Найти в Дзене
Винтажная парфюмерия

Синий платочек

В 1975 году по случаю 30-летнего юбилея Победы харьковская парфюмерная фабрика выпустила духи "Синий платочек" - в честь одной из самых популярных песен времен Великой Отечественной войны. История этой песни началась в 1940-м, когда композитор Ежи Петерсбурский, известный автор популярного танго "Утомленное солнце", написал мелодию в вальсовом ритме, к которой спустя довольно быстрое время поэт Яков Гольденберг добавил слова. Песня мгновенно стала популярной, о чем свидетельствуют целые две довоенные записи - Изабеллы Юрьевой и Екатерины Юровской. Изначально "Синий платочек" был исключительно мирной, лирической песней, но когда советские артисты принялись выступать с концертами в боевых частях, в тексте стали появляться изменения, соответствующие духу военного времени. Лидия Русланова, например, добавила два четверостишия про разлуку с возлюбленным, который уезжает - в песне не говорится, куда, но в то время такой отъезд и такое прощание могли значить только одно: на фронт. Хотя "Сини

В 1975 году по случаю 30-летнего юбилея Победы харьковская парфюмерная фабрика выпустила духи "Синий платочек" - в честь одной из самых популярных песен времен Великой Отечественной войны. История этой песни началась в 1940-м, когда композитор Ежи Петерсбурский, известный автор популярного танго "Утомленное солнце", написал мелодию в вальсовом ритме, к которой спустя довольно быстрое время поэт Яков Гольденберг добавил слова. Песня мгновенно стала популярной, о чем свидетельствуют целые две довоенные записи - Изабеллы Юрьевой и Екатерины Юровской.

Изначально "Синий платочек" был исключительно мирной, лирической песней, но когда советские артисты принялись выступать с концертами в боевых частях, в тексте стали появляться изменения, соответствующие духу военного времени. Лидия Русланова, например, добавила два четверостишия про разлуку с возлюбленным, который уезжает - в песне не говорится, куда, но в то время такой отъезд и такое прощание могли значить только одно: на фронт.

Хотя "Синий платочек" включали в свой репертуар многие певцы, все же самой известной исполнительницей этой песни стала Клавдия Шульженко - слова, которые написал для нее поэт-любитель Михаил Максимов, были наиболее "военными".

-2

В 1942 году Центральная студия кинохроники сняла для показа в воинских частях фильм "Концерт фронту", в котором участвовали многие популярные артисты, в том числе и Шульженко - она исполнила как раз "Синий платочек". Зрители смогли воочию увидеть тот самый платочек, благодаря песне ставший для миллионов советских людей символом мирной жизни, которая была до войны и которая непременно наступит после: певица во время съемок держала в руках платок из прозрачного шелкового шифона. Фильм был черно-белым, и чтобы синяя ткань платка не сливалась в кадре с темным платьем, кто-то - может, режиссер фильма М.Слуцкий, а может и сама Шульженко - придумал использовать платок с контрастным рисунком в белый горошек, получилось немного легкомысленно и трогательно.

-3

Позднее, в мирное время, Шульженко неоднократно исполняла "Синий платочек" с платком в руках, но предпочитала более плотный синий шелк без рисунка, хорошо видный даже с дальних рядов - с таким она появилась и в "Голубом огоньке" 1975 года, и на концерте по случаю своего 70-летия в 1976-м. Однако художник, придумавший оформление для духов "Синий платочек", вдохновлялся именно платочком из фильма 1942 года: коробка обтянута синим шелком в белый горошек. Изнутри крышку коробки украшает золотистый медальон с изображением героев песни - мужчина в военной каске и женщина, о которой он мечтает.

-4

"Синий платочек" очень поэтичен. Он стартует нотами молодой зелени - одновременно яркой и нежной, как у молодых побегов полыни и свежераскрывшихся тополиных почек - и букетом тюльпанов, этих главных цветов советского празднования Дня Победы. Дальше зелень звучит уже более спокойно, переходя в луговое разнотравье и сено в тени лесной опушки. Каким-то непостижимым образом переданы и пронзительно синее небо с белыми облаками, и легкое колыхание шифона при полном безветрии, и застывшее полуденное время. При этом аромат очень гладкий, словно весь этот мирный пейзаж, от которого щемит сердце, показан не вживую, а снят на кинопленку.

-5

Пирамида "Синего платочка":

начало– альдегиды, тюльпаны, зеленые ноты, полынь;

середина– герань, фиалка, липа, ветивер, шалфей, лаванда;

база– сандал, бобы тонка, кумарин, дубовый мох, мускус.

"Синий платочек" звучит так, как если бы его автор получил указание создать что-то вроде модного "Торжества", но при этом сам как потребитель предпочитал Climat или Sikkim. Поэтому аромат получился одновременно своим, родным словно венок из ромашек и в то же время как-то по-французски элегантным.

-6

Неизвестно, была ли Клавдия Шульженко знакома с духами "Синий платочек", но велика вероятность, что все-таки была: сложно поверить, что она не знала о духах, созданных, можно сказать, в честь нее - что никто не рассказал, не познакомил ее с ними, что харьковские парфюмеры не сделали такого подарка своей бывшей землячке (Шульженко родилась, выросла и начала артистическую карьеру в Харькове)... Другое дело, что зелено-фужерный "Синий платочек" мог не произвести на нее впечатления, ведь Шульженко обожала шипровый аромат Mitsouko и под конец своей жизни предпочитала именно его. Но Mitsouko как-то не вяжется с образом молодой певицы из киносъемки 1942 года - а вот "Синий платочек" подошел бы идеально и к ее тогдашней внешности, и к словам из песни:

"И вновь весной,

под знакомой ветвистой сосной

милые встречи,

нежные речи,

нам возвратятся с тобой..."

-7

(с) Виктория Власова