Найти в Дзене
Маленький Минералог

Сотрудники музея Ферсмана в Великую Отечественную войну

В этот Великий день - 9 мая мне хочется рассказать про сотрудников музея, которые пережили этот ужасный период. Которые продолжали защищать и работать, несмотря ни на что. К моему сожалению, мне не довелось пообщаться с этими людьми при их жизни. Хорошо, что есть еще люди, которые знали их лично. Я прекрасно понимаю, что лишь маленькому проценту людей попадется информация, связанная с нашими сотрудниками, ведь информация была давно опубликована в статье "Новых данных о минералах". Поэтому мне хочется перенести её сюда и поблагодарить наших сотрудниц Е.Н. Матвиенко и Е.Л. Соколову за их труд. Текст принадлежит им. Каждый раз, когда вы приходите в Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана, любуетесь на образцы, просто знайте, что за образцами стоят наши сотрудники, сотрудники музея, их друзья и сочувствующие, и у них всех своя история. В дни празднования 80-летия Великой Победы мы вспоминаем тех, кто был к ней причастен: воинов и тружеников тыла. Среди них были и наши коллеги - сот

В этот Великий день - 9 мая мне хочется рассказать про сотрудников музея, которые пережили этот ужасный период. Которые продолжали защищать и работать, несмотря ни на что.

К моему сожалению, мне не довелось пообщаться с этими людьми при их жизни. Хорошо, что есть еще люди, которые знали их лично.

Я прекрасно понимаю, что лишь маленькому проценту людей попадется информация, связанная с нашими сотрудниками, ведь информация была давно опубликована в статье "Новых данных о минералах". Поэтому мне хочется перенести её сюда и поблагодарить наших сотрудниц Е.Н. Матвиенко и Е.Л. Соколову за их труд. Текст принадлежит им.

Каждый раз, когда вы приходите в Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана, любуетесь на образцы, просто знайте, что за образцами стоят наши сотрудники, сотрудники музея, их друзья и сочувствующие, и у них всех своя история.

В дни празднования 80-летия Великой Победы мы вспоминаем тех, кто был к ней причастен: воинов и тружеников тыла. Среди них были и наши коллеги - сотрудники Минералогического музея. Предвоенное десятилетие - сложные и тяжёлые годы в жизни страны. Для музея это было тревожное время административных реорганизаций, переезда в Москву и обустройства на новом месте, время небывалого приращения коллекций.

Выдающийся минералог, академик А.Е. Ферсман, бывший директором музея с

1919 года, продолжал курировать его работу уже в новом качестве: в 1930 году он возглавил образованный на базе Минералогического музея Институт минералогии и геохимии АН СССР. Музей продолжал развиваться как научное музейное учреждение в заданном академиком русле.

Директором (заведующим) Минералогического музея становится в 1932 г. В.И. Крыжановский. Этот замечательный человек, сын горного инженера - видного коллекционера, пришёл в музей в 1907 г. на должность учёного хранителя и посвятил ему 40 лет жизни. Он считался лучшим в стране

минералогом-диагностом, первым знатоком минералогии Урала, был замечательным лектором, стоял у истоков Бюро минералов.

Aкадемик В.И. Вернадский особенно высоко оценил собственно музейную работу В.И. Крыжановского, назвав её «музейным творчеством».

Крыжановский В.И. в роли директора музея.
Крыжановский В.И. в роли директора музея.

В 1934 г. правительством было принято Постановление о переводе Академии наук из Ленинграда в Москву, и 1934-1937 годы были для музея напряжённейшим и сложнейшим временем. Музею было предоставлено здание манежа бывшего дворцового поместья Нескучное. Это здание - памятник классической архитектуры начала XIX века; его состояние требовало больших строительно-ремонтных работ, которые продолжались два года.

Грандиозная работа по перемещению музея была осуществлена коллективом без потерь во многом благодаря чёткому руководству и активности заведующего В.И. Крыжановского и академика А.Е. Ферсмана. Для публики экспозиции были открыты в 1938 году. Годом ранее музей активно участвовал в проведении XVII Международного геологического конгресса: были организованы крупнейшие выставки в музее и в помещении консерватории, где проходили заседания МГК.

В 1937 г. условия для работы усложнились. В результате очередной реорганизации в Академии наук - слияния ряда институтов, в том числе и руководимого академиком А.Е. Ферсманом, - был создан Институт геологических наук. Минералогический музей тоже утратил самостоятельность: он был объединён с Геологическим музеем Академии наук в Геологический музей им. А.П. Карпинского - на правах отдела в Институте геологических наук.

Тем не менее последние предвоенные годы для Минералогического музея были временем интенсивного роста его научных коллекций. Заказанные экспозиционные витрины позволили не только модернизировать и значительно расширить старые выставки, но и создать новые. Интенсивно пополнялись коллекции музея за счёт экспедиционной работы сотрудников.

Наиболее ценные образцы организованной музеем выставки, присланные по специальному правительственному постановлению со всех концов страны, поступили после закрытия конгресса в музей. К 1941 г. в фондах насчитывалось около 82000 образцов, представляющих минералогию СССР и большинства регионов Земли, - Минералогический музей АН СССР стал одним из крупнейших минералогических музеев мира!!!

Начавшаяся Великая Отечественная война резко изменила жизнь всей страны. Враг рвался к столице. Часть предприятий и населения покидала город, было принято решение эвакуировать Институт геологических наук. Всё это заставило коллектив музея сильно сократить работу и свернуть собственно музейную ее часть.

Благодаря энергии и авторитету академика А.Е. Ферсмана были приняты меры по обеспечению сохранности коллекций. В сложнейшей обстановке руководил работой заведующий музеем В.И. Крыжановский. Выставки были демонтированы, большая часть коллекций подвергнута консервации; около 5000 тщательно отобранных экспонатов, наиболее ценных в научно-историческом и материальном отношении, подготовлены для вывоза на Урал. Отправка происходила в сентябре в обстановке приближения линии фронта к Москве, бомбёжек и нехватки транспорта. Ценный груз сопровождали сотрудницы музея В.А. Шевелёва и Е.Е. Вашман. По воспоминаниям ветеранов, часть образцов, сложенных в деревянные ящики, была зарыта неподалёку от музея - под мостом через овраг, отделяющий территорию дворцового комплекса от манежа. Работа проводилась в обстановке строгой секретности; это породило легенду о том, что и поныне в кирпичную кладку мостовых опор «замурованы» минеральные редкости. Когда враг стоял под Москвой, при музее оставался один пожилой комендант С.Е. Глазов. Семён Ефимович не покидал здания, ночуя в нынешней комнате № 6.

Несмотря на тяжелую обстановку, продолжались полевые работы. Эвакуированные вместе с Институтом геологических наук на Урал сотрудники музея под руководством В.И. Крыжановского в 1942-1943 гг. работали в Государственном Ильменском заповеднике. Действовало Бюро минералов.

Сборы минералов производились из ряда копей нефелинового и сиенитового комплекса, а также из месторождений ильменорутила у деревни Селянкиной. В.И. Крыжановский консультировал горно-поисковые работы по циркону.

В 1942 г. в руководстве Академии наук происходят благоприятные события: директором Института геологических наук назначается академик А.Е. Ферсман, и в 1943 г. из состава института на правах самостоятельной административной единицы выделяется Геологический музей им. А.П. Карпинского, включавший геологическое и минералогическое отделения. Летом 1943 г. на фронтах завершается коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Уже с октября вернувшиеся в Москву с Институтом геологических наук сотрудники под руководством директора музея В.И. Крыжановского занимаются работами по воссозданию выставок. В марте 1944 г. вывезенные образцы были возвращены в целости и сохранности, возобновилась запись поступающего материала, полностью восстановлены выставки, и 1 июля 1944 г. музей открылся для посетителей.

Полевые сборы производились сотрудниками и в 1944-1945 гг. В годы лишений и разрухи основной фонд музея пополнился более чем 1000 образцами!

Директор Геологического музея В.И. Крыжановский в 1945 г. был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны». На выставке, созданной в честь 60-летия Победы, демонстрируются некоторые экспонаты сборов военных лет.

Мы с особой теплотой и благодарностью вспоминаем участников Великой Отечественной войны, в разное время работавших в музее. С именем Георгия Павловича Барсанова (1907-1993), одного из крупнейших минералогов России, связана целая эпоха в истории музея. Он работал здесь с 1930 по 1976 год сначала научным сотрудником, а с 1953 г. в качестве директора. С 1961 г. руководил музеем на общественных началах, будучи профессором, заведующим кафедрой минералогии в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова.

Г.П. Барсанов с коллегами-выпускниками.
Г.П. Барсанов с коллегами-выпускниками.

С первых дней Великой Отечественной войны Георгий Павлович был мобилизован в действующую армию, где на Северо-Западном участке фронта в составе пехотной дивизии участвовал в боях по обороне района города Старая Русса. В звании старшего лейтенанта был начальником штаба отдельного саперного батальона. Случилось так, что в августе 1941 г.

Георгий Павлович с группой бойцов перемещался под Руссой на позиции в грузовике. Грузовик подорвался на мине, и из всей группы, состоявшей из 21 человека, выжил он один, перенеся тяжелое ранение и контузию.

Награжден медалями «За отвагу» 1945 г., «За Победу над Германией» 1946 г., «20 лет Победы над Германией 1966 г.

Среди представленных на выставке «К 60-летию Великой Победы» образцов, найденных на Урале сотрудниками музея в годы войны, есть и собранные им уже после госпиталя.

Анатолий (Натан) Ильич Гинзбург (1917-1984), яркий специалист в области минералогии редкометальных и литиевых пегматитов, работал в музее с 1942 по 1956 г.

Однако фактически до конца жизни продолжал участвовать в музейной деятельности: передавал материалы, консультировал, готовил экспозиции. Именно он является создателем первой музейной выставки «Псевдоморфозы».

А.И.Гинзбург
А.И.Гинзбург

Войну выпускник МГРИ Анатолий Гинзбург встретил в рядах Красной Армии, где проходил действительную службу. С первых дней войны был на передовой на Северо-Западном фронте. В первом же бою, под городом Остров Псковской области, получил серьёзное ранение и чудом остался жив: его случайно заметил знакомый с проезжавшей попутной машины и доставил в ленинградский госпиталь. Из Ленинграда раненых успели вывезти в тыл всего за неделю до того, как сомкнулось кольцо блокады. После лечения в Свердловске младший сержант командир взвода А.И. Гинзбург вернулся в строй, но вскоре был снова тяжело ранен и контужен. Произошло это в Пушкинских горах, неподалёку от села Михайловское. Отряд попал в окружение, группа бойцов спряталась в подвале одного из домов. Анатолий Ильич оказался за дверью в подвал и укрылся под телогрейкой в углу. Ворвавшиеся фашисты сплошными очередями расстреляли всех.

Кунцит. Кулам, Афганистан. Более 6 см. Образец: Мин. музей им.А.Е. Ферсмана РАН (№86841. Гинзбург А.И., 1990). Фото: © А.А. Евсеев. \\ НМК-133
Кунцит. Кулам, Афганистан. Более 6 см. Образец: Мин. музей им.А.Е. Ферсмана РАН (№86841. Гинзбург А.И., 1990). Фото: © А.А. Евсеев. \\ НМК-133

А.И. Гинзбург был единственным, кому удалось уцелеть.

Награжден медалями «За отвагу» 1945 г., «За Победу над Германией» 1946 г.

После длительного лечения и демобилизации по инвалидности Анатолий Ильич пришёл на работу в Институт геологических наук. На юбилейной выставке можно было увидеть образцы литиевых минералов и касситерита с месторождений Калбинского хребта в Казахстане из его полевых сборов 1943 г.

Виктор Иванович Степанов (1924-1988), талантливейший минералог-энциклопедист и коллекционер, выдающийся мастер визуальной диагностики, человек-легенда, состоял в штате в музея сравнительно недолго - последние 2 года своей жизни. Но сотрудничать с музеем он начал с юных лет, передавая образцы, консультируя сотрудников, помогая в работе над выставками. Ему принадлежит ведущая роль в создании замечательных музейных экспозиций «Пещеры» и «Формы выделения минералов в природе». Он безвозмездно передал в музей труд всей своей жизни-уникальную коллекцию, в которой свыше 20000 образцов.

В.И. Степанов среди сотрудников Минералогического музея им.А.Е. Ферсмана РАН. Слева направо: Н.В. Манучарянц, И. Борисова, М.Терентьев, Б.Б. Шкурский, Д.А. Романов, В.И. Степанов, Д.В. Абрамов, Т.И. Матросова, Ю.С. Кобяшев. 21 мая 1987 г. Фото: А.А.Евсеев
В.И. Степанов среди сотрудников Минералогического музея им.А.Е. Ферсмана РАН. Слева направо: Н.В. Манучарянц, И. Борисова, М.Терентьев, Б.Б. Шкурский, Д.А. Романов, В.И. Степанов, Д.В. Абрамов, Т.И. Матросова, Ю.С. Кобяшев. 21 мая 1987 г. Фото: А.А.Евсеев

В 1942 г. Виктор Иванович был мобилизован в ряды Красной Армии и направлен в Гомельское пехотное училище, дислоцированное в то время в Душанбе. Впоследствии он рассказывал, что и в суровых условиях военной армейской подготовки продолжал собирать минералы, отыскивая их в свободное время и даже при рытье окопов.

После окончания училища в декабре 1943 г. В.И. Степанов попал на 3-й Украинский фронт командиром минометного взвода. С боями он прошел всю Южную Украину, участвовал во взятии Кривого Рога, форсировании Южного Буга,Днестра. После ранения возвратился в Красную Армию в качестве переводчика и участвовал в военных операциях в Пернике и Софии (Болгария).

Награжден Орденом Великой Отечественной войны II степени и медалью «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

После окончания войны в 1945-1946 гг. продолжал в составе воинских частей оставаться в Болгарии. Сохранилась сделанная тогда фотография (рис. 3). В коллекции В.И. Степанова есть образцы сбора 1941 г. - когда до призыва в армию он был студентом-геологом в Свердловске на Урале. Почётное место на выставке занимают кристаллы железистого авгита из базальта, собранные им в окрестностях горы Карнабад в Юго-Западной Болгарии он был тогда в действующей армии, в составе частей 4-го Украинского фронта.

Участниками войны были сотрудник Бюро минералов И.С. Столяров, привёзший немало ценных образцов из экспедиций, научный сотрудник музея К.В. Подлесский, смотритель А.П. Остапенко. 60 лет - небольшой срок в масштабах истории; это миг по привычной для нас, минералогов, геологической шкале времени. Однако, к сожалению, в музее уже не осталось в живых никого, кто работал здесь в те тяжёлые годы, и информация о тех временах постепенно утрачивается.

Большинство из тех, кого мы сейчас уважительно именуем «старейшинами» музея, во время войны еще не достигли призывного возраста. На их долю выпали суровые лишения той поры, тяжелый труд в тылу: на месторождениях и лесоповале, на постройке оборонительных укреплений, на заводах и в колхозах.

Среди них Андрей Иванович Пономаренко (родился в 1926 г.), специалист с многолетним опытом полевой геологической работы в важнейших регионах востока страны.

Он работал в музее более четверти века. Передал в музей уникальные коллекции минералов кимберлитов и Норильского медно-никелевого месторождения. 15-тилетним школьником, учеником 8-го класса зимой 1941-1942 гг.

А.И.Пономаренко
А.И.Пономаренко

А.И. Пономаренко пришёл на эвакуированный в Кемерово военный завод, производивший танки.Ударно работал вплоть до конца мая 1945 г. на сборке двигателей и восстановлении цехового оборудования.

Награждён медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Статья: https://fmm.ru/images/9/9e/NDM_2006_41_Matvienko.pdf