Товарищи читатели! От имени нашей редакции поздравляем вас с восьмидесятилетием Победы в Великой Отечественной войне! 80 лет назад Советский народ выдержал чудовищные события и отстоял право тысяч народов на существование. В честь праздника 9 мая представляем подборку интересных, поучительных, драматичных и достойных кинокартин, посвящённых событиям Великой Отечественной войны.
«Брестская крепость» (реж. Александр Котт, 2010)
Нацисты напали на СССР 22 июня в 4 часа утра. Спустя 15 минут после нападения, в 4:15 гарнизон города-крепости Брест принял самый первый удар гитлеровской Германии. Нацисты планировали взять крепость за 8 часов… По итогу не могли подавить сопротивление её защитников целый месяц. Об этих событиях рассказывает русско-белорусский фильм Александра Котта «Брестская крепость» 2010 года.
Фильм основан на реальных событиях и его историческая достоверность — принципиальная позиция создателей фильма. Сценарий фильма проходил согласование с живыми защитниками самой Брестской крепости и сотрудниками мемориала «Брестская крепость-герой». Как отмечал участник обороны Пётр Котельников:
«ценность этого фильма заключается в его исключительной объективности. Все события первых дней обороны крепости очень точно отображены по месту и времени»
Это отличный повод посмотреть кинокартину. Вдобавок, фильм снят крайне кинематографично и вызывает сильнейшие чувства переживания за персонажей, где соединяется отличная игра актёров и осознание, что всё показанное на экране было на самом деле…
«Иваново детство» (реж. Андрей Тарковский, 1962)
Фильм о трагедии одного маленького человека, у которого война отняла всё, и в первую очередь – детство.
История 12-летнего Ивана, ставшего разведчиком и живущего лишь жаждой мести, показана с невероятной психологической глубиной. Тарковский мастерски переплетает суровую реальность фронтовых будней со сновидениями и воспоминаниями мальчика о мирной жизни. Эти контрасты еще сильнее подчеркивают ужас происходящего в тот период и как война отражалось в детском сознании.
Взяв за основу трагическую историю мальчика-разведчика из повести Владимира Богомолова, Андрей Тарковский в своей дебютной полнометражной картине «Иваново детство» сумел показать войну через призму сломленной детской души – самое пронзительное и контрастное изображение её противоестественности. Этот мощный и эмоционально насыщенный фильм не только принёс молодому режиссёру всемирную славу, но и был по достоинству оценён на самом высоком уровне, получив «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции и другие значимые награды.
«Жаворонок» (реж. Никита Курихин и Леонид Менакер, 1964)
Работа режиссёров Никиты Курихина и Леонида Менакером основана на реальных событиях, произошедших в немецком тылу. Для испытаний противотанковых орудий фашисты использовали трофейные советские танки с экипажами из пленных. Один из таких танков — Т-34 — сумел вырваться из плена. Историю побега одного из таких экипажей опубликовала «Комсомольская правда» в 1964 году под заголовком «Подвиг капитана». Режиссёр Леонид Менакер, прочитав статью за чаем, решил её экранизировать: «...хороший фильм можно снять и по газетной публикации...», — говорил он.
«Жаворонок» — один из самых пронзительных и недооценённых советских фильмов о Великой Отечественной войне. Атмосфера фильма усилена ощущением безысходности, но и вместе с тем яростного сопротивления врагу внутри его логова. И это показано через экипаж танка. Они не шаблонные герои, а живые люди с разными судьбами (молодой солдат Алексей, сломленный войной Пётр, француз-интербригадовец). При этом, танк становится «жаворонком» — вестником грядущей Победы, что особенно трогательно в сцене с женщинами-остарбайтерами, бегущими за ним.
При этом фильм вызвал споры: одни хвалили его за правдивость и эмоциональную силу, другие критиковали за «карикатурных» немцев и условность многих моментов фильма(бесконечное топливо танка, к примеру). Однако его главная ценность — в человечности. Это не батальное кино, а драма о том, как даже в аду плена люди остаются людьми.
«Мы из будущего» (реж. Андрей Малюков, 2008)
История о четверых современных молодых людях – «чёрных копателях» – которые цинично зарабатывают на артефактах Великой Отечественной войны. Для них прошлое – лишь источник наживы.
Однажды, во время очередных раскопок, они необъяснимым образом попадают прямиком в 1942 год, в самый разгар ожесточенных боев. Мужчины, привыкшие к комфорту и далёкие от понятий патриотизма и самопожертвования, оказываются лицом к лицу с ужасами войны, героизмом предков и настоящей ценой Победы. То, что казалось им игрой или далекой историей, становится их суровой реальностью.
Малюков в своем фильме высказывается о связи поколений, о том, как важно помнить и чтить подвиг тех, кто отдал жизнь за наше будущее. Он заставляет задуматься о ценностях и переосмыслить свое отношение к истории.
«Судьба человека» (реж. Сергей Бондарчук, 1959)
Бессмертная классика, режиссерский дебют Сергея Бондарчука – «Судьба человека». Этот фильм, снятый по одноименному рассказу Михаила Шолохова, показывает те невероятные испытания, которые выпали на долю многих солдат во время Великой Отечественной войны.
Перед нами предстает картина с очень трагичной историей простого русского солдата Андрея Соколова. Война безжалостно отбирает у него всё самое дорогое: дом, семью, свободу – он проходит через ужасы фашистского плена, теряет близких. Но даже пройдя через этот ад, Соколов не сломался.
Кульминацией его пути становится встреча с маленьким сиротой Ванюшкой, в котором он находит новый смысл жизни и силы для того, чтобы любить и заботиться.
Так, реальная встреча 1946 года вдохновила Шолохова на создание рассказа, который, однако, увидел свет лишь десять лет спустя. Поворотным моментом стали размышления о судьбе человека в произведениях западных авторов, после чего рассказ «Судьба человека» был написан всего за семь дней. Опубликованное в газете «Правда» в канун нового 1957 года, это произведение, посвященное Евгении Левицкой, сразу же стало всенародно любимым и вызвало широкий отклик, доказав силу простой человеческой истории.
«Отец солдата» (реж. Резо Чхеидзе, 1964)
Советский фильм режиссёра Резо Чхеидзе и сценариста Сулико Жгнети рассказывает о грузинском крестьянине, который ищет своего сына на войне. В основу сюжета лёг реальный случай из биографии Сулико. Прототипом главного героя стал его сослуживец — колхозник из Бодбисхеви. Несмотря на возраст, этот мужчина обладал невероятной силой. Видя, как тяжело молодым солдатам, он часто забирал у них пулемёт и нёс его на себе несколько километров. В дивизии старик стал всеобщим любимцем. Для многих бойцов он был как отец — оберегал их, порой даже закрывая собой от пуль. Сценарист сохранил персонажу его настоящее имя — Георгий Махарашвили.
Этот фильм показывает сильный образ советского народа, который, несмотря на ужасы войны и зверств нацистов, сохраняет человечность. Пожалуй, ключевой момент фильма — эпизод с виноградом. Это особенно перекликается с философской концепцией борьбы со злом: борясь с драконом, главное самим не стать им… Этот фильм ценен своим посылом — быть честным и любить свою Родину. Показательно признание режиссёра «Отца солдата» Серго Чхеидзе, что лучшей рецензией на фильм можно считать случай с молодым человеком из Севастополя, который пришёл в милицию и признался в краже. На вопрос по какой причине он сдался парень ответил: «Я только что посмотрел фильм „Отец солдата“ и решил, что буду честно жить на белом свете».
Авторы: Вадим Назаров, Максим Печкуров