История создания: Скандал, суд и бессмертие
Гюстав Флобер (1821–1880) писал роман 5 лет (1851–1856), доводя каждую фразу до совершенства. Его принцип: «Стиль — это сама мысль». Прототипом Эммы Бовари стала Делезина Деламар — жена провинциального врача, которая, погрязнув в долгах и изменах, отравилась мышьяком в 1848 году. Флобер, узнав о её судьбе из газет, превратил реальную трагедию в универсальную притчу.
Интересные факты:
- Флобер кричал текст вслух в своём имении Круассе, проверяя ритм: «Хорошая фраза в прозе должна быть как хороший стих — её нельзя изменить, она столь же ритмична, столь же звучна».
- На суде (1857) обвинитель назвал роман «порнографией в маске искусства». Адвокат Флобера, Жюль Сенар, парировал: «Автор не оправдывает Эмму — он показывает, как романтизм губит душу».
- В том же году судили Бодлера за «Цветы зла». Оба процесса стали символом борьбы за свободу творчества.
Краткий анализ: Символизм и стиль
Основная тема: Разрыв между мечтой и реальностью. Эмма, воспитанная на романах Вальтера Скотта и любовной лирике, ненавидит пошлость провинции:
«Пятнадцатилетняя Эмма целых полгода дышала этой пылью старинных книгохранилищ. Позднее Вальтер Скотт привил ей вкус к старине, и она начала бредить хижинами поселян, парадными залами и менестрелями. Ей хотелось жить в старинном замке и проводить время по примеру дам, носивших длинные корсажи и, облокотясь на каменный подоконник, опершись головой на руку, смотревших с высоты стрельчатых башен, как на вороном коне мчится к ним по полю рыцарь в шляпе с белым плюмажем».
Символы:
- Синий флакон с мышьяком — романтизация смерти. Перед самоубийством Эмма любуется им: «Как красиво блестит стекло… Словно сапфир!» (часть 3, глава 8).
- Слепой нищий под окнами Эммы — аллегория её духовной слепоты. Его песня о «деве в любовном огне» звучит ироничным реквиемом.
- Шляпа Шарля Бовари — символ убогой обыденности. Флобер 3 страницы описывает этот «гибрид цилиндра, котелка и тряпки», чтобы подчеркнуть пошлость мужа.
"...Это был сложный головной убор, соединявший в себе элементы и гренадерской шапки, и уланского кивера, и круглой шляпы, и мехового картуза, и ночного колпака, — словом, одна из тех уродливых вещей, немое безобразие которых так же глубоко выразительно, как лицо идиота. Яйцевидный, распяленный на китовом усе, он начинался ободком из трех валиков, похожих на колбаски; дальше шел красный околыш, а над ним — несколько ромбов из бархата и кроличьего меха; верх представлял собою что-то вроде мешка, к концу которого был приделан картонный многоугольник с замысловатой вышивкой из тесьмы, и с этого многоугольника спускался на длинном тоненьком шнурочке подвесок в виде кисточки из золотой канители"...
Стиль:
- Беспристрастный реализм. Флобер избегает оценок, но каждая деталь убийственна. Описание сельскохозяйственной выставки (часть 2, глава 8) — шедевр иронии: речи о прогрессе звучат на фоне мычания коров и флирта Эммы с Леоном.
- Поток сознания. Монологи Эммы — смесь восторга и отчаяния:
«Любовь должна приходить внезапно, с громом и молнией, как ураган, срывающийся с неба» (часть 1, глава 5).
Критика и наследие: От скандала до канона
Современники:
- Шарль Бодлер: «Флобер превратил похабный анекдот в шедевр. Его Эмма — сестра моей Идеалистки из „Парижского сплина“».
- Лев Толстой: Восхищался стилем, но осуждал пессимизм: «Флобер заставляет ненавидеть жизнь, а не учит бороться».
Феминистские исследования:
- Эмма — жертва патриархата. Её бунт против роли жены и матери предвосхитил борьбу за женскую эмансипацию.
Поп-культура:
- Экранизации: Более 20 версий, включая фильм 2014 года с Мией Васиковской. В советской версии (1990) Эмму сыграла Александра Яковлева.
- Соцсети: Эмму называют «одной из первых инфлюенсерок» за одержимость «идеальной жизнью». Её цитаты используют в мемах о токсичном романтизме.
10 цитат из «Госпожи Бовари» Флобера, которые вошли в историю
- «До идолов дотрагиваться нельзя — позолота пристаёт к пальцам»
Комментарий: Флобер иронизирует над ложными идеалами. Эмма Бовари боготворит романтические иллюзии, но они разрушают её, как позолота — поверхностный блеск, который стирается при близком контакте. - «Быть дураком, эгоистом и обладать хорошим здоровьем — вот три условия, необходимые для того, чтобы быть счастливым. Но если первого из них не хватает, то остальные бесполезны»
Комментарий: Горькая сатира на общество. Автор высмеивает тех, кто предпочитает слепое благополучие осознанной жизни. Эмма, напротив, не может быть «дурой» — её ум и делает её несчастной. - «Из всех бурь, которые обрушиваются на любовь, просьба денег — самая охлаждающая и разрушительная»
Комментарий: Любовные романы Эммы рушатся, когда в них вмешиваются деньги. Это показывает, как материальное убивает романтику, превращая чувства в расчёт. - «Высокопарными словами обычно прикрывается весьма неглубокая привязанность»
Комментарий: Флобер критикует лицемерие. Родольф и Леон говорят Эмме красивые фразы, но их «любовь» — лишь игра. - «Когда мы черним любимого человека, то это до известной степени отдаляет нас от него»
Комментарий: Эмма разочаровывается в Шарле, постоянно находя в нём недостатки. Её критика — попытка оправдать собственные измены. - «Меня можно погубить, но меня нельзя купить»
Комментарий: Слова Леона, но они звучат как самообман. Он и Эмма продают свои идеалы ради минутных страстей. - «Вдруг и встретится счастье, в один прекрасный день придёт нечаянно, внезапно, когда в нём уже отчаялись»
Комментарий: Эмма верит, что счастье — в страсти и роскоши. Но её ожидания всегда обманываются, как и эта надежда. - «Любовь, казалось ей, приходит внезапно, с молнийным блеском и ударами грома… ввергает сердце в пучину»
Комментарий: Эмма ищет в любви драму, как в романах. Но реальность оказывается скучнее и трагичнее её фантазий. - «Он любил её чистой любовью… радости этой любви перевешивает горе, которое она причиняет в конце»
Комментарий: Шарль Бовари — единственный, кто любит искренне. Но его слепая преданность лишь усугубляет трагедию. - «Человек несчастен всегда, как бы ни был он счастлив»
Комментарий (дополнено): Эмма никогда не довольна тем, что имеет. Её вечное стремление к идеалу — причина душевной пустоты.
Почему эти цитаты важны?
Каждая фраза Флобера — ключ к пониманию Эммы: её мечтательности, эгоизма и трагического противостояния с реальностью. Роман учит, что бегство от действительности в иллюзии ведёт к краху.
Почему «Госпожа Бовари» актуальна?
Роман стал диагнозом общества потребления за 150 лет до его расцвета. Эмма, как современный человек, бежит от реальности в шопинг, романы и измены. Её трагедия — в неумении отличить мечту от иллюзии.
P.S. Если вы читали «Госпожа Бовари» в школе, перечитайте её сейчас. Как заметил Флобер: «Книги не меняются — меняемся мы».