Во время реставрационных работ 1960-х годов в домике Петра Великого, первой гражданской постройке в Петербурге была раскрыта запрятанная дверь. Тогда реставратор и архитектор А. Э. Гессен посчитал, что она появилась в связи с устройством в домике часовни Спаса Нерукотворного Образа. Сейчас эту дверь (шириною 0,65 м, вполовину сдвоенного окна) можно увидеть только изнутри самой маленькой комнаты «дворца». Вообще, трудно представить себе, как проходили в столь узкую дверь дамы в кринолинах, да и посещавшие часовню паломники. В связи с изучением рождения этой двери, у исследовательницы И. Н. Бариновой родилось новое представление о сооружении домика Петра Великого. До этого, напомню, считалось, что домик построили русские солдаты или иностранные пленники по определенном образцу. Образцом могли послужить либо местные постройки, оставшиеся в Петербурге до прихода Петра, либо голландский домик Петра в Заандаме, где он учился корабельному мастерству. Однако, таинственная дверь, как и другие двери домика могут поведать нам о новой идее сооружения первого жилища Петра на берегах Невы.
И. Н. Баринова приводит интереснейшее мнение о сходстве плана домика с размещением комнат в адмиральском блоке: узкое прямоугольное, разделенное надвое переборкой (кладовая — буфет); по сторонам от него — большие по размерам и равновеликие, вероятно, спальня и столовая. Для сравнения исследовательница приводит в пример план каюты капитана на английском линейном корабле «Виктория» (заложен в 1759 г. на королевских доках в Чатаме; ныне стоит в сухом доке Портсмута и является музеем).
Капитанская каюта расположена на квартердеке и состоит из трех помещений: кабинета (самое большое по размерам) — 1, столовой (меньшее и более узкое) — 2 и спальни (узкое и очень малое) — 3. Двери кабинета открываются в обе смежные с ним комнаты, разделенные между собой переборкой; двери из этих комнат ведут под палубу шканцев, в переборке которых имеются тоже две двери. То есть спальня и столовая — проходные комнаты: капитан имел две возможности (кроме основного выхода из любого помещения на судне предусматривался и запасной) кратчайшим путем оказаться на палубе и в любом месте корабля. Возможно, Петр I воспроизвел в своем дворце хорошо знакомый ему модуль капитанских апартаментов на квартердеке.
Для этого достаточно было кроме сквозного прохода из кабинета — 1, через сени северного фасада — 2, в столовую — 3 создать еще один — из кабинета в столовую через сени южного фасада - 4. В конце XIX в. священник Д. Булгаковский писал: «Надо думать, что были и пятые двери - это из спальни в кабинет, которые впоследствии, по всей вероятности, закрыты».
В этой связи важно определить назначение самой малой комнаты домика. К. Р. Берк - один из иностранцев, посетивших Россию при императрице Анне Иоановне, писал: «Он (домик) низкий и состоит из всего двух комнат - большой и меньшей, разделенных узкой прихожей». А. И. Богданов отмечал: «Сей дворец его Величества состоит в небольших хоромцах брусчатых, по сторонам по одной светелке, а по середке сенцы.». Г. И. Георги приводил следующее описание: «В сем домике два хоромца и между обоими сени». Иными словами, наличия третьей комнаты не предполагалось, а речь шла лишь о сенях.
Царский домик - шестистенная изба с сенями. Для такого типа дома характерно расположение главного входа, являющегося центром всей композиции, на переднем фасаде, как правило, обращенном к реке. Этот «принцип планировки, зародившийся в жилом строительстве, был использован русскими плотниками в деревянных хоромах и церковных постройках XVII в. А затем и в каменных городских домах».
Особенностью домика Петра I является расположение его входной двери на северном, а не на южном, обращенном к Неве фасаде. Это необычно для городской застройки Санкт-Петербурга, где здания строили парадными фасадами к реке - главной магистрали города, и совершенно не соответствует обычаю царя, который в своих домах предусматривал возможность быстрого выхода к воде.
На гравюре П. Пикарта «Санкт-Петербург. 1704» хорошо видна пристань на сваях перед царским дворцом: полагаем, она вела к двери на его южном фасаде, существовавшей изначально. Единственным иконографическим документом, подтверждающим это предположение, является фрагмент «Петербургская крепость и Городовой остров» плана М. Бютнера 1704 г. На нем все дома вокруг Посольского дома А. Д. Меншикова изображены стоящими торцовыми фасадами к Неве, и только один, царский, главным: в центре его - входная дверь. На гравюре П. Пикарта, где хорошо виден дверной проем на южном фасаде домика царя, к которому со стороны Невы ведет свайная пристань.
Дверь могла быть вполне удобна для молодого царя и его спутников, а вид ее хорошо им знаком: на кораблях такие двери, устраивавшиеся в межпалубных переборках, вели в капитанскую каюту и из нее на кормовой балкон. В год 20-летия Санкт-Петербурга Петр I намеревался сделать из домика мемориал и, в частности, повелел заложить потерявшую функциональное назначение дверь.
Особый интерес представляют собой межкомнатные двери домика (кабинета - 1,82 х х 0,83 м; столовой - 1,83 х 0,95 м; спальни - 1,84 х 0,83 м; напомним, рост царя - 2,04 м). Интересно предположение И. Н. Бариновой, что дверь с перспективным видом из столовой в спальню могла быть перенесена сюда с захваченной накануне шнявы «Астрильд».
Согласно архивным документам, в 1704 г., в домик «были переданы шведские трофеи: четыре двери, в том числе одна с замком». Полагаем, что ими могли заменить двери из спальни в кабинет, из кабинета в сени и из столовой в сени (отметим, все двери домика надставлены для новых проемов, поскольку их обвязка без следов росписи), а дверями «с замком» - входные двери на северном фасаде. Дата «год 1704», по воспоминаниям П. Г. Брюса, была вырублена на ее косяке. Возможно, Петру I понравился обычай фиксировать факт окончания строительства: так, над входом в дом Геррита Киста, что хорошо видно на модели, хранящейся в Государственном Эрмитаже, имелась надпись: «ANNO 1652».
Таким образом, царский домик имел два входа: один на северном фасаде (в сенях находились пристенная «лестница-трап» на чердак, который служил, как в заандам- ском домике, второй спальней, а также нужник); другой вход - на южном фасаде, со стороны Невы.
Из сеней домика открывались кратчайшие пути: первый - к Посольскому дому А. Д. Меншикова (находился выше домика Петра I «сажен 20 вправо»); второй - к пристани, где всегда стояла наготове царская верейка.
Следует учесть еще одну особенность архитектурного облика домика - его лежачие окна почти во всю длину стен, которые нельзя назвать традиционными для деревянного зодчества северных стран.
Такие широкие «модульные» окна были типичными для композиции кормы голландских, шведских и русских кораблей, поскольку в акваториях замерзающих морей период навигации приходился только на теплое время года. В транце могло быть четыре, пять, шесть и более окон капитанской каюты/адмиральского салона.
Отмеченные архитектурные особенности «Первоначального дворца» в Санкт- Петербурге могут говорить о личном участии Петра I в его строительстве и первое воплощение его идеи «дома-корабля», которая воплотится в реальность при возведении напротив домика, в Летнем саду.
Санкт-Петербург 18 века с культурологом /peterburg18veka