Бостона, но этот эпизод также ставит под сомнение контроль FEDRA над городом. В нескольких начальных кадрах мы видим, что торговый центр, в который пробирается Элли, огромен и очень ярко освещён, когда включается электричество. Несмотря на это, никто из тех, кто защищает или контролирует город, похоже, не замечает, что здание внезапно ожило.
Здесь много случайного использования оружия
Пейзажи захватывают и показывают нам невероятно детализированный и несколько тревожный взгляд на то, как природа восстанавливает городские ландшафты, покинутые человечеством. Мы видим, как многие здания разрушаются и зарастают растительностью, а улицы затапливает дождевая вода, и повсюду полно диких животных. «Одни из нас» наглядно демонстрирует, что наши города нуждаются в постоянном обслуживании, чтобы функционировать, но когда дело доходит до оружия, сериал не так близок к реальности.
Каждый раз, когда Джоэл, Элли или любой другой персонаж поднимает с земли случайное ружье, оно стреляет без каких-либо проблем. Мы никогда не видим, чтобы оружие заклинивало, но мы также не видим, чтобы кто-то утруждал себя чисткой и обслуживанием своего оружия. В реальной жизни оружие постоянно заклинивает, и оно требует регулярного ухода, чтобы продолжать функционировать должным образом.
Тот факт, что мы не видим несчастных случаев, связанных с оружием, можно было бы простить, если бы мы не видели, как такие персонажи, как Джоэл, уверенно бросаются в бой с оружием, которое, насколько ему известно, может оказаться совершенно бесполезным. Конечно, если бы сериал действительно стремился к реализму, мы бы видели гораздо меньше перестрелок и кровавых сцен, так что это ещё одно отклонение от реальности, которое мы готовы простить.
Почему Джексон так хорошо укомплектован ?
По сути, Джексон — единственное место во всех континентальных Соединённых Штатах, где Джоэл и Элли могут обрести покой. В общине есть оборонительная стена, много оружия и более чем достаточно людей, готовых защищать город ценой своей жизни. Когда Джоэл и Элли приезжают в первом сезоне, они обнаруживают, что Джексон — процветающий город с большим количеством еды и жилья, а также некоторыми удобствами, такими как работающий кинопроектор, оставшийся с давних времён.
В сериале подчёркивается, что жители Джексона полностью зависят друг от друга, делятся едой и обязанностями между собой, и это во многом объясняет, как Джексону удалось накопить столько ресурсов. С другой стороны, некоторые аспекты жизни в Джексоне кажутся неправдоподобными для мира, который уже несколько десятилетий живёт в условиях апокалипсиса.
Мелкие украшения, такие как гирлянды, кажутся непрактичными, потому что они потребляют много электроэнергии и их сложно поддерживать в рабочем состоянии на протяжении десятилетий. Кроме того, есть более серьёзные проблемы, например, как городу удаётся поддерживать в таком идеальном состоянии все дома на одну семью. Когда начался показ второго сезона, некоторые зрители отметили, что вся одежда в Джексоне идеально чистая и неповреждённая, а не такая, которую годами тщательно чинили и штопали. У нас есть вопросы о цепочке поставок Джексона, но ни один из них не отвлекает от истории, которую рассказывает «Одни из нас».
Травмы Джоэла лишают правдоподобия
Как и у персонажа видеоигры, у Джоэла, кажется, есть несколько жизней в первом сезоне «Одни из нас». На протяжении всей истории он преодолевает всевозможные препятствия, и тот факт, что он живёт так долго, — настоящее чудо. Но несмотря на все удачи Джоэла, есть одна травма, которую он смог преодолеть только благодаря божественному — или авторскому — вмешательству. В самом конце 6-й серии 1-го сезона под названием «Родственники» Джоэл получает смертельный удар ножом от другого выжившего, и Элли вынуждена нести его в безопасное место. Элли обрабатывает его раны, как может, используя ограниченные ресурсы, и Джоэл приходит в себя именно в тот момент, когда это нужно по сюжету.
То, что Джоэл выжил после этой раны, — одно из самых невероятных событий, но в сериале его ранение на самом деле не такое серьёзное, как в игре. Вместо того, чтобы получить ножевое ранение, Джоэл из видеоигры падает с высоты нескольких этажей и приземляется на оголённый кусок арматуры. Джоэл из игры должен был истечь кровью в тот момент, когда оторвался от арматуры, но в итоге он восстанавливается точно так же, как и его двойник из сериала.
Обе версии событий довольно притянуты за уши, но травма Джоэла — ключевой момент в его отношениях с Элли. Помогая ему восстановиться, Элли укрепляет их отношения, и они оба по-настоящему понимают, что могут доверять друг другу, несмотря ни на что. Мы все так сильно любим Джоэла и Элли, что готовы закрыть глаза на эту небольшую сюжетную хитрость.
Иммунитет Элли притянут за уши
В телешоу «Одни из нас» добавлено немало сцен, которых не было в оригинальной игре, а финал первого сезона включает в себя дополнительную предысторию Элли и забавную эпизодическую роль для поклонников игры. Эшли Джонсон, которая озвучивала Элли в играх, играет мать Элли Анну в сцене, которая потенциально объясняет, как Элли получила иммунитет.
Анну кусают, когда она отбивается от заражённого человека, и всего через несколько мгновений у неё начинаются роды. Подразумевается, что воздействие небольшого количества инфекции непосредственно перед родами даёт Элли способность противостоять кордицепсу. Кратковременное воздействие кордицепса на Элли подчиняется той же логике, что и вакцинация: её организм, предположительно, способен бороться с невероятно малым количеством инфекции и при этом учится противостоять ей навсегда. Единственная проблема в том, что с грибами всё устроено иначе.
План Светлячков не имеет смысла
«Светлячки» (или Цикады) считают Элли ключом к спасению всего человечества. Она, скорее всего, единственный человек на планете, у которого есть иммунитет к кордицепсу, и «Светлячки» надеются, что её иммунитет поможет им найти лекарство от инфекции. Мы уже выяснили, что в реальном мире невозможно вакцинировать людей от грибковой инфекции, но даже если не обращать внимания на эту маленькую деталь, план в отношении Элли не имеет абсолютно никакого смысла.
Через несколько часов после того, как Джоэл и Элли прибыли в лабораторию «Светлячков» в Солт-Лейк-Сити, «Светлячки» затащили Элли в операционную. Это говорит о том, что они не считают нужным проводить множество тестов на Элли или изучать её биологию. Вместо дополнительных исследований они сразу же решают провести операцию, которая убьёт единственного в истории человека с иммунитетом. Возможно, у «Светлячков» есть доступ к какому-то секретному хранилищу исследований грибов, которые они изучали, пока Джоэл и Элли путешествовали по стране, но, похоже, они идут на огромный риск, полагаясь исключительно на научную интуицию.
Наука не имеет смысла, но и подход к Джоэлу и Элли тоже не имеет смысла. Оглядываясь назад, можно сказать, что им следовало объяснить ситуацию, дать Элли выбор и позволить Джоэлу попрощаться. Вместо этого они практически гарантируют, что Джоэл будет сопротивляться, и из-за этого «Светлячки» сами несут некоторую ответственность за то, как всё обернулось в лаборатории.